- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
СУДЬБА ЖЕНЩИНЫ КАК СЮЖЕТООБРАЗУЮЩИЙ ЭЛЕМЕНТ ДРАМАТУРГИИ А.Н. ОСТРОВСКОГО
Статья опубликована в журнале за "Май 2021"
Автор(ы) статьи: Мирзоян А.В.
PDF файл статьиУДК 821.161.1 Мирзоян Алина Вачагановна студентка 4 курса, направление «Педагогическое образование», профиль «Филологическое образование», Северо-Кавказский федеральный университет, Россия, г. Ставрополь e-mail: 5225sofia@gmail.com Научный руководитель: Страшкова О. К., доктор филологических наук, профессор кафедры отечественной и мировой литературы Северо-Кавказский федеральный университет Россия, г. Ставрополь СУДЬБА ЖЕНЩИНЫ КАК СЮЖЕТООБРАЗУЮЩИЙ ЭЛЕМЕНТ ДРАМАТУРГИИ А.Н. ОСТРОВСКОГО Аннотация: в статье анализируются специфика структурной организации пьес А.Н. Островского; особенности становления и развития Островского-драматурга в разные периоды его творческого пути; определяется значимость судьбы женского героя для развития сюжетной основы драматургического повествования. Рассматривается сюжетно- композиционная роль женских персонажей в пьесах «Гроза», «Снегурочка» и «Бесприданница», которые являются главными источниками ключевых конфликтов драм А.Н. Островского. Ключевые слова: драматургия, Островский, судьба женщины, сюжетостроение, конфликт. Mirzoyan Alina Vachaganovna 4th year student, direction "Pedagogical education", profile "Philological education", North Caucasus Federal University, Russia, Stavropol Scientific adviser: Strashkova O.K., Doctor of Philology, Professor of the Department of Russian and World Literature North Caucasus Federal University Russia, Stavropol Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 05/2021 https://tribune-scientists.ru 1 THE FATE OF A WOMAN AS A PLOT-FORMING ELEMENT OF DRAMATURGY A.N. OSTROVSKY Abstract: The article analyzes the specifics of the structural organization of the plays by A.N. Ostrovsky; features of the formation and development of Ostrovsky the playwright at different periods of his career; the significance of the fate of the female hero for the development of the plot basis of the dramatic narration is determined. The article considers the plot-compositional role of female characters in the plays "The Thunderstorm", "The Snow Maiden" and "The Dowry", which are the main sources of key conflicts in the dramas of A.N. Ostrovsky. Key words: drama, Ostrovsky, the fate of a woman, plot building, conflict. Цель исследования: заключается в выявлении сюжетообразующей функции женских персонажей в пьесах А.Н. Островского. Задачи: 1) изучить особенности становления и развития Островского- драматурга в разные периоды его творческого пути; 2) определить значимость судьбы женского героя для развития сюжетной основы драматургического повествования. 3) выявить сюжетно-композиционную роль женских персонажей в пьесах «Гроза», «Снегурочка» и «Бесприданница. Введение. Несмотря на достаточно широкую изученность творчества А.Н. Островского, множество вопросов, касающихся новаторства сюжетно- композиционного построения его пьес, представляют богатый объект для исследования. В частности, особый интерес представляет сюжетообразующая роль женских персонажей, которые являются главными источниками ключевых конфликтов пьес А.Н. Островского. Актуальность исследования обусловлена необходимостью расширения имеющихся представлений о специфике структурной организации пьес А.Н. Островского. Материалы исследования: пьесы А.Н. Островского «Гроза», «Снегурочка», «Бесприданница». Драматургия А. Н. Островского прошла в становлении своего развития 3 этапа: от пробы пера в стиле натуральной школы в 40-50-е годы – до создания 2 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 05/2021 https://tribune-scientists.ru тонкой социально-психологической драмы в 70-80-е и оказала решающее влияние, на развитие русского театра. Обладая незаурядным общественным темпераментом, драматург всю жизнь деятельно боролся за создание реалистического театра нового типа, за подлинно художественный национальный репертуар и за новую этику актёра. В драматургии А.Н. Островского центральное место занимает проблема женской судьбы и ее положению в русском обществе, и такие драмы как: «Снегурочка», «Гроза», «Бесприданница» посвящены именно этой проблематике. Лейтмотивом многих произведений А.