- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ДИСТАНЦИОННЫХ СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ ИНВАЛИДАМ, ДЕТЯМ-ИНВАЛИДАМ И ИХ РОДИТЕЛЯМ В УСЛОВИЯХ РАСПРОСТРАНЕНИЯ КОРОНАВИРУСНОЙ ИНФЕКЦИИ
Статья опубликована в журнале за "Февраль 2021"
Автор(ы) статьи: Бастрыкина Н.А., Перетятько Е.Н.
PDF файл статьиУДК 304.2 Бастрыкина Наталья Анатольевна студентка 3 курса магистратуры, институт общественных наук и массовых коммуникаций Белгородский государственный национальный исследовательский университет, Россия, г. Белгород e-mail: sazonova@bsu.edu.ru Перетятько Елена Николаевна студентка 3 курса магистратуры, институт общественных наук и массовых коммуникаций Белгородский государственный национальный исследовательский университет, Россия, г. Белгород ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ДИСТАНЦИОННЫХ СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ ИНВАЛИДАМ, ДЕТЯМ-ИНВАЛИДАМ И ИХ РОДИТЕЛЯМ В УСЛОВИЯХ РАСПРОСТРАНЕНИЯ КОРОНАВИРУСНОЙ ИНФЕКЦИИ Аннотация: В статье рассматривается опыт предоставления социальных услуг инвалидам, детям, их родителям в дистанционной форме. Авторы предлагают активно использовать дистанционные технологии при проведении социально-психологического сопровождения одиноких пожилых инвалидов и родителей детей-инвалидов. Ключевые слова: пожилые инвалиды, дети-инвалиды, родители детей- инвалидов, самоизоляция, дистанционная реабилитация Bastrykina Natalia Anatolyevna 3rd year master student, the Institute of Social Sciences and Mass Communications Belgorod National Research University, Russia, Belgorod Peretyatko Elena Nikolaevna 3rd year master student, the Institute of Social Sciences and Mass Communications Belgorod National Research University, Russia, Belgorod PROVISION OF REMOTE SOCIAL SERVICES FOR DISABLED AND CHILDREN WITH DISABILITIES AND THEIR PARENTS IN THE CONTEXT OF THE SPREAD OF CORONAVIRUS INFECTION 1 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 02/2021 http://tribune-scientists.ru Abstract: The article examines the experience of providing social services to people with disabilities, disabled children, their parents in a remote form. The authors propose to actively use distance technologies when conducting social and psychological support of lonely older persons with disabilities and parents of disabled children. Key words: older persons with disabilities, disabled children, parents of disabled children, self-isolation, distance rehabilitation В связи с распространением коронавирусной инфекции в стране принят режим самоизоляции для лиц 65 лет и старше, многие учреждения, оказывающие социальные услуги инвалидам и детям-инвалидам закрываются на карантин. В качестве альтернативы некоторые из них вынужденно переходят на оказание социальных услуг в дистанционной форме. Но дистанционные технологии в реабилитации инвалидов стали применять еще до наступления пандемии. Основой для этого явилась успешная реализация программ дистанционного обучения инвалидов. Основываясь на этом успехе, c июля 2013 года была начата реализация проекта «Дистанционная реабилитация» [1]. Инициаторами выступили Департамент социальной защиты населения города Москвы, ФГБУ «Лечебно- реабилитационный центр» Министерства здравоохранения Российской Федерации и ООО «Реа-Мед». Одной из основных задач этого проекта, стало внедрение эффективных программ, методик и комплексов, позволяющих клиенту в домашних условиях полноценно проходить курс медицинской реабилитации дистанционно, в режиме реального времени, занимаясь под руководством инструкторов и врачей. Это стало возможно за счет управляемого дистанционно реабилитационного оборудования, что позволяло оптимизировать программы реабилитации непосредственно во время сеанса. Проект был признан успешным как самим центром, так и представителями Министерства здравоохранения. Пилотные проекты по внедрению дистанционной реабилитации реализуются и в нескольких субъектах Российской Федерации. В ходе реализации этих проектов были выработаны алгоритмы работы, оформлены типовые электронные кабинеты клиентов, специалистов (врача, инструктора), программы реабилитации. Эффективность таких программ оценивается в Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 02/2021 http://tribune-scientists.ru 