- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СТОРОН СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА РЕГИОНА
Статья опубликована в журнале за "Январь 2021"
Автор(ы) статьи: Кузьмина Г.Ю.
PDF файл статьиУДК 331.105 Кузьмина Галина Юрьевна студентка 3 курса магистратуры, факультет Государственное управление и менеджмент, Брянский филиал РАНХиГС, Россия, г. Брянск e-mail: galina.kuzmina.nagornoe.pni@mail.ru ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СТОРОН СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА РЕГИОНА Аннотация: В статье раскрывается понятие социального партнерства, рассмотрено взаимодействие органов государственной и муниципальной власти с профсоюзными организациями Калужской области, проведен анализ проблем, затрагивающих стороны социального партнерства региона. Ключевые слова: органы государственной и муниципальной власти, регион, профсоюзная организация, социальное партнерство. Kuzmina Galina Yurievna 3rd year master student, Faculty of Рublic administration and management, Bryansk branch of RANEPA, Russia, Bryansk PROBLEMS OF INTERACTION OF THE PARTIES OF SOCIAL PARTNERSHIP OF THE REGION Abstract: The article reveals the concept of social partnership, examines the interaction of state and municipal authorities with the trade union organizations of the Kaluga region, analyzes the problems affecting the social partnership of the region. Key words: state and municipal authorities, region, trade union organization, social partnership. Для организации эффективного взаимодействия органов власти и институтов гражданского общества в регионах необходимо прежде всего укрепление правовых основ функционирования самих региональных общественных объединений, их совершенствование, а также создание эффективных механизмов взаимодействия власти и институтов гражданского общества области. Основная задача в настоящее время состоит в создании эффективной системы прямых и обратных связей между органами Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 01/2021 http://tribune-scientists.ru 1 государственной власти и институтами гражданского общества, в том числе и профсоюзных организаций. Законодательное оформление взаимодействия региональных общественных объединений с органами власти является одним из главных факторов развития гражданского общества. Это позволяет большему числу людей участвовать в процессе принятия властных решений и значительно повысить роль институтов гражданского общества в процессе выработки решений органами государственной власти и местного самоуправления. Согласно нормативной правовой документации, профсоюзы определяются в качестве добровольного общественного объединения граждан [1, ст. 30], которые связаны общими профессиональными и производственными интересами исходя из рода их деятельности, которое создается для того, чтобы представлять и защищать их социально-трудовые интересы и права. Классическая схема системы социального партнерства выглядит следующим образом: интересы работников представляют профсоюзы и объединения, а интересы работодателей выражают союзы предпринимателей, промышленные образования и т. п. Третьим непосредственным участником процесса со.гласования и.нтересов в.ыступают госу.дарство и и.нституты власти. Органы госу.дарственно.й власти ре.гиона участ.вуют в соз.дании и де.ятельности посто.янно дейст.вующих орг.анов социа.льного парт.нёрства, по.дготовке прое.ктов и зак.лючении со.глашений р.азличного уро.вня. Они выступ.ают не в к.ачестве социальных партнёро.в, а как трет.ий независ.имый участ.ник консул.ьтаций или пере.говоров, о.казывающий со.действие сторо.нам трудов.ых отношен.ий в поиске вз.аимоприемле.мых решени.й, предста.вляющий и з.ащищающий и.нтересы об.щества в це.лом, учитывающий мнения сторон пр.и определе.нии государст.венной пол.итики, при.нятии упра.вленческих и пр.авовых решений. «Второстепенная» ро.ль органов госу.дарства проявляется в то.м, что они уч.аствуют да.леко не во все .х формах социального партнёрст.ва. Работн.ики и работо.датели часто сотру.дничают без пр.ивлечения трет.ьей стороны. 2 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 01/2021 http://tribune-scientists.ru Поэтому он .и не призн.аются сторо.нами социа.льного парт.нёрства, не по.лучат ника.ких прав и не несут об.язательств по з.аключенным с и.х участием соглашений. Единст.венны м ис.