Н. Островского является тема трагедии женской судьбы, кроме трагизма отдельно взятого персонажа, Островский поднимает проблему трагизма женской души, в общем. В произведениях «Гроза», «Бесприданница», «Снегурочка», она заключается в несоответствии общественных устоев нормальным человеческим отношениям. Здесь очень ярко проявляется слишком серьезное отношение к институту брака. Фактически, если бы женщина замужем и незамужняя были уравнены в правах, то удалось бы избежать бессмысленных браков, показанных в пьесах, а, следовательно, и трагедий центральных героинь Пьесы А. Н. Островского дают ответы на «вечные» вопросы жизни — о любви, смысле человеческого существования, счастья. Наиболее привлекательны в его пьесах центральные женские образы, героини с «горячим сердцем», демонстрирующие собой своеобразных «жертв своего времени». Они погибают от косных предрассудков общества. Для главных персонажей указанных произведений смысл жизни можно определить словами Весны из пьесы-сказки «Снегурочка»: «На свете все живое должно любить» [4, с. 16]. Интересен тот факт, что на сюжетообразующую роль героинь вышеперечисленных пьес указывает само их название. В центре каждой — сильная женщина, готовая ради любви на все. Объединяет эти пьесы не только центральный женский персонаж, но и состояние их любви: в «Снегурочке» — состояние до любви (Лель), затем любовь к Мизгирю; в «Грозе» – Катерина Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 05/2021 https://tribune-scientists.ru 3 испытывает состояние кажущейся любови к мужу, затем настоящую любовь к Борису; в «Бесприданнице» – Лариса чувствует любовь к Паратову, но затем это состояние любви сменяется на «чувственный тупик» или по-другому «я любви искала и не нашла» [1, с. 126]. Катерина поступает по зову сердца, но нарушает нравственные законы мира «темного царства». Ее любовь взаимная. Снегурочка проходит путь от нелюбви к любви, приобретая чувство собственного достоинства, отвечает Мизгирю, что не продает свою любовь. Любовь взаимная. Лариса поступает по зову сердца, уезжая с Паратовым за Волгу, идет вслед за своей любовью, но сталкивается с обманом. Окружающий реальный мир не воспринимает любовь, она невозможна в нем. «Снегурочка» – мир сказки, берендеев, патриархальный мир, живущий по законам любви. Это далекое время, но автор привносит туда проблемы своего времени (1870-е гг.), поэтому Бобыль и Бобылиха — олицетворение мира наживы. «Гроза» – Калинов – «Темное царство» не принимает искренней любви Катерины, видя за ней лишь измену мужу, разрушение института семьи. «Бесприданница» – это самый трагичный мир (1880-е гг.) — в нем любовь сама по себе как таковая невозможна, так гласят социально-общественные нравы и устои. Результаты исследования. Три пьесы А. Н. Островского, в которых центральную роль играет роль женской судьбы, объединяет много общего: тема, сильные героини, конфликт. Однако, каждая иллюстрирует свой художественно- реалистичный мир. Если в «Грозе» патриархальный купеческий мир, лишенный гармонии, вступает в конфликт с Катериной, защищающей свое человеческое достоинство, то в «Снегурочке» автор обращается к языческим временам, к истокам, надеясь там найти гармонию отношений, и не находит. В «Бесприданнице», написанной в 1880-е гг., показан мир, в котором вообще не может быть любви и гармонии. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 05/2021 https://tribune-scientists.ru 4 Выводы. Снегурочка, Лариса, Катерина – вместе эти женщины олицетворяют все лучшее, что есть в русской женщине: они способны на любовь, настолько безоглядную, что могут нарушить законы общества, например, как Катерина, или до последнего момента видеть в избраннике только светлое, как Лариса. Они наделены необычайной силой творчества, которая преобразуется в силу, способную изменить внешний мир – последний поступок Катерины переворачивает жизнь целого города, или позволяет создать внутри себя такой мир, в котором можно простить даже собственного убийцу. Эти героини прекрасны в своих душевных порывах, они ассоциируются с понятиями «свобода», «нравственность», «чистота», «любовь». Сюжетостроение пьес «Снегурочка», «Гроза», «Бесприданница» обнаруживают «центростремительный» принцип композиционной организации. И Катерина, и Лариса, и Снегурочка – являются катализаторами сюжетообразующей организации пьес А.Н. Островского. Именно они с разных сторон, через разные поступки, через разные судьбы показывают одни и те же черты, которые обнаруживаются в каждой героине русской классической литературы. Именно такие неординарные женские образы обогатили литературное пространство драматургии А.Н. Островского. Список литературы: 1. Вишневская И.Л. Действующие лица: Заметки о путях драматургии. М.: Сов. Писатель, 1989. 311 с. 2. Островский А.Н. Полное собрание сочинений. Т. 1. М.: Гослитиздат, 1949. 490 с. 3. Островский А.Н. Полное собрание сочинений. Т. 16. М.: Гослитиздат, 1953. 411 с. 4. Островский А. Н. Снегурочка. М.: Мещерякова ЗАО, 2014. 280 с. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 05/2021 https://tribune-scientists.ru 5