- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ И ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ ПЕДАГОГА К ИНКЛЮЗИВНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ В РОССИИ
Статья опубликована в журнале за "Февраль 2021"
Автор(ы) статьи: Крашенская А.Н.
PDF файл статьиУДК 1174 Крашенская Анастасия Николаевна студентка 4 курса Воронежский Государственный Педагогический Университет Учитель начальных классов МБОУ СОШ №47 Россия, г. Воронежа e-mail: nastena.shevchenko.1998@inbox.ru ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ И ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ ПЕДАГОГА К ИНКЛЮЗИВНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ В РОССИИ Аннотация: Статья посвящена важнейшей проблеме инклюзивного образования, а именно психологической и профессиональной готовности педагогов к такому обучению. Образование - неотъемлемое право человека, однако далеко не все дети с инвалидностью в нашей стране, независимо от форм её проявления, имеют возможность получать образование. Дети-инвалиды часто сталкиваются с негативным отношением к себе: на них чаще всего смотрят как на больных детей, нуждающихся в постоянном особом внимании и, главное, неспособных учиться в школе. Получить образование они могут в специализированных школах или интернатах, либо обучаясь на дому. Эта практика на сегодняшний день является самой распространенной в нашей стране, однако этот подход устарел. Как и всем детям, детям с инвалидностью для развития необходимо общение со сверстниками. У них, как и других детей, есть свои интересы, увлечения, мечты обрести профессию и получить достойную работу. Образование детей с особыми потребностями является одной из главных задач для страны. Это необходимое условие создания действительно инклюзивного общества, где каждый сможет чувствовать причастность и востребованность своих действий. Cлово «инклюзия» — inclusion— произошло от глагола «include» (французского происхождения) и означает — «содержать, включать, охватывать, иметь в своем составе». В наши дни это слово становится термином, в большей степени отражающим новый взгляд не только на образование, но и на место человека в обществе [1. c.4]. Но когда в классе появляется одаренный ребенок, у большинства учителей возникает множество вопросов и страхов. Как организовать учебный процесс? Как выстроить общение одноклассников? Как самому эмоционально быть готовым к такой перемене в работе и ничего не упустить? Более сорока лет в Европе развивается система поддержки детей- инвалидов. В Германии, США и других странах она хорошо согласована с системой «тьюторства». Тьютор выступает как специалист, который организует условия для успешного включения ребенка с ОВЗ в образовательную и социальную среду школы. К сожалению, в Российских школах это не так широко распространено. Учителю приходится «разрываться», что не Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 02/2021 http://tribune-scientists.ru 1 приводит к качественному образованию «особенного» ребенка, да и самому ребенку очень трудно. Ключевые слова: инклюзия, тъютор, обучение, психологическая готовность, профессиональная готовность. Krashenskaya Anastasia Nikolaevna 4th year student Voronezh State Pedagogical University Primary school teacher secondary school № 47 Russia, Voronezh PROFESSIONAL AND PSYCHOLOGICAL READINESS OF THE TEACHER FOR INCLUSIVE EDUCATION IN RUSSIA Abstract: The article is devoted to the most important problem of inclusive education, namely, the psychological and professional readiness of teachers for such training. Education is an inalienable human right, but not all children with disabilities in our country, regardless of the forms of its manifestation, have the opportunity to receive education. Children with disabilities often face a negative attitude towards themselves: they are most often viewed as sick children who need constant special attention and, most importantly, are unable to study at school. They can get an education in specialized schools or boarding schools, or by studying at home. This practice is by far the most common in our country, but this approach is outdated. Like all children, children with disabilities need to communicate with their peers for development. They, like other children, have their own interests, hobbies, dreams of finding a profession and getting a decent job. Education of children with special needs is one of the main tasks for the country. This is a necessary condition for creating a truly inclusive society, where everyone can feel the involvement and relevance of their actions. The word "inclusion" — inclusion-comes from the verb "include" (of French origin) and means - "to contain, include, encompass, have in its composition". Nowadays, this word is becoming a term that more reflects a new view not only of education, but also of a person's place in society. But when a gifted child appears in the classroom, most teachers have a lot of questions and fears. How to organize the learning process? How to build communication with classmates? How can you be emotionally prepared for such a change in your work and not miss anything? For more than forty years, a system of support for disabled children has been developing in Europe. In Germany, the United States, and other countries, it is well aligned with the "tutoring"system. The tutor acts as a specialist who organizes the conditions for the successful inclusion of a child with disabilities in the educational and social environment of the school. Unfortunately, this is not so widespread in 2 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 02/2021 http://tribune-scientists.ru Russian schools. The teacher has to "break", which does not lead to a high-quality education of a "special" child, and it is very difficult for the child himself. Key words: inclusion, tutor, training, psychological readiness, professional readiness. В связи с актуальностью данной темы мною было проведено анкетирование педагогов, которое было направлено на анализ профессиональной и психологической готовности педагогов. Группа респондентов состояла из учителей Воронежской СОШ. В перечень показателей, отражающих профессиональную неуверенность педагогов в реализации инклюзивного образовательного процесса, были включены основные проблемы и сомнения, которые являются актуальными на современном этапе: Что в инклюзивном образовании у Вас вызывает больше сомнений? А) собственная психологическая готовность20% Б) отношение детей к «особому» однокласснику 10% В) отсутствие у педагогов специальных знаний, методов обучения 40% Г) адаптация образовательной программы 30% 50% 40% 30% 20% 10% 0% а) в) г) б) По результатам исследования основной проблемой, которая волнует педагогов на протяжении последнего периода развития инклюзии в образовании, является отсутствие специальных знаний у учителя. Этот результат свидетельствует об особой остроте потребности в обучении, повышении квалификации и профессиональной рефлексии педагогов относительно своих затруднений. Так же, данные показывают, ярко выраженной проблемой, которая беспокоит педагогов в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья, является адаптация образовательной программы. Для детей с Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 02/2021 http://tribune-scientists.ru 3 ограниченными возможностями здоровья необходима индивидуальная, адаптированная программа обучения и шкала оценки знаний. большинство педагогов не готовы применять элементы коррекционной педагогики в своей повседневной практике. Обнаруживается не только недостаток профессиональных компетенций учителей к работе в инклюзивной среде, но и психологическая неготовность педагогов. Известно, что психологическая готовность к профессиональной деятельности формируется в процессе профессионального обучения. Без этого у учителя появляется чувство неуверенности в своих усилиях, состояния «зря потраченного времени». Проблема принятия особенного ребенка в школе всегда был остра. Как известно, травля чаще проявляется в детском коллективе. Дети придумывают клички особенным детям, отказываются играть, сидеть за одной партой и даже причиняют физический вред. Учитель всегда должен наблюдать и контролировать психологическую обстановку в классе, создавать позитивный настрой и благоприятный климат в коллективе. Один учитель не сможет справиться с данными проблемами без участия психолога, тьютора и других специалистов коррекционной педагогики. Использование совместных усилий учителей массовой и коррекционной школы – наиболее эффективный способ удовлетворения особых потребностей детей со специальными образовательными нуждами в условиях инклюзивного класса. Именно богатый опыт учителей коррекционных школ – источник методической помощи инклюзии. Успешное внедрение этой практики в Российские школы позволит превратить препятствия и ограничения в возможности и успехи наших детей. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 02/2021 http://tribune-scientists.ru Список литературы: 4 1. Алѐхина С.В. Инклюзивное образование: история и современность: учебно-методическое пособие. М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2013. 33 с. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 02/2021 http://tribune-scientists.ru 5