ключением из это.го правила я.вляются случ.аи, когда соот.ветствующие ор.ганы сами в.ыступают в к.ачестве работо.дателей ил.и представ.ляют интерес.ы работодате.лей [2, cт. 34]. Следует по.дчеркнуть, что д.ля достиже.ния целей со.циального п.артнёрства пр.именяются р.азличные те.хнологии, обес.печивающих с.истему мно.гообразных, це.ленаправле.нных и пос.ледователь.ных действ.ий профсоюзо.в, различн.ые по хара.ктеру, фор.мам и такт.ике взаимоот.ношений. Территориальный Со.юз организ.аций профсо.юзов «Калу.жский област.ной совет профсо.юзов» (далее Профобъе.динение) я.вляется не.коммерческо.й корпорат.ивной орга.низацией, терр.иториальны.м обществе.нным объед.инением, пре.дставляющи.м собой объе.динение стру.ктурных ор.ганизаций об.щероссийск.их, межрег.иональных профсо.юзов, вход.ящих в Общеросс.ийский союз «Фе.дерация Нез.ависимых Профсо.юзов Росси.и» (далее – Ф.НПР) в орг.анизационно-.правовой фор.ме союза, де.йствующее на территор.ии Калужско.й области. Профобъединение я.вляется чле.нской орга.низацией Ф.НПР, выраж.ает и реал.изует интерес.ы ФНПР и пре.дставляет ее в К.алужской об.ласти. Сегодня это объе.динение профсоюзов регио.на на осно.ве единств.а целей и со.лидарности де.йствий, пр.изванное отст.аивать зако.нные социа.льно- экономические и тру.довые прав.а и интерес.ы членов профсо.юзов. В состав терр.иториально.го объедине.ния организ.аций профсо.юзов входят 20 об.ластных отр.аслевых ор.ганизаций профсо.юзов, 26 ме.жмуниципал.ьных (муни.ципальных) коор.динационны.х советов профсо.юзов, 1292 пер.вичные профсо.юзные орга.низации, 87414 ч.ленов профсо.юзов. Отношения с ор.ганами испо.лнительной в.ласти, мест.ного самоу.правления, р.аботодател.ями строятс.я на основе со.циального п.артнерства [3, c. 6]. 3 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 01/2021 http://tribune-scientists.ru В регионе сфор.мирована с.истема защ.иты социал.ьно-эконом.ических интересо.в членов профсо.юзов на базе об.ластного тре.хстороннего соглашения ме.жду территор.иальным объе.динением ор.ганизаций профсо.юзов "Калу.жский област.ной совет профсо.юзов", обл.астными объе.динениями р.аботодателе.й и Правите.льством Ка.лужской об.ласти на 20.20-2022 го.ды, отрасле.вых соглаше.ний, колле.ктивных до.говоров на пре.дприятиях и в ор.ганизациях. Охват кол.лективными до.говорами сост.авляет 90,7%. На муницип.альном уро.вне сформиро.вана профсо.юзная сторо.на социаль.ного партнерст.ва. В боль.шинстве МО з.аключены тре.хсторонние со.глашения. В 5-т.и МО согла.шения в ст.адии разработ.ки [4, c. 1]. Взаимоотношения ме.жду Профобъединением, работодате.лями и их объе.динениями, ор.ганами госу.дарственно.й власти и ор.ганами мест.ного самоу.правления К.алужской об.ласти стро.ятся на ос.нове социа.льного парт.нерства, а т.акже на ос.нове систе.мы коллект.ивных дого.воров, сог.лашений. В настоящее вре.мя совмест.ная деятел.ьность испо.лнительной в.ласти и Профобъединения позволила в ос.новном выр.аботать систе.му взаимоде.йствия орг.анов испол.нительной в.ласти с профсо.юзами в ре.шении насу.щных пробле.м и защите со.циально - э.кономическ.их интересо.в населени.я Калужско.й области. Ко.нструктивное сотру.дничество в ре.шении соци.ально - эко.номических проб.лем позвол.ило избежат.ь многих со.циальных ко.нфликтов. Проекты нор.мативных пр.авовых акто.в органов ис.полнительно.й власти, з.атрагивающ.их социаль.но - трудо.вые отноше.ния и прав.а работнико.в, рассматр.иваются и пр.инимаются с учето.м мнения профсо.юзов. Проекты ре.шений и нор.мативных пр.авовых акто.в органов ис.полнительно.й власти К.алужской об.ласти по в.ажнейшим во.просам социально - тру.довых отно.шений подле.жат рассмотре.нию на обл.астной тре.хсторонней ко.миссии по ре.гулировани.ю социально - тру.довых отно.шений. Профобъединение по мере необ.ходимости и.нформирует губер.натора обл.асти о воз.никающих проб.лемах в сфере со.циально - тру.довых и ин.ых Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 01/2021 http://tribune-scientists.ru 4 непосре.дственно с.вязанных с н.ими отноше.ний и внос.ить соответст.вующие пре.дложения д.ля рассмотре.ния их в а.дминистрац.ии области. Основные пр.инципы и н.аправления р.азвития систе.мы социаль.ного партнерст.ва в Калужс.кой област.и определе.ны Калужским областным трехсторо.нним соглашением между Терр.иториальны.м Союзом ор.ганизаций профсо.юзов «Калу.жский област.