- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
ОСОБЕННОСТИ САМОМЕНЕДЖМЕНТА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ
Статья опубликована в журнале за "Февраль 2021"
Автор(ы) статьи: Рыбина А.А.
PDF файл статьиУДК 34.096 Рыбина Алёна Алмазовна студентка 3 курса магистратуры, факультет психолого-педагогического образования Нижнетагильский государственный социально-педагогический институт, Россия, г. Нижний Тагил e-mail: alena.pankova.2011@mail.ru Научный руководитель: Ломаева Марина Валентиновна, доцент, кандидат педагогических, декан факультета психолого-педагогического образования Нижнетагильский государственный социально-педагогический институт, Россия, г. Нижний Тагил ОСОБЕННОСТИ САМОМЕНЕДЖМЕНТА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ Аннотация: В статье раскрывается термин «самоменеджмент», представлены разработки проблемы «самоменеджмента», раскрыта сущность самоменеджмента. Ключевые слова: самоменеджмент, учитель, педагог, цель самоменеджмента, самооценка, самомотивация, особенности самоменеджмента, образовательная среда. Rybina Alena Almazovna 3rd year master student, Faculty psychological and pedagogical education Nizhny Tagil State Socio-Pedagogical Institute, Russia, Nizhny Tagil Scientific adviser: Lomaeva Marina Valentinovna, associate professor, candidate of pedagogical sciences, Dean of the Faculty of Psychological and Pedagogical Education Nizhny Tagil State Socio-Pedagogical Institute, Russia, Nizhny Tagil FEATURES OF SELF-MANAGEMENT IN THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT Abstract: The article reveals the term "self-management", presents the development of the problem of "self-management", discloses the essence of self- management. Key words: self-management, teacher, educator, self-management goal, self- assessment, self-management, educational environment. 1 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 02/2021 http://tribune-scientists.ru Термин «самоменеджмент» впервые был предложен немецким профессором Лотаром Зайвертом [3]. В его трактовке самоменеджмент, как феномен, представляет собой «целенаправленное и последовательное использование испытанных методов работы в повседневной практике для оптимального использования своего времени». А главная цель самоменеджмента заключается в том, чтобы максимально использовать собственные возможности, сознательно управлять течением своей жизни (самоопределяться) и преодолевать внешние обстоятельства, как на работе, так и в личной жизни [3]. Разработкой проблемы самоменеджмента занимаются также В. Зигерт, Л. Ланг, В.М. Андреев, Э.Е. Старобинский и другие ученые. Самоменеджмент педагога в интерпретации специалистов включает в себя такие грани, как: внешний вид; личностные и профессиональные качества; стиль управления; самооценка; делегирование полномочий; способность к целеполаганию, то есть определению перспектив, постановке четких, конкретных целей, выявлению реальных путей и способов их реализации; способность к концентрации личностных ресурсов на том, что должно быть достигнуто; планирование и распределение рабочего времени; рациональное использование информации и коммуникации [1]. Особое значение имеет необходимость учиться планировать своё рабочее время. Концепция К.Я. Вазиной, Ю.Н. Петрова, В.Д. Беловского наиболее приблизилась к вопросу управления, осуществляемого учителем. Сущность самоменеджмента педагога в классе заключается в создании «развивающего пространства», в котором и будет происходить саморазвитие личности ученика и учителя [7]. Применительно к процессу обучения ученые делают вывод, что «учить нельзя, можно только учиться [8]. Такое осознание своей функции в учебном процессе качественно изменяет мышление педагога и стимулирует его на создание новых средств, способов, управленческой деятельности, а значит, ведет педагога к саморазвитию и к самоуправлению — самоменеджменту. Так как Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 02/2021 http://tribune-scientists.ru 2 человек — саморазвивающаяся система, то управление является одновременно и самоуправление» [2]. Ученые оценивают самоменеджмент как управляющую систему, которая направлена личностью на себя. Элементами самоменеджмента выступают внутренняя активность личности, рефлексивность, глубинный потенциал и способность к самоорганизации, самоутверждению и самореализации; умение управлять собой, четко планировать свое рабочее и свободное время, способность к самомотивации, самостоятельности и самосовершенствованию. В. А. Розанова пишет, что достичь целей, которые ставит перед собой учитель, возможно только через организацию, достижение целей адекватной деятельности, анализ, коррекцию хода данного процесса [4]. Учитель должен не только иметь некоторый собственный опыт реализации самоменеджмента, но и знать особенности, способы, пути его реализации, а также уметь использовать все имеющиеся возможности для развития процесса перехода управления в самоуправление [5, 6]. Многих ученых интересует вопрос: является ли учитель менеджером? Менеджерами в учебном заведении являются все члены коллектива, считает К.Я. Вазина, так как «человек — саморазвивающаяся система, именно поэтому каждый член коллектива одновременно является и самоуправителем» [2]. Исследуя проблему самоменеджмента в педагогике, В.П. Симонов утверждает, что каждый преподаватель является менеджером образовательного, воспитательного процесса или «педагогом-менеджером» [9, 10]. В. П. Симонов считает, что предметом труда педагога-менеджера является деятельность управляемого субъекта, продуктом — информация, орудием — речь, результатом — уровень или степень обученности, воспитанности и развития второго субъекта менеджмента - учащихся. Список литературы: 1. Андреев В.М., Старобинский Э.Е. Самоменеджмент руководителя. Томск, 2002. 211 с. 3 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 02/2021 http://tribune-scientists.ru 2. Вазина Ю. Н., Петрова В.В., Беликовский В.Д. Педагогический менеджмент. М.: Мысль. 2000. 2011с. 3. Зайверт Л., Фридман Л.М, Энкельманн Т. Стили руководства. М.: Просвещение, 222 с. 4. Розанова В.А. Качества руководителя (менеджера) и его эффективная деятельность. М.: Просвещение, 2000. 190 с. 5. Петрухин B.C. Менеджмент 21 века. М.: Зерцало, 2010. 277 с. 6. Поташник М.М. Оптимизация управления школой. М.: Знание, 2001. 350 с. 7. Симонов В.П. Преподаватель как менеджер образовательного, воспитательного процесса. Петрозаводск, 2000. 306 с. 8. Фридман Л.М. Уровень самооценки и самоуважения. Томск, 2000. 211 с. 9. Платонов К.К. Структура и развитие личности. М.: Наука, 2006. 423 с. 10. Новиков Д. Управление образованием: изучаем недостатки, проектируем пути реформирования // Знание. Понимание. Умение. 2016. № 4. С. 205-211. 4 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 02/2021 http://tribune-scientists.ru