- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
КЛЮЧЕВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ
Статья опубликована в журнале за "Январь 2021"
Автор(ы) статьи: Абаева С.М., Тенитилова К.С.
PDF файл статьиУДК 37 Абаева Сийлахь Магомедовна, студентка 2 курса бакалавриата, институт естественных наук и биотехнологии, Орловский государственный университет, Россия, г. Орел Тенитилова Ксения Сергеевна, студентка 2 курса бакалавриата, институт естественных наук и биотехнологии, Орловский государственный университет, Россия, г. Орел e-mail: tenitilova.xiusha@yandex.ru КЛЮЧЕВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ Аннотация: В работе описаны исследования в области ключевых образовательных компетенций, рассмотрено их понятие, приведена классификация ключевых образовательных компетенций, с выделением трех взаимосвязанных групп. Ключевые слова: ключевые компетенции, образование, компетентностный подход. Abaeva Silah Magomedovna, 2nd year bachelor student, Institute of natural Sciences and biotechnology, Orel state University, Russia, Orel Tenitilova Ksenia Sergeevna, 2nd year bachelor student, Institute of natural Sciences and biotechnology, Orel state University, Russia, Orel KEY EDUCATIONAL COMPETENCIES AND THEIR CLASSIFICATION Abstract: The paper describes research in the field of key educational competencies, considers their concept, and provides a classification of key educational competencies, with the identification of three interrelated groups. Keywords: key competencies, education, competence-based approach. 1 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 01/2021 http://tribune-scientists.ru Теоретическую основу составили ведущие положения, стоящие у истоков компетентностно – ориентированного подхода (И. А. Зимняя, В. А. Болотов, В. В. Сериков, Д. А. Иванов). Ключевые компетенции – «наиболее общие (универсальные) способности и умения, позволяющие человеку понимать ситуацию и достигать результатов в личной и профессиональной жизни в условиях возрастающего динамизма современного общества» [1, с. 8]. Они предполагают владение универсальными умениями. Компетенциям в образовании невозможно присвоить роль общих или профессиональных. На данный момент их можно отнести к «входным», которые помогают формировать самосознание, способствуют продвижению в учебной деятельности, а также влияют на развитие и стремление самосовершенствоваться. Эти категории характеризуют уровень познания процессов, происходящих в мире, которые напрямую связаны с качественным освоением содержания образовательного процесса. Общепризнанной систематизации ключевых образовательных компетенций не существует, в следствие этого остается проблема разработки структуры, которая была бы максимально цельной, разумно выстроенной и отвечала идеям конвергентной парадигмы образования. В связи с данным можно выделить несколько взаимосвязанных групп: 1. Компетенции, связанные с деятельностью: познавательная, социально – трудовая, гражданско-правовая. 2. Компетенции, связанные с коммуникацией: информационная, межличностная, эмпатическая. 3. Компетенции, связанные со становлением внутреннего самосознания: ценностно – смысловая - компетенция, связанная с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 01/2021 http://tribune-scientists.ru 2 решения [2, с. 3], социорефлексивная, аутопсихологическая, интеллектуальная, мотивационная, аналитическая, эмоционально – психологическая. К их характерным признакам относят многофункциональность, многомерность, требование к варьированию различных типов действий, развитие мышления, которое направлено на образование абстрактных понятий и оперировании ими в повседневной деятельности, а также на развитие системы суждений, сущность которой состоит в анализировании с формулированием обоснованных выводов. Структура компетенции включает в себя такие компоненты, как когнитивный, функциональный, психологический и социальный. Список литературы: 1. Иванов Д.А. Компетентности и компетентностный подход в современном образовании. М.: Чистые пруды, 2007. 32 c/ 2. Хуторской А.В. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций [Электронный ресурс] // Режим доступа: URL: http//www.edos.ru/journal/2005/ 1212.htm. (дата обращения: 01.02.2021 г.). 3. Авдеев В.М. Компетентностный подход в конструировании современных образовательных моделей // Социально-гуманитарные знания. 2006. № 6. С. 235-240. 4. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. 38 с. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 01/2021 http://tribune-scientists.ru 3