- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
ТРЕНИРОВОЧНЫЙ КОМПЛЕКС- КАК ОСНОВА КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОСТИ
Статья опубликована в журнале за "Июнь 2021 г."
Автор(ы) статьи: Кириакиди О.Б.
PDF файл статьиУДК 614.849 Кириакиди Олеся Борисовна студентка 2 курса магистратуры Тольяттинский государственный университет Россия, г. Тольятти e-mail: manunala@rambler.ru Научный руководитель: Щипанов Анатолий Владимирович кандидат технических наук, доцент Департамент магистратуры Институт инженерной и экологической безопасности Тольяттинский государственный университет Россия, г. Тольятти ТРЕНИРОВОЧНЫЙ КОМПЛЕКС- КАК ОСНОВА КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОСТИ Аннотация: В статье рассматривается вопрос внедрение в практику формирования культуры безопасности и профилактики пожаров активное использование данных тренировочных комплексов в образовательных учреждениях, для формирования у детей и подростков психологической устойчивости и правильным действиям в чрезвычайной ситуации. Ключевые слова: пожарная безопасность, профилактика пожаров, культура безопасности, тренажерный комплекс «Имитация квартиры», психологическая подготовка детей. Kiriakidi Olesya Borisovna 2nd year master student Togliatti State University Russia, Togliatti Scientific adviser: Anatoly Shchipanov candidate of technical sciences, Associate Professor of the Department of Master's Degree at the Institute of Engineering and Environmental Safety Togliatti State University Russia, Togliatti TRAINING COMPLEX - AS A BASIS SAFETY CULTURES Abstract: The article discusses the issue of introducing into the practice of forming a culture of safety and preventing fires, the active use of these training Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2021 https://tribune-scientists.ru 1 complexes in educational institutions, for the formation of psychological stability in children and adolescents and the correct actions in an emergency. Key words: fire safety, fire prevention, safety culture, simulated apartment training complex, psychological preparation of children. Обеспечение необходимого уровня пожарной безопасности и минимизация потерь вследствие пожаров являются важным фактором устойчивого социально-экономического развития Российской Федерации, а вопросы пожарной безопасности остаются приоритетными направлениями государственной политики. Вследствие постоянно проводимой работы в области государственной системы обеспечения пожарной безопасности, количество пожаров стабильно уменьшается, однако нерешенных проблем в этой области остается немало. В борьбе с пожарами важным направлением является проведение профилактических мероприятий, включающих в себя противопожарную пропаганду, агитацию и обучение населения мерам пожарной безопасности. В среднем, ежегодно на территории Российской Федерации происходит более 130 тысяч пожаров, на которых погибает практически 8 тысяч человек, около 10 тысяч человек получают травмы. Наибольшее количество пожаров (более 30% от их общего количества) происходит по причине нарушения правил устройства и эксплуатации электрооборудования, на втором месте – пожары по причине неосторожного обращения с огнём (27% соответственно), на третьем – пожары по причине нарушений при устройстве и эксплуатации печей (16%). Наибольший вклад в минимизацию рисков возникновения пожаров, гибели и травматизма людей вносит реализация профилактических мероприятий. В свою очередь, под профилактикой пожаров понимается совокупность превентивных мер, направленных на исключение возможности возникновения пожаров и ограничение их последствий. Положения Федерального закона «О пожарной безопасности» не раскрывают, какие именно меры направлены на исключение возможности 2 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2021 https://tribune-scientists.ru возникновения пожара и ограничение их последствий. В этой связи, этот термин может трактоваться сколько угодно широко. В то же самое время, результаты расследований пожаров и их последствий показывают, что в той или иной степени, в основе причин возникновения практически каждого пожара лежит так называемый «человеческий фактор». Поэтому в качестве основных мер, направленных на исключение возможности возникновения пожаров, следует рассматривать мероприятия, направленные на повышение культуры безопасности населения. И начинать формировать культуру безопасности, нужно с детского возраста в периоды формирования личности человека. Для этих целей на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югре, по