ной совет профсо.юзов», обл.астными объе.динениями р.аботодателе.й и Правите.льством Ка.лужской об.ласти на 20.20- 2022 го.ды (далее - Со.глашение), заключен.ного 30 апреля 20.20 года по.лномочными представите.лями на основе пр.инципов со.циального п.артнерства. Соглашение я.вляется пр.авовым акто.м, устанав.ливающим об.щие принци.пы регулиро.вания соци.ально-трудо.вых отноше.ний и связ.анных с ни.ми экономичес.ких отноше.ний на терр.итории Калу.жской област.и. Стороны ст.авят в чис.ле приоритет.ных целей Со.глашения в пре.дстоящий пер.иод: -социально-экономическую по.литику, обес.печивающую пр.аво гражда.н на досто.йный труд; -повышение к.ачества жиз.ни работни.ков и их се.мей; -сокращение уро.вня бедност.и на основе усто.йчивого раз.вития эконо.мики; рост про.изводитель.ности труд.а, стабиль.ной занятост.и и гибкост.и рынка тру.да; -безопасность р.абочих мест; -расширение воз.можностей професс.ионального рост.а работнико.в; -создание р.абочих мест, по.ддержание со.циальной ст.абильности в ре.гионе [5, c. 6]. Основные направле.ния Соглаше.ния: развит.ие социаль.ного партнерст.ва; развитие эко.номики и пре.дпринимательства в К.алужской об.ласти: уровень жиз.ни, оплата тру.да и социал.ьная защит.а населени.я; развитие тру.довых ресурсо.в, содейст.вие занятост.и населени.я и кадрово.му обеспече.нию организ.аций; охрана труд.а и здоров.ья работни.ков, эколо.гическая безо.пасность; молодежн.ая политик.а; пенсионное обес.печение. 5 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 01/2021 http://tribune-scientists.ru Анализ выпо.лнения Сторо.нами Калужс.кого област.ного трехсторо.ннего согл.ашения меж.ду Территор.иальным Со.юзом орган.изаций профсо.юзов «Калу.жский област.ной совет профсо.юзов», обл.астными объе.динениями р.аботодателе.й и Правите.льством Ка.лужской об.ласти на 20.20-2022 го.ды за 6 мес.яцев 2020 года по.казал, что с.ложившейся пр.актикой со.вместной р.аботы профсо.юзов, работо.дателей и ор.ганов власт.и Калужско.й области соз.дана основ.а для реше.ния социал.ьно-трудов.ых проблем в ре.гионе. В то же вре.мя повышен.ию эффекти.вности вза.имодействи.я социальн.ых партнёро.в препятст.вует ряд проб.лем: - низкая д.исциплина соб.людения субъе.ктами трудо.вых отноше.ний трудово.го права, а т.акже недост.аточно эффе.ктивный госу.дарственны.й контроль ис.полнения нор.м трудового з.аконодател.ьства; - отсутств.ие должной от.ветственност.и сторон со.циального п.артнёрства з.а нарушение и.ли невыпол.нение колле.ктивных до.говоров, со.глашений, ре.шений орга.нов социал.ьного парт.нёрства; - отсутств.ие согласо.ванной стр.атегии раз.вития соци.ального парт.нёрства в ре.гионе; - недооцен.ка работод.ателями ро.ли социаль.ного партнёрст.ва как одно.го из фунд.аментальны.х обществе.нных институто.в, обеспеч.ивающих сб.алансирова.нное эконо.мическое р.азвитие и со.циальную с.плочённост.ь общества. Для опреде.ления сущест.вующих проб.лем взаимо.действия профсо.юзных орга.низаций Ка.лужской об.ласти с ор.ганами власт.и региона автором был проведе.н дистанцио.нный опрос пре.дставителе.й профсоюз.ных организ.аций и пре.дставителе.й органов госу.дарственно.й власти и ор.ганов мест.ного самоу.правления К.алужской об.ласти. Целью опрос.а является о.пределение су.ществующих проб.лем взаимо.действия органов в.ласти с профсо.юзными орг.анизациями ре.гиона. В качест.ве сбора и.нформации ис.пользовалс.я метод ан.кетного опрос.а. Формат а.нкеты – 8 во.просов. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 01/2021 http://tribune-scientists.ru 6 Безусловно, пре.дставленные д.анные не мо.гут претен.довать на вс.ю генераль.ную совоку.пность исс.ледуемых пре.дставителе.й. Данное исс.ледование прес.ледовало це.ль определ.ить лишь не.которые, н.аиболее проб.лемные вопрос.ы взаимоде.йствия. По мнению пре.дставителе.й профсоюз.а, потребност.ь во взаимо.действии воз.никает дост.аточно часто (.по 5-ти ба.лльной шка.ле она сост.авляет 3 б.алла). Более с.кромную оце.нку такой необ.ходимости д.ают государст.венные слу.жащие – по и.х мнению, о.на возникает до.вольно ред.ко (2 балл.а). При это.м, все опро.шенные оце.нили заинтересо.ванность во вз.аимодейств.ии на 5 ба.ллов, что с.видетельст.вует о высо.ком потенц.иале данно.й формы уч.астия граж.данского об.щества в ре.шении соци.альных проб.лем. В ходе опрос.а представ.ителям профсо.юза было пре.дложено оце.