- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО В СФЕРЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ
Статья опубликована в журнале за "Июль 2021"
Автор(ы) статьи: Иванов А.С.
PDF файл статьиУДК 343.85 Иванов Артем Сергеевич студент 1 курса магистратуры, юридический факультет Московский финансово-промышленный университет «Синергия», Россия, г. Курган e-mail: artemka.sergeevich.91@mail.ru ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО В СФЕРЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ Аннотация: В статье раскрывается система нормативно-правовых актов в области противодействия коррупции. Автор акцентирует внимание на отдельных проблемах в данной сфере, с учетом выявленных проблем, формулирует рекомендации и предложения по их разрешению. Ключевые слова: взятка, коррупция, наказание, обогащение, преступление, противодействие. Ivanov Artem Sergeevich, 1st year master student, Faculty of Law Moscow Financial and Industrial University «Synergy», Moscow, Russia LEGISLATION IN THE FIELD OF ANTI-CORRUPTION: CURRENT PROBLEMS AND WAYS TO SOLVE THEM Abstract: The article reveals the system of regulatory legal acts in the field of anti-corruption. The author focuses on individual problems in this area, taking into account the identified problems, formulates recommendations and proposals for their resolution. Keywords: bribery, corruption, punishment, enrichment, crime, counteraction. Одной из основных составляющих противодействия коррупции является наличие прочной законодательной основы, учитывающей все проблемы, существующие в обществе, обуславливающие наличие причин коррупционной преступности. Наличие коррупции и ее ежегодное расширение и разрастание подтверждается, в том числе, исследованиями, проводимыми на международном уровне. Так, среди других зарубежных стран Россия занимает 137 из 180 место по индексу восприятия коррупции. Данный индекс устанавливается по Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 07/2021 https://tribune-scientists.ru 1 результатам опросов, проводимых среди представителей бизнеса и экспертов. Для сравнения отметим, что еще в 2015 г. страна по данному показателю занимала 119 место. Изложенное свидетельствует о недостаточной эффективности проводимых на государственном уровне мероприятий по противодействию коррупции [2, с. 34]. Система законодательства в сфере противодействия коррупции предусмотрена ст. 2 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции». Как следует из содержания данной статьи противодействие коррупции регулируется как нормами международного, так и нормами национального законодательства. В системе международных нормативно-правовых актов в исследуемой сфере необходимо выделить: Конвенцию ООН против коррупции от 31 октября 2003 г., Конвенцию об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 г. Национальная законодательная основа в сфере противодействия коррупции включает в себя: Конституцию РФ, законы как федеральные, так и законы субъектов РФ, подзаконные нормативно-правовые акты, ведомственные нормативно-правовые акты, акты муниципального нормотворчества. На основе конституционно- правовых норм приняты законы, раскрывающие мероприятия по противодействию коррупции, в том числе, предусматривающие ответственность за совершение данного вида преступлений. Так, взяточничество является одним из основных видов коррупционных преступлений (ст. 290, 291, 291.1, 291.2 УК РФ) [3, с. 67]. Несмотря на наличие проработанной законодательной основы, принятие и действие специализированного Закона в сфере противодействия коррупции, тем не менее, ежегодно на государственном уровне констатируется, что ущерб от совершаемых преступлений коррупционных направленности только возрастает. Это свидетельствует о том, что в российском антикоррупционном законодательстве присутствует проблемы и пробелы, в том числе, «лазейки», которые позволяют недобросовестным чиновникам совершать данные преступления и оставаться безнаказанными. 2 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 07/2021 https://tribune-scientists.ru В рамках анализа законодательства в сфере противодействия коррупции нами было установлено, что при расследовании преступлений коррупционной направленности, в ряде случаев, используется понятие «незаконное обогащение». Данное понятие не образует самостоятельный состав коррупционного преступления, оно фигурирует только в гражданском законодательстве и применительно к физическим лицам. При этом, в отношении должностных лиц «незаконное обогащение» не применяется. Вместе с тем, включение в УК РФ «незаконного обогащения» в качестве самостоятельного состава коррупционного преступления позволило бы привлекать к ответственности за совершение коррупционного преступления не на разовой основе, а закрепить систематический характер данных преступных действий. Наказание за данное преступление должно быть более суровым, относительно получения взятки (ст. 290 УК РФ). Например, от 1 до 3 млн. руб. или в размере от тридцатикратной до стакратной суммы взятки. В отличие от гражданских дел, где ответчиками за совершение противоправных деяний могут выступать физические лица, по уголовным делам коррупционной направленности вред причиняется государству. В данном случае потерпевшим является государство. При этом, материальный вред, причиненный государству, нельзя рассматривать абстрактно – это вред, причиненный всему обществу. Ведь государственная казна, как известно, формируется, прежде всего, за счет налогов и сборов, поэтому ущерб в данном случае причиняется гражданам, которые формируют государственную казну. Кроме денежных средств, незаконно получаемых служащими-коррупционерами, последние также имеют и законодательно установленные льготы, перечень которых является значительным [1, с. 36]. Проведенный анализ санкций уголовного законодательства за совершение коррупционных преступлений и материалов судебной практики, позволил установить, что судами чиновникам-коррупционерам назначается наказание в виде штрафа [4]. Последнее, в свою очередь, формирует в таких должностных лицах уверенность избежать за совершенное коррупционное преступление Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 07/2021 https://tribune-scientists.ru 3 реального лишения свободы. На основании изложенного, признаем целесообразным ужесточить наказание за совершение исследуемого вида преступных посягательств. Анализ санкций ст. 290 и 291 УК РФ позволил прийти к выводу о том, что санкции «дачи взятки» значительно ниже санкций «получения взятки». При этом, психологические причины коррупции являются одними из основных. В связи с этим, борьбу с коррупцией необходимо осуществлять не только с точки зрения ужесточения наказания для получателей взятки, но и для взяткодателей. Если чиновнику не будут предлагать взятку, уровень коррупционной преступности, безусловно, снизится. В связи с этим, необходимо приравнять санкции за совершение «дачи взятки» к санкциям за «получение взятки». Таким образом, несмотря на наличие прочной законодательной основы в сфере противодействия коррупции, тем не менее, остаются неразрешенными некоторые проблемы. Сформулированные в рамках проведенного исследования рекомендации и предложения, могут принести положительный эффект при их практической реализации. Список литературы: 1. Давудова И.Г. Правовые основы противодействия коррупции // Образование. Наука. Научные кадры. 2020. № 3. С. 36-40. 2. Майстренко Г.А. Противодействие коррупции в России: правовое регулирование // Образование и право. 2020. № 9. С. 34 – 42. 3. Ткачев С.В. Конституционно-правовые основы противодействия коррупции в РФ // Образование и право. 2020. № 8. С. 67-73. 4. Судебная практика по коррупционным преступлениям, по взяточничеству. [Электронный ресурс] // Режим доступа: URL: https://sudact.ru/practice/po-korrupcionnym-prestupleniyam-po-vzyatochnichest/ (дата обращения: 16.07.2021) Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 07/2021 https://tribune-scientists.ru 4