инициативе Главного управления МЧС России по Ханты- Мансийскому автономному округу-Югре при поддержки Правительства Ханты- Мансийского автономного округа – Югре, в образовательных учреждениях округа создаются учебно-тренировочные площадки, виде тренажерного Комплекса «Имитация квартиры». Данный тренажерный Комплекс «Имитация квартиры» предназначен для подготовки (обучения) лиц школьного возраста правилам поведения в чрезвычайных ситуациях в быту. Тренировки производятся для получения навыков по обращению с неисправными электроприборами, по выявлению протечек в системе водоснабжении и отоплении, а также их локализации и предотвращения аварии в квартире. Тренировки позволяют запомнить и усвоить порядок действий в той или иной экстремальной ситуации для детей, в том числе и действия при пожаре. Тренировочный комплекс, позволяет проводить систематические занятия с имитацией обстановки, приближенной к пожару, аварии в квартире. Периодические тренировки детей позволяют значительно улучшить их психологическую подготовку и психологическую устойчивость в экстремальных и не обычных для детей ситуациях. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2021 https://tribune-scientists.ru 3 Тренировочный комплекс представляет собой техническое средство обеспечения учебного процесса тренирующихся, позволяющий обеспечить достаточный методический уровень проведения занятий. Обеспечение безопасности обучаемых во время тренировок достигается специальными средствами и организационно-техническими мероприятиями в соответствии законами РФ. Тренировочный комплекс обеспечивает единовременное пребывание 5 тренирующихся и одного руководителя занятий. Порядок тренировки строиться следующим образом: Первая группа из 5 тренирующихся с руководителем занятий занимается над устранением разного рода неисправностями или отработки действий в помещениях Тренажерного комплекса. Вторая группа (может состоять из 5-25 человек) с руководителем занятий - проводит урок по теоретическому обучению. Когда первая группа заканчивает обучение в тренажерном комплексе и выходит из помещения из второй группы формируется новая группа для прохождения тренировки в тренировочном комплексе. Организацию, проведение и техническое обеспечение учебного процесса проводит Руководитель занятия, прошедший специальное обучение и допущенный к управлению системами тренажерного комплекса. Виды отрабатываемых действий в тренажере: -отработка оптимальных и безопасных приёмов работы с применением средств индивидуальной защиты организма человека (самоспасатели фильтрующие); -поиск и спасение пострадавших (детей до школьного возраста); -поиск необходимого оборудования и выполнения упражнений по ликвидации аварийной ситуации (перекрытие кранов системы водоснабжения, отключение электрических приборов, обесточивание квартиры и т. д.); -движение в помещениях с низкой видимостью (в темноте, в дыму). Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2021 https://tribune-scientists.ru 4 В зависимости от цели тренировки, в тренажерном комплексе имеется возможность с имитировать сложную атмосферу со звуковыми и световыми эффектами, безопасным театральным дымом регулируемой плотности, зонами имитирующие локальное воспламенение электрических приборов и т.д. Отработка действий проводиться с помощью тренажеров имитирующих части водопроводов, газопроводов, бытовых электрических приборов. Рисунок 1 – Тренажерный Комплекс «Имитация квартиры» Возможны следующие виды тренажеров-имитаторов: Тренажер-имитатор «утечка газа от газовой плиты» Тренажер-имитатор «утечка воды из крапа» - Тренажер-имитатор «возгорания электрических приборов» Тренажер-имитатор «Щиток электрических автоматов» Тренажер-имитатор «возгорания мебели» Тренажер-имитатор «телефон» 5 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2021 https://tribune-scientists.ru Как показывает опыт использования данных комплексов, что практические действия отличаются и сложнее теории. Зачастую при теории школьники показывают хорошие знания действий по чрезвычайным ситуациям, но на практике, попав в реальную ситуацию теряются, и забывают, как надо реагировать и действовать. Это еще раз подчеркивает важность и насущную необходимость внедрение в практику формирования культуры безопасности и профилактики пожаров активное использование данных тренировочных комплексов в образовательных учреждениях, для формирования у детей и подростков психологической устойчивости и правильным действиям в чрезвычайной ситуации. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2021 https://tribune-scientists.ru 6