- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА
Статья опубликована в журнале за "Июль 2021"
Автор(ы) статьи: Дубровин Н.А., Федосеева Л.А., Илюшина Е.С., Воронцов А.М., Барсукова А.Е.
PDF файл статьиУДК 372.212 Дубровин Никита Алексеевич студент 1 курса магистратуры Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина, Россия, г. Нижний Новгород e-mail: dubrovinnaa@yandex.ru Федосеева Любовь Алексеевна студентка 1 курса магистратуры Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина, Россия, г. Нижний Новгород Илюшина Елена Сергеевна студентка 1 курса магистратуры Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина, Россия, г. Нижний Новгород Воронцов Александр Максимович студент 1 курса магистратуры Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина, Россия, г. Нижний Новгород Барсукова Анастасия Евгеньевна студентка 3 курса бакалавриата Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина, Россия, г. Нижний Новгород ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА Аннотация: Авторы статьи характеризуют проблему формирования личности дошкольника. В статье выделяются признаки сформированности личности дошкольника, наиболее значимые аспекты данного процесса, компоненты социализации личности ребёнка, а также элементы сформированной личности. Ключевые слова: социализация, формирование личности, ответственность, коммуникация, общество. Dubrovin Nikita Alekseyevich 1 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 07/2021 https://tribune-scientists.ru 1st year master student Nizhny Novgorod State Pedagogical University named after K. Minin Russia, Nizhny Novgorod Fedoseyeva Lyubov Alekseevna 1st year master student Nizhny Novgorod State Pedagogical University named after K. Minin Russia, Nizhny Novgorod Ilyushina Elena Sergeevna 1st year master student Nizhny Novgorod State Pedagogical University named after K. Minin Russia, Nizhny Novgorod Vorontsov Alexander Maksimovich 1st year master student Nizhny Novgorod State Pedagogical University named after K. Minin Russia, Nizhny Novgorod Barsukova Anastasia Evgenievna 3rd year bachelor student Nizhny Novgorod State Pedagogical University named after K. Minin Russia, Nizhny Novgorod FORMATION OF THE PRESCHOOLER'S PERSONALITY Abstract: The authors of the article characterize the problem of formation of a preschooler's personality. The article highlights the signs of preschooler's personality formation, the most important aspects of this process, the components of child's personality socialization, as well as elements of a formed personality. Key words: socialization, personality formation, responsibility, communication, society. Формирование личности дошкольника непосредственным образом зависит от навыков общения и коммуникации, умения выражать собственные мысли и высказывать своё мнение. Не секрет, что личность человека начинает формироваться глубоко в детстве. Возраст дошкольника как раз-таки является тем возрастом, когда личность формируется наиболее активно, поэтому данная проблема вызывает сильный интерес исследователей-педагогов. 2 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 07/2021 https://tribune-scientists.ru Не до конца разрешённым является следующий вопрос: из каких факторов складывается личность человека? Всё же, можно отметить, что в первую очередь в фундаменте личности лежат мотивы. Личность человека изменчива и неоднородна. В возрасте трёх-семи лет у детей появляется определённая иерархия мотивов, появляется некоторое поведение, зависящее от внешних правил и норм. Н.В. Никитина выделяет следующие признаки сформированности личности дошкольника: - специфическая индивидуальность; - навыки гибкой ориентации в постоянно изменяющихся условиях внешней среды; - способность к творческому нестандартному мышлению; - высокие способности коммуникации; - готовность к осуществлению различных типов активной деятельности. Также исследователь считает, что процесс формирование личности дошкольника включает в себя три значимых аспекта: - социализация (влияние внешней среды); - семейное воспитание; - генетическая наследственность [1]. В свою очередь, социализация представляет собой процесс поэтапного формирования человека в рамках процессов обучения, воспитания и образования. Важную роль в социализации играют также адаптация и защита. Процесс социализации включает в себя определённую последовательность действий, результатом которых является сформированная личность, способная к принятию важных жизненных решений. Существует множество субъектов, которые принимают активное участие в социализации ребёнка. В.Н. Шебеко выделяет ряд компонентов социализации личности дошкольника: - приобретение дошкольником опыта социальных взаимоотношений; Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 07/2021 https://tribune-scientists.ru 3 - появление потребности к изменению и преобразованию окружающей действительности; - адаптация к обществу, его нормам и правилам [2]. Исследователь Л.И. Божович выделяет элементы сформированной личности ребёнка: - инициативность, характеризующаяся тем, что дошкольник способен подталкивать окружающих его людей к определённым действиям; - самостоятельность, которая проявляется в способности ребёнка принимать самостоятельные решения на основании собственных предпочтений и желаний. - понимание безопасности. В данном случае речь идёт о том, что ребёнок понимает, что можно делать, а что совершенно нельзя с точки зрения безопасности его здоровья. - произвольность, выражающаяся в соотношении дошкольником собственных поступков с тем, что он считает правильным, ребёнок делает вывод о том, какие поступки и действия допустимы, а что делать никоим образом нельзя. - ответственность, характеризующаяся осознанием того, что каждое действие несёт за собой определённые последствия [3]. Список литературы: 1. Никитина Н.В. Формирование личности дошкольника // Педагогика и психология: актуальные вопросы теории и практики. 2016. № 1(6). С. 17-19. 2. Шебеко В.Н. Дошкольный возраст: психомоторная одаренность //Дошкольное воспитание. 2017. № 7. С. 42-47. 3. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб.: Питер, 2008. 398 с. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 07/2021 https://tribune-scientists.ru 4