нить время «от.клика» орг.анов госуд.арственной в.ласти на проб.лемы профсо.юза. Предст.авители профсо.юза оценил.и время от з.аявки до ре.шения проб.лемы по 5- б.алльной шк.але в сред.нем на 2 б.алла, что соот.ветствует о.ценке «дол.го». В сво.ю очередь, о.прошенные госу.дарственные с.лужащие сч.итают, что вре.мя реагиро.вания можно о.ценить на 4 б.алла, т.е. «б.ыстро». Интересно, что пр.и таких раз.ных оценка.х потребност.и и скорост.и взаимоде.йствия, и пре.дставители профсо.юза, и госу.дарственные с.лужащие оце.нили его резу.льтаты дост.аточно высо.ко – в сре.днем на 4 б.алла. Это го.ворит о то.м, что нес.мотря на су.ществующие проб.лемы, взаи.модействие ме.жду профсоюзами и ор.ганами госу.дарственно.й власти К.алужской об.ласти являетс.я достаточ.но эффекти.вным. Подтверждает д.анный факт и в.ысокая оце.нка опроше.нными отно.шений, котор.ые складыв.аются в хо.де взаимоде.йствия меж.ду органам.и власти и профсо.юзами Калу.жской област.и – 4 балл.а по мнени.ю представителей профсо.юза и 5 балов по мне.нию государст.венных слу.жащих. В целом су.ществующее вз.аимодейств.ие предста.вители профсо.юзов оцени.ли на 3,5 б.алла, а госу.дарственные с.лужащие – н.а 4 балла. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 01/2021 http://tribune-scientists.ru 7 Участвующие в о.просе увере.ны, что ск.ладывающиес.я формы вз.аимодейств.ия еще не исчер.пали свой поте.нциал и су.ществует воз.можность з.начительно.го повышен.ия его качест.ва (в сред.нем оценки составили 4 б.алла). Одним из важнейших факторов, влияющих на эффективность взаимодействия органов власти с профсоюзами, выступает качество нормативной базы. В этом вопросе мнения опрашиваемых существенно разошлись. Если представители профсоюзов оценивают его как очень низкое (2 балла по 5-ти балльной шкале), то государственные служащие уверены, что оно находится на высоком уровне (4 балла). Значительной проблемой взаимодействия выступает несовершенство законодательной базы, согласно которой, власти должны были бы обязаны помогать профсоюзам, а значит, имели бы на это средства, заложенные в бюджете. Готовность органов государственной и муниципальной власти к социальному сотрудничеству с общественными организациями выступает основным условием и залогом социальной стабильности в обществе. Для налаживания эффективных взаимоотношений между органами государственной власти и профсоюзами региона необходимы изменения в системе социальных практик в современном обществе, заключающиеся в установлении высокого уровня взаимодоверия, взаимного повышения профессионализма и сосредоточенность на решении проблем региона. В целом, органы государственной власти сравнительно активно взаимодействуют с профсоюзами, однако эффективность этого взаимодействия недостаточна, и принимаемые решения, проходящие через коллективные договоры, отраслевые и генеральные соглашения, исполняются не более чем на 35-40%. Это происходит потому, что обязательства, заложенные в этих документах, как правило, требуют значительных финансовых вложений. По нашему мнению, решение выявленных проблем приведет к реальным улучшениям в сфере взаимодействия между органами государственной власти и профсоюзами региона. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 01/2021 http://tribune-scientists.ru 8 Список литературы. 1. Конституция Российской Федерации ; принята всенародным голосованием 12.12.1993 г. (с учетом поправок от 01.07.2020) // Информационно- правовая система «ГАРАНТ». 2. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ ( с изм. от 29.12.2020) // Информационно-правовая система «ГАРАНТ». 3. Закон Калужской области от 14.11.2000 № 62-ОЗ (с изм. от 05.12.2004) «О социальном партнерстве в Калужской области» // Справочно-правовая система «Консультант-Плюс». 4. Официальный сайт Территориальный Союз организаций профсоюзов «Калужский областной совет профсоюзов» [Электронный ресурс] // Режим доступа: URL: http://www.oblsovprof.ru/ (дата обращения: 20.01.2021 г.). 5. Калужское областное трехстороннее соглашение между Территориальным Союзом организаций профсоюзов «Калужский областной совет профсоюзов», областными объединениями работодателей и Правительством Калужской области на 2020-2022 годы от 30.04.2019 г. // Справочно-правовая система «Консультант-Плюс». Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 01/2021 http://tribune-scientists.ru 9