- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СТАНОВЛЕНИЯ КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА ПОДРОСТКОВ
Статья опубликована в журнале за "Январь 2021"
Автор(ы) статьи: Тенитилова К.С., Абаева С.М.
PDF файл статьиУДК 37 Тенитилова Ксения Сергеевна, студентка 2 курса бакалавриата, институт естественных наук и биотехнологии, Орловский государственный университет, Россия, г. Орел. e-mail: tenitilova.xiusha@yandex.ru Абаева Сийлахь Магомедовна, студентка 2 курса бакалавриата, институт естественных наук и биотехнологии, Орловский государственный университет, Россия, г. Орел СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СТАНОВЛЕНИЯ КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА ПОДРОСТКОВ Аннотация: В статье описаны исследования в области коллектива школьников, охарактеризованы основные социально – психологические особенности становления ученического коллектива и определена роль классного руководителя в этом вопросе. Ключевые слова: классный руководитель, коллектив, становление коллектива. Tenitilova Ksenia Sergeevna, 2nd year bachelor student, Institute of natural Sciences and biotechnology, Orel state University, Russia, Orel Abaeva Silah Magomedovna, 2nd year bachelor student, Institute of natural Sciences and biotechnology, Orel state University, Russia, Orel SOCIO-PSYCHOLOGICAL PECULIARITIES OF THE FORMATION OF A CLASS TEENAGE COLLECTIVE Abstract: the article describes the research in the field of the school team, describes the main socio-psychological features of the formation of the student team and defines the role of the class teacher in this issue. Keywords: class teacher, team, team building. 1 «Трибуна ученого» Выпуск 01/2021 http://tribune-scientists.ru Одним из социально – психологических особенностей становления коллектива подростков является явление коммуникативной толерантности. Чем она выше, тем легче человек сдерживает негативные проявления по отношению к другим людям. Эта характеристика является стержневой, поскольку с ней согласуются другие нравственные качества. Также она детерминирована интрапсихическими процессами индивида, свидетельствует о внутренней гармонии и дисгармонии, способности к самообладанию и самокоррекции. Педагогическая работа по созданию сплоченного коллектива будет действенной, если применяются групповые формы взаимодействия при организации урочных и внешкольных мероприятий, если разработана комплексная процедура, позволяющая овладеть средствами совместной деятельности, а также организовано увлекательное участие в трудовой, художественно – эстетической и спортивной сфере [2]. Совместная работа в группе имеет огромный воспитывающий потенциал, помогает развить не только коммуникативные навыки, но и усовершенствовать мышление, механизмы целеполагания и рефлексии. При совместных действиях, в коллективе учащихся устанавливаются роли и статусы индивидов, выделяются непосредственные лидеры – подростки, поведение которых считается примером для остальных учеников. Возрастает сплоченность, эмпатия, взаимопонимание, конструктивное общение и механизмы обратной связи выдвигаются на передний план. Центральную роль в становлении ученического коллектива подростков следует отводить классному руководителю [3]. Он призван бороться к эгоцентрической направленностью личности, поскольку она является разрушающей силой процессов общения и, следовательно, в последствии может стать толчком к деструкции всей группы учащихся. Педагог корректирует поведение с помощью целостной методической и воспитательной работы по воспитанию навыков децентрации, подавляющей эгоцентризм. Помимо этого, классный руководитель должен выбрать свой стиль руководства, не отягощающий учебную и психологическую нагрузку с целью наращивания образовательного потенциала. В этом случае между учениками и «Трибуна ученого» Выпуск 01/2021 http://tribune-scientists.ru 2 учителем появится взаимоотношение, основанное на доверии, взаимопонимании и сотрудничестве, что станет отправной точкой на пути к положительному эмоциональному здоровью ученического состава. «Положительный психологический настрой имеет широкий диапазон нравственных чувств и выступает динамическим полем разнообразных взаимосвязей между людьми. Он говорит о духовной целостности и устойчивости, готовности к осуществлению действий в пользу класса, об удовлетворенности в процессе совместной деятельности и осознании себя частью целого. Микроклимат может стать базисной основой для преодоления насилия в школе. Он представляет собой своеобразный индикатор препятствий, стоящих на пути реализации психологических резервов коллектива» [1, с. 268]. Список литературы: 1. Федорова М.А., Тенитилова К.С., Абаева С.М. Становление социально – психологического климата в ученическом коллективе: дидактический аспект // Ученые записки Орловского государственного университета. 2020. № 4(89). С. 266 – 269. 2. Кругов H.H., Крутова О.Н. Человек среди людей (Роль коллектива в нравственном развитие личности). М.: Книга, 1989. 75 с. 3. Сухомлинский А.В. Сердце отдаю детям. Киев: Радянська школа, 1974 г. - 288 с. «Трибуна ученого» Выпуск 01/2021 http://tribune-scientists.ru 3