- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
КЛАСС-ТРЕНАЖЕР, КАК НОВАЯ ФОРМА ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРОФИЛАКТИКИ ГИБЕЛИ ДЕТЕЙ НА ПОЖАРАХ
Статья опубликована в журнале за "Январь 2021"
Автор(ы) статьи: Лира Ю.С.
PDF файл статьиУДК 614.849 Лира Юлия Сергеевна студентка 3 курса магистратуры, институт заочного обучения, Ивановская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России, Россия, г. Иваново e-mail: yulya_85_2009@mail.ru Научный руководитель: Никифоров А.Л., доктор технических наук, старший научный сотрудник, профессор кафедры пожарной безопасности объектов защиты Ивановская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России, Россия, г. Иваново КЛАСС-ТРЕНАЖЕР, КАК НОВАЯ ФОРМА ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРОФИЛАКТИКИ ГИБЕЛИ ДЕТЕЙ НА ПОЖАРАХ Аннотация: В статье рассматривается вопрос осуществления профилактики гибели детей на пожарах посредствам внедрения в образовательный процесс школьников учебно-тренировочных площадок (классов-тренажеров). Данная форма осуществления профилактических мероприятий позволяет достичь наибольшей эффективности в обучении детей действиям в случае возникновения пожара. Ключевые слова: пожарная безопасность, профилактика гибели детей, имитация пожара, обучение правилам пожарной безопасности, учебно- тренировочная площадка. Lira Yuliya Sergeevna 3rd year master student, faculty of Distance Learning of the Institute of Distance Learning Ivanovo Fire and Rescue Academy GPS EMERCOM of Russia, Russia, Ivanovo Scientific adviser: Nikiforov A.L., doctor of technical sciences, senior researcher, professor of the department of fire safety of protective Ivanovo Fire and Rescue Academy GPS EMERCOM of Russia, Russia, Ivanovo CLASS-SIMULATOR AS A NEW FORM OF PREVENTION OF CHILD DEATH IN FIRES Abstract: The article considers the issue of preventing the death of children in fires through the introduction of educational platforms (simulator classes) in the 1 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 01/2021 http://tribune-scientists.ru educational process of schoolchildren. This form of preventive measures allows you to achieve the greatest effectiveness in teaching children to act in the event of a fire. Keywords: fire safety, prevention of the death of children, fire simulation, fire safety training, training ground. В соответствии с Конституцией Российской Федерaции каждый человек имеет право на личную безопасность, безопасность своего имущества и жилища, в том числе от пожаров. Обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства [1]. В целях реализации данной функции создана система обеспечения пожарной безопасности, основными элементами которой являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Актуальность проблемы пожаров, прежде всего, обусловлена гибелью в огне и травматизмом несовершеннолетних детей, их неготовностью к адекватным действиям в опасных ситуациях, при пожаре. Законодательством Российской Федерации установлено требование по проведению в образовательных организациях обязательного обучения обучающихся мерам пожарной безопасности [1]. Основным средством профилактики детской гибели на пожаре, является специальная воспитательная работа с детьми в образовательных организациях. Она включает в себя беседы, лекции, чтение специальной литературы, изучение наглядных пособий, тестирование, игры, просмотры видео-файлов. Пожароопасные ситуации, связанные с детьми сложно предсказать. Поведения и реакция детей при реальной встрече с огнем бывает различна. Кого-то критическая ситуация заставляет собраться и действовать мгновенно, а кто-то, и таких детей большинство, теряется, пытаясь просто спрятаться. Именно поэтому пропаганда культуры безопасности среди детей и подростков должна занимать одно из важных мест в образовательном процессе. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 01/2021 http://tribune-scientists.ru 2 Обучение и воспитание следует проводить на всех этапах школьной жизни, используя адекватные тому или иному возрасту детей психолого- педагогические методы передачи знаний и формирования навыков безопасного использования огня и поведения при пожаре. Эти знания и навыки должны помочь молодым людям не только при их нахождении в образовательном учреждении, но и в любом другом. Анализ причин детской гибели на пожарах показывает, что в большинстве случаев трагические последствия наступают при причине незнания элементарных требований пожарной безопасности, а также порядка действий в случае возникновения чрезвычайной ситуации. Углубленное изучение причин и следствий пожаров с гибелью детей позволяет сделать обоснованный вывод о том, что избежать большинства аналогичных происшествий можно путем систематического и последовательного приобщения ребенка к основам и правилам безопасности жизнедеятельности. В процессе обучения, огромную роль играет использование наглядных пособий, видеоматериалов, а также моделирование обстановки, максимально приближенной к реальной жизни, когда ребёнку предоставляется возможность практически продемонстрировать правила поведения при возникновении чрезвычайной ситуации. Чаще всего во время пожара у маленьких детей срабатывает подсознательный инстинкт: ребенок старается к чему-то прижаться, куда-то спрятаться, ищет мнимое убежище - под кроватью или столом, и именно там его беда и настигает. Существенным и результативным мероприятием, позволяющим повысить уровень знаний правил пожарной безопасности и действий при пожаре школьников, служит учебно-тренировочная площадка. Данная площадка имитирует жилую квартиру, с трансформируемыми перегородками для перепланировки комнат, в которой по заранее спланированному сценарию происходит имитация различных сцен 3 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 01/2021 http://tribune-scientists.ru возникновения и развития пожара, с применением световых эффектов сопровождения, а также формирования зоны задымления путем применения парогенератора. Основные задачи учебно-тренировочной площадки: 1. Предназначена для решения задач, связанных с обучением детей и подростков основам пожарной безопасности. Оборудование учебно- тренировочной площадки позволяет проводить теоретические занятия и практические тренировки в условиях ограниченного пространства, недостаточной видимости и задымления. 2. Комплекс занятий, проводимых на учебно-тренировочной площадке, ориентирован на учащихся общеобразовательных учреждений и служит для приобретения и отработки практических навыков пожаротушения, ориентации и психологической устойчивости. После прохождения краткого инструктажа по правилам пожарной безопасности, школьникам предлагается попробовать самостоятельно выбраться из задымленного помещения. Разыгрывается несколько сценариев развития пожара, с которыми дети могут столкнуться в реальной жизни. Как показывает опыт использования учебно-тренировочных комплексов, практика для школьников оказывается намного сложнее теории. При проведении теоретических занятий дети показывали хорошие знания, но на практике терялись, и не все действия были правильными. Это ещё раз подтверждает, что существует насущная необходимость внедрения в практику профилактической работы активное использование подобных тренировочных комплексов, позволяющих сформировать у детей и подростков психологическую устойчивость и правильную модель поведения в чрезвычайной ситуации. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 01/2021 http://tribune-scientists.ru Cписок литературы: 4 1. Федеральный закон от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (ред. от 27.12.2019 № 487-ФЗ) // Справочно-правовая система «Консультант- Плюс». Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 01/2021 http://tribune-scientists.ru 5