- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
СУЩНОСТЬ КОНЦЕПЦИИ СВОБОДНОГО ВОСПИТАНИЯ
Статья опубликована в журнале за "Июнь 2021 г."
Автор(ы) статьи: Жидков А.А., Гордеев К.С., Федосеева Л.А., Ермолаева Е.Л., Дубровин Н.А.
PDF файл статьиУДК 371 Жидков Алексей Андреевич студент 1 курса магистратуры, Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина, Россия г. Нижний Новгород e-mail: Aleksey_zhidkov@mail.ru Гордеев Кирилл Сергеевич студент 1 курса магистратуры, Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина, Россия г. Нижний Новгород Федосеева Любовь Алексеевна студентка 1 курса магистратуры, Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина, Россия г. Нижний Новгород Ермолаева Екатерина Львовна студентка 1 курса магистратуры, Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина, Россия г. Нижний Новгород Дубровин Никита Алексеевич студент 1 курса магистратуры, Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина, Россия г. Нижний Новгород СУЩНОСТЬ КОНЦЕПЦИИ СВОБОДНОГО ВОСПИТАНИЯ Аннотация: В данной статье рассматривается концепция свободного воспитания. Авторы проанализировали сущность и ключевые аспекты свободного воспитания. Ключевые слова: свободное воспитание, концепция, гуманистическое воспитание, детство, творчество, социализация, индивидуализация. Zhidkov Aleksey Andreevich 1st year master student Far Nizhny Novgorod State Pedagogical University named after K. Minina, Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2021 https://tribune-scientists.ru 1 Russia, Nizhny Novgorod Gordeev Kirill Sergeevich 1st year master student Far Nizhny Novgorod State Pedagogical University named after K. Minina, Russia, Nizhny Novgorod Fedoseeva Lyubov Alekseevna 1st year master student Far Nizhny Novgorod State Pedagogical University named after K. Minina, Russia, Nizhny Novgorod Ermolaeva Ekaterina Lvovna 1st year master student Far Nizhny Novgorod State Pedagogical University named after K. Minina, Russia, Nizhny Novgorod Dubrovin Nikita Alekseevich 1st year master student Far Nizhny Novgorod State Pedagogical University named after K. Minina, Russia, Nizhny Novgorod THE ESSENCE OF THE CONCEPT OF FREE EDUCATION Abstract: This article discusses the concept of free education. The authors analyzed the essence and key aspects of free education. Key words: free education, concept, humanistic education, childhood, creativity, socialization, individualization. Анализ изученности темы свободного воспитания в России позволил резюмировать, что на данный момент эта тема не так широко обсуждается и не изучена до конца. Согласно мнению ученых свободное воспитание, а именно развитие его идей, использование положительных сторон в современном воспитании будет способствовать оптимизации и усовершенствованию воспитательного процесса. Концепция свободного воспитания, как отмечают современные исследователи, является конкретизацией некоторых вопросов и теории гуманистического воспитания. На основе зарубежного опыта реализации теории свободного воспитания, а именно положительных моментах данной концепции, Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2021 https://tribune-scientists.ru 2 необходимо создать и оптимизировать под отечественную систему воспитания детей в отечественной педагогической образовательной системе. Проведя анализ систем гуманистического и свободного воспитания, необходимо ответить, что данные системы имеют ряд схожих черт, таких как: - ориентация на творческую активность ребенка; - исключение позиций и характеристик авторитарного типа воспитания, свободное развитие и отсутствие рамок; - детство как важнейший этап развития ребенка, совершенствование детского периода жизни человека, формирование гармонии детской души; - абсолютное недопущение насилия над ребенком, принуждение к каким- либо действиям, умеренное и спокойное отношение к ребенку; - отказ от сравнений ребенка с другими детьми, отказаться от примера, шаблона, мерки; - развитие на основе накопления личностного опыта, развитие навыков и формирование знаний ребенком самостоятельно на основе анализа окружающей среды, самостоятельная выработка базы, структуры будущей личности; - постоянное стимулирование и вера в творческие способности ребенка, поддержка и поощрение саморазвития. Образовательные учреждения, работа которых строится на основе концепции свободного воспитания, обеспечивают учеников всем необходимым, для комплексного и гармоничного самостоятельного развития детей в условиях образовательного процесса. С этой целю в образовательный процесс встроены такие элементы, как: a) Духовное и нравственное становление и развитие личности ребенка, актуализация проблемы норм морали и нравственности, выбор между хорошими и плохими поступками, добром и злом. b) Жизнетворчество, то есть решение социально-значимых и личностных, индивидуальных задач и проблемных ситуаций, которые случаются в жизни, самостоятельное принятие решений, и решение собственных проблем самостоятельно. 3 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2021 https://tribune-scientists.ru c) Индивидуализация, то есть поддержание и развитие индивидуальных особенностей и черт каждого ребенка. d) Социализация, обеспечение гармоничного взаимодействия с социумом и адаптация ребенка в обществе. Таким образом, свободное воспитание находит все больше сторонников среди научных деятелей, педагогов и воспитателей по всему миру и закономерно привлекает к себе все больше влияние, так как данная концепция способна усовершенствовать современную систему воспитания. Список литературы: 1. Корнетов Г.Б. Свободное воспитание: Хрестоматия. М.:РОУ, 1995. 224 с. 2. Новые ценности образования. Свободное образование: зарубежный опыт 2003. № 2(13). 120 с. 3. Нилл А. Саммерхилл: Воспитание свободой. М.: Педагогика-Пресс, 2000. 296 с. 4. Цырлина Т.В. Гуманистическая авторская школа ХХ века: взгляд из прошлого в будущее. М.: Педобщество России, 2001. 224 с. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2021 https://tribune-scientists.ru 4