2 соответствии с Международной классификацией функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья. Отдельные социальные учреждения для инвалидов и детей-инвалидов начинают оказывать социальные услуги в дистанционной форме практически по всем направлениям реабилитации. Например, в ГАУСО «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Спасатель» Забайкальского края [2] с 2019 года воспитатели, педагоги дополнительного образования, педагоги-психологи, социальные педагоги, врачи, физиотерапевты используют технологию «Дистанционная реабилитация» для работы с детьми- инвалидами, их родителями, специалистами в области реабилитации инвалидов. Некоторые социальные учреждения активно продвигают свои видеоматериалы в сети. Например, СПБ ГБУ «Центр социальной реабилитации инвалидов и детей-инвалидов Кировского района» [3] проводит дистанционные мероприятия, записывает прямые эфиры, создает видеоролики о проведении в домашних условиях реабилитационных мероприятий. Видеозанятия проводятся дистанционным способом с помощью программы Zoom. Записи прямых эфиров, видеоматериалы размещаются на официальном сайте учреждения на страницах учреждения в социальных сетях: ВКонтакте, Facebook, Instagram, YouTube. Социально-психологические и социально-правовые консультации проводятся посредством программы «WhatsApp» для инвалидов трудоспособного возраста, членов их семей, родителей (законных представителей) детей-инвалидов. Социологическое исследование, проведенное в г Белгороде в ноябре- декабре 2020 года с целью определения проблем качества предоставления социальных услуг инвалидам и детям-инвалидам выявило у половины родителей детей-инвалидов потребность в их социально-психологическом сопровождении между прохождением курсов реабилитации их детьми в данном центре. Две трети пожилых инвалидов, находящихся на социальном обслуживании, также указали наличие у них потребности в расширении перечня и форм предоставления услуг коммуникативной и социально-психологической направленности. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 02/2021 http://tribune-scientists.ru 3 В рамках социально-психологического сопровождения возможно проведение индивидуальных и групповых занятий в дистанционной форме, на которых возможно рассмотрение рекомендаций: как можно себя конструктивно занять в период самоизоляции и справиться с переживаниями и с состоянием тревоги; как сохранить психическое здоровье и самообладание на фоне всеобщей паники и страха; как компенсировать недостаток личного общения в период вынужденной самоизоляции. Создание и работа группового чата для пожилых инвалидов в любом мессенджере может перерасти в работу группы взаимопомощи, где они будут выкладывать видеоролики о своих достижениях при выполнении заданий курирующего их психолога. Таким образом, сегодня возрастает роль социально-психологического сопровождения пожилых инвалидов, родителей детей-инвалидов. Его четкая организация помогает предотвратить ситуацию паники и научить целевые группы адекватно реагировать на происходящее в условиях самоизоляции, проводить самостоятельно необходимые реабилитационные мероприятия. Позже при снятии режима самоизоляции реабилитация онлайн может выступать эффективным дополнением к мероприятиям, проводимым в социальных учреждениях для инвалидов и детей-инвалидов. Cписок литературы: 1. Дистанционная реабилитация: от пилотного проекта к практической реализации [Электронный ресурс] // Режим доступа: URL: https://medsi.ru/about/press-centr/news/startoval-pilotnyy-proekt-po-vnedreniyu- distantsionnoy-meditsinskoy-reabilitatsii-pod-rukovodstvom-a/ (дата обращения: 11.02.2021 г.). 2. ГАУСО «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Спасатель» Забайкальского края: официальный сайт [Электронный ресурс] // Режим доступа: URL: http://spasatel.zabguso.ru/ (дата обращения: 11.02.2021 г.). 4 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 02/2021 http://tribune-scientists.ru 3. СПБ ГБУ «Центр социальной реабилитации инвалидов и детей- инвалидов Кировского района»: официальный сайт [Электронный ресурс] // Режим доступа: URL: https://csr-spb.ru/ (дата обращения: 11.02.2021 г.). Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 02/2021 http://tribune-scientists.ru 5