- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ДЕЙСТВИЙ КОНТРОЛЯ И САМОКОНТРОЛЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В УСЛОВИЯХ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ
Статья опубликована в журнале за "Июнь 2021 г."
Автор(ы) статьи: Селиверстова О.В.
PDF файл статьиУДК 37.04 Селиверстова О.В., студентка магистратуры, Института психологии и педагогики Алтайский государственный педагогический университет, Россия, г. Барнаул e-mail: seliv-olenka@yandex.ru Научный руководитель: Сурнина М. В., кандидат педагогических наук, доцент Алтайский государственный педагогический университет, Россия, г. Барнаул ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ДЕЙСТВИЙ КОНТРОЛЯ И САМОКОНТРОЛЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В УСЛОВИЯХ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ Аннотация: В статье рассматриваются особенности организации работы педагога-психолога по формированию действий контроля и самоконтроля у старших дошкольников с ЗПР в условиях психолого- педагогического сопровождения. Ключевые слова: инклюзивное образование, задержка психического развития, действия контроля, действия самоконтроля, психолого-педагогическое сопровождение, коррекционная работа. Seliverstova O. V. master student, Institute of Psychology and Pedagogy Altai State Pedagogical University, Russia, Barnaul Scientific adviser: Surnina M. V., candidate of pedagogical sciences, associate professor Altai State Pedagogical University, Russia, Barnaul ORGANIZATION OF WORK ON THE FORMATION OF CONTROL AND SELF-CONTROL ACTIONS IN OLDER PRESCHOOL CHILDREN WITH MENTAL RETARDATION IN THE CONDITIONS OF PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2021 https://tribune-scientists.ru 1 Abstract: The article deals with the features of the organization of the work of a teacher-psychologist on the formation of control and self-control actions in older preschoolers with ZPR in the conditions of psychological and pedagogical support. Key words: inclusive education, mental retardation, control actions, self-control actions, psychological and pedagogical support, correctional work. Полноценное формирование действий контроля и самоконтроля у старших дошкольников с ЗПР возможно лишь при условии организации целенаправленной работы педагога-психолога и других специалистов ДОО. Как показывает практика, одним из условий позволяющих добиться высоких результатов в деле формирования у дошкольников с ЗПР действий контроля и самоконтроля, является организация психолого-педагогического сопровождения. В настоящее время в практике работы специалистов ДОО накоплен огромный «арсенал» методов и средств формирования действий контроля и самоконтроля у детей с ЗПР. Для того чтобы упорядочить коррекционную работу в изучаемом направлении, а также для обеспечения её целенаправленности, систематичности и комплексности, коррекционную работу целесообразно осуществлять в условиях психолого-педагогического сопровождения. Э. М. Алекандровская отмечает, что психолого-педагогическое сопровождение – это особый вид помощи ребенку, технология, предназначенная для оказания помощи на определенном этапе развития в решении возникающих проблем, или в их предупреждении в условиях образовательного процесса. Автор идею сопровождения сближает с идеей поддержки. Технологии сопровождения помогают анализировать ближайшее окружение, диагностировать уровни психического развития, использовать активные групповые методы, индивидуальную работу с детьми и их родителями, педагогами [1]. Психолого-педагогическое сопровождение включает в себя последовательную реализацию трёх направлений деятельности: диагностическое, коррекционное, консультационное. 2 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2021 https://tribune-scientists.ru На первом этапе педагог-психолог организует диагностическое обследование, направленное на выявление актуального уровня сформированности действий контроля и самоконтроля у дошкольников с ЗПР. Для этого, могут быть использованы различные методики, в частности, получить достоверные данные о состоянии действий контроля и самоконтроля можно, применив следующие методики: И. А. Зимней «Цепочка действий», В. А. Валявского «Тест на развитость самоконтроля», «Палочки и черточки» У. В. Ульенковой, «Да и нет» Н. И. Гуткиной и др. Для проведения диагностики могут быть также использованы такие методы, как: беседа, беседа по картинкам, наблюдение за совместной деятельностью детей и т.д. Результаты, полученные на первом этапе психолого-педагогического сопровождения, должны стать его основой. Их использование позволит выстроить работу специалиста таким образом, чтобы она позволяла учитывать недостатки сформированности действий контроля и самоконтроля каждого конкретного ребёнка, это позволит увеличить степень результативности коррекционно-развивающей работы. Второй этап психолого-педагогического сопровождения представляет собой программу мероприятий направленных на решение задач в области формирования действий контроля и самоконтроля детей с ЗПР. Важным моментом при разработке программы сопровождения является то, что все цели и задачи, которые ставит перед собой педагог-психолог, должны быть достижимыми, а содержание работы должно соответствовать уровню психического развития детей, быть насыщенным. Коррекция сформированности действий контроля и самоконтроля должна быть направлена на: развитие у старших дошкольников с ЗПР потребности в самоконтроле, осознанного отношения к выполняемой работе; развитие способности находить ошибки в собственных действиях, работах, поведении и в действиях и работах сверстников, для того чтобы у них сформировалось стремление понять причину допущенных ошибок и улучшить свои результаты; Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2021 https://tribune-scientists.ru 3 во время организации образовательных занятий, проведения дидактических игр, необходимо отводить время на самопроверку и взаимопроверку выполненного задания [3]. Для развития действий контроля и самоконтроля у детей изучаемой группы необходимо проводить коррекционно-развивающую работу в возрастосообразных видах деятельности (игра, экспериментирование, познание, общение, продуктивные виды деятельности) при соблюдении ряда условий: общение с детьми на основе личностно-ориентированной модели воспитания; формирование положительной мотивации к развитию самоконтроля; привлечение родителей к работе по развитию самоконтроля у дошкольников; учет структуры и глубины дефекта [2]. Важно, чтобы все формы, методы и средства коррекционно-развивающего воздействия, реализовывались, в комплексе, были включены во все режимные моменты и были подобраны таким образом, чтобы е утомлять детей с ЗПР, а напротив, пробуждать у них интерес и стремление к участию. Консультационное направление включает в себя вовлечение в процесс сопровождения специалистов ДОО и родителей дошкольников. Это позволит обеспечить целостной и непрерывность коррекционной работы. Реализуется данное направление через консультирование и другие формы взаимодействия с участниками образовательного процесса. Таким образом, изучив возможности формирования действия контроля и самоконтроля у старших дошкольников с ЗПР в условиях психолого- педагогического сопровождения, можно сделать вывод о том, что при условии ответственного подхода и грамотной организации деятельности такой подход позволит добиться видимых результатов и компенсировать отставание действий контроля и самоконтроля. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2021 https://tribune-scientists.ru Cписок литературы: 4 1. Александровская Э.М. Психологическое сопровождение школьников: учеб.пособие. М.: Академия, 2002. 208 с. 2. Дубровина Н.И. Комплексный подход к психологической коррекции дошкольников с ЗПР в условиях ДОУ // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2012. № 25-1. С. 56-61. 3. Кисова В.В. Особенности построения системы коррекционных занятий по формированию саморегуляции у дошкольников с задержкой психического развития // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2012. № 2. С. 1208-1213. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2021 https://tribune-scientists.ru 5