- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
К ВОПРОСУ МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Статья опубликована в журнале за "Январь 2021"
Автор(ы) статьи: Холин Н.В.
PDF файл статьиУДК 2964 Холин Николай Викторович студент магистратуры Московский университет им. С.Ю. Витте, Россия, г. Москва e-mail: holin11061977@rambler.ru Научный руководитель: Бушуева Наталья Владимировна кандидат экономических наук, доцент Московский университет им. С.Ю. Витте, Россия, г. Москва К ВОПРОСУ МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Аннотация: Цель представленной работы – анализ проблемных аспектов в сфере школьного образования на муниципальном уровне. Методология исследования – индукция, аналитический метод, наблюдение. Ключевые слова: образование, образовательные услуги, школьное образование, проблемы образования, муниципальное управление. Kholin Nikolai Viktorovich master student Moscow University named after S.Yu. Witte, Moscow, Russia Scientific adviser: Bushueva Natalia Vladimirovna candidate of economic sciences, associate professor Moscow University named after S.Yu. Witte, Moscow, Russia ON THE ISSUE OF MUNICIPAL MANAGEMENT IN THE FIELD OF SCHOOL EDUCATION Abstract: The purpose of this paper is to analyze the problematic aspects in the field of school education at the municipal level. Research methodology-induction, analytical method, observation. The purpose of the presented work is to analyze the problematic aspects in the field Key words: education, educational services, school education, problems of education, municipal administration. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 01/2021 http://tribune-scientists.ru 1 Управление в сфере школьного образования на муниципальном уровне осуществляется программными методами, что характерно для некоммерческих организаций и государственных структур в целом. К числу факторов, которые учитываются при разработке программ развития школ в муниципалитетах можно отнести следующие: изменившиеся социально-экономические условия, в которых функционирует образовательная организация; смена парадигмы образования в стране, новые образовательные инициативы в государственной политике; социальный запрос обучающихся и их родителей (законных представителей). Система школьного образования модернизируется с учетом современных технологических тенденций в рамках нового национального проекта «Образование», рассчитанного на период с 01.01.2019 по 31.12.2024, руководство которым осуществляет министр просвещения РФ [2]. Проект включает такие блоки как: «Современная школа», «Успех каждого ребенка», «Поддержка семей, имеющих детей», «Цифровая образовательная среда», «Учитель будущего», «Молодые профессионалы», «Новые возможности для каждого». Вместе с этим совершенствуются образовательные стандарты, в частности это касается ФГОС [5]. Результаты аналитической работы школ Октябрьского района Амурской области и муниципального управления данной сферой позволили выявить ряд социально-экономических проблем, в их числе: сокращение численности контингента обучающихся; отклонение плановых показателей как качественных, так и количественных от установленных учредителем в лице муниципального органа власти; отсутствие в программах развития школ экономической составляющей планирования. Так, к примеру, реализуемая «Программа развития муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 2 с. Екатеринославка» на 2017-2021 гг.» не содержит экономического обоснования [4], что делает затруднительным реализацию её мероприятий. Следовательно решение этих проблем предполагает, как участие со 2 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 01/2021 http://tribune-scientists.ru стороны муниципалитета, так и со стороны администрации школ. Другим аспектом разрешения социально-экономических проблем функционирования школ является следование тем трендам трансформации системы образования, которые определены национальными проектами на уровне государства, в частности нацпроект «Образование». Если численность контингента зависит от множества факторов, включая естественную убыль населения и отток населения из села, то качество обучения необходимо повышать, чтобы достичь высоких показателей человеческого капитала учащихся. Поэтому привлекательность как школы, так и села определяется, в том числе и качеством общего образования. Этому аспекту органы муниципальной власти должны уделять особое внимание при составлении перспективных планов и региональных стратегий развития муниципалитетов. На основе изложенного выше для решения социально-экономических проблем муниципального управления сферой школьного образования представляется целесообразным следующее: 1. Скорректировать показатели муниципального задания с учетом фактических показателей деятельности школы. Например, в ходе авторского исследования выяснилось, что среднегодовой темп сокращения контингента обучающихся школ Октябрьского района Амурской области на уровне 3,5% в год. Данный факт необходимо учитывать, чтобы адекватно рассчитать уровень финансирования школ и не создавать риск недостатка финансовых ресурсов от учредителя в лице администрации муниципального образования Октябрьский район Амурской области. 2. Провести аудит программ развития школ в муниципалитетах и при необходимости дополнить в части повышение квалификации персонала на принципах непрерывности обучения в соответствии с современными требованиями образовательной среды и национальным приоритетам в сфере образования (в рамках реализации нацпроекта «Образование»). В частности, использование имеющихся ресурсов в сфере повышения квалификации на Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 01/2021 http://tribune-scientists.ru 3 безвозмездной основе и внедрения новой аттестационной модели педагога. Например, можно использовать платформу издательства «Просвещение», которое проводит вебинары по широкой тематике и различным предметам, включая подтверждение участия [1]. Каждому слушателю выдается сертификат участника вебинара в электронном виде и участие в вебинаре бесплатное. В настоящее время планируется трансформировать подход к аттестации персонала, поэтому необходимо внедрить в школе новую аттестационную модель педагога [3]. Структура такой модели учитывает, в том числе и индивидуальные достижения учителя, включая его обучение. Данная модель носит комплексный характер и предполагает «перезагрузку» отношения к профессиональной деятельности учителя. Таким образом, предложенные мероприятия будут способствовать решению социально-экономических проблем, с которыми в настоящее время сталкивается администрация школ. Список литературы: 1. Издательство «Просвещение» [Электронный ресурс]. // Режим доступа: URL: https://prosv.ru (дата обращения: 15.11.2020 г.). 2. Министерство просвещения [Электронный ресурс]. // Режим доступа: URL: https://edu.gov.ru/national-project (дата обращения: 05.10.2020 г.). 3. Окончательный вариант новой модели аттестации учителей будет утвержден только после широкого общественного обсуждения [Электронный ресурс]. // Режим доступа: URL: https://edu.gov.ru/press/699/okonchatelnyy-variant- novoy-modeli-attestacii-uchiteley-budet-utverzhden-tolko-posle-shirokogo- obschestvennogo-obsuzhdeniya/ (дата обращения: 25.12.202 г.). 4. Программа развития муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 2 с. Екатеринославка» на 2017-2021 гг. [Электронный ресурс]. // Режим доступа: URL: http://i.emousosh2.ru (дата обращения: 25.12.202 г.). 4 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 01/2021 http://tribune-scientists.ru 5. Проекты ФГОС: доминирует ориентация на запоминание и воспроизведение знаний // Круглый стол «Актуальные исследования и разработки в образовании» учреждения [Электронный ресурс]. // Режим доступа: URL: http://www.edu54.ru/news/list/205167/ (дата обращения: 27.04.2020 г.). Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 01/2021 http://tribune-scientists.ru 5