- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
РОЛЬ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЭМОЦИОНАЛЬНОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
Статья опубликована в журнале за "Январь 2021"
Автор(ы) статьи: Березина Н.С.
PDF файл статьиУДК 159.9.072.4 Березина Н.С., студентка 3 курса магистратуры, Удмуртский Государственный Университет Россия, г. Ижевск e-mail: berezina_natalia78@mail.ru РОЛЬ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЭМОЦИОНАЛЬНОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА Аннотация: Статья посвящена исследованию эмоциональной сферы у детей раннего возраста (дошкольного возраста). Мы предположили, что специфика музыкальной деятельности (или восприятия музыки) будет оказывать влияние на развитие и формирование эмоциональной сферы ребёнка. Анализ результатов выявил ряд особенностей, в том числе наличие скудного эмоционального интеллекта у детей раннего возраста. Ключевые слова: музыкальная деятельность, эмоции, эмоциональная сфера, дети раннего возраста. Berezina N.S., 3rd year master student, Udmurt State University Russia, Izhevsk THE ROLE OF MUSICAL ACTIVITIES IN EMOTIONAL DEVELOPMENT OF EARLY CHILDREN Abstract: The article is devoted to the study of the emotional sphere in young children (preschool age). We assumed that the specifics of musical activity (or perception of music) will affect the development and formation of the emotional sphere of the child. Analysis of the results revealed a number of features, including the presence of scarce emotional intelligence in young children. Key words: musical activity, emotions, emotional sphere, young children. В последнее время всё чаще стали говорить о том, как важно научить ребёнка переживать свои эмоции, контролировать их и как это важно в развитии личности [1]. Было проведено исследование, выявившее у детей скудный эмоциональный интеллект. В качестве показателя было выбрано поведение ребёнка на занятии музыкой с мамой. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 01/2021 http://tribune-scientists.ru 1 Классик отечественной психологии Б.М. Теплов утверждал, что эмоциональная отзывчивость на музыку проявляется в большей степени в двух способностях: ладовом чувстве (эмоциональный компонент слуха) и чувстве ритма (эмоциональная способность). Поэтому эмоциональная отзывчивость на музыку, прежде всего, развивается в восприятии музыки, а также в музыкально- ритмических движениях [2]. В восприятии музыки главная роль принадлежит эмоциям как специфической реакции слушателя, вызывающей или духовное удовлетворение, или неудовлетворение, поэтому при слушании музыки у ребёнка возникают определённой силы положительные или отрицательные эмоции, отражающие его конкретное состояние [3]. Интерес для данного исследования представляло выявить и проанализировать те эмоции, которые наиболее часто встречаются у детей раннего возраста. Для решения поставленных цели и задач были выбраны методы наблюдения и эксперимента [4]. Эксперимент проводился с детьми раннего возраста (1г.2 мес. – 2 года),3 мальчика и 3 девочки, с их мамами в течении шести месяцев. Дети посещали групповые занятия музыкой 2 раза в неделю по 8-10 минут. Перед началом исследования был проведён сбор информации для выяснения особенностей развития исследуемых. Прошло знакомство и найден контакт с детьми и их родителями. Результаты исследования показали, что дети с ярким проявлением эмоций более раскрепощены в чужом обществе, более открыты в общении. За яркость проявления эмоций или эмоциональную отзывчивость мы взяли выражения мимики лица, двигательную активность и активность в поведении при реагировании на музыку: пение различных потешек, детских песен, исполнение народных плясовых мелодий на фортепиано [5]. Таблица 1. Яркость проявления эмоций 2 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 01/2021 http://tribune-scientists.ru я я Поведенческа № Имя Мимик Двигательна а лица активность активность + 1 Аня + + - 2 Мира - - - 3 Миша - + - - 4 Лера - + 5 Анто + + н 6 Захар + - + «+» - видимые изменения при реагировании на музыку «-»- нет изменений при реагировании на музыку В данной таблице видно, что у большинства детей эмоции проявляются в двигательной деятельности (пружинящие приседания, движение ручками, повороты головой, кивание, движения туловищем), у половины детей эмоции проявляются и на лице (появилась улыбка, приоткрылся рот, приподнялись брови), у большинства поведение пассивно (не слазят с рук мамы или держатся одной рукой за маму). Большинству детей свойственно выражение эмоций, которые не могут пока контролировать их (могут от радости долго прыгать, от страха могут просидеть на коленях у мамы, упёршись в грудь и только иногда подглядывать, что там делают остальные под звуки музыки). Результат исследования даёт право нам судить о том, что эмоциональный опыт детей скуден: либо радость, либо страх. Скромные дети, зажатые эмоционально не отзывчивы: «каменное» лицо, не дрогнет ни одна линия на лице. Напротив, раскрепощённый ребёнок покажет улыбку на всё лицо, будет прыгать и радоваться. Заключение. Проанализировав результаты эксперимента, мы можем сделать следующий вывод: на выражение эмоций ребёнком влияет много факторов: от черт характера до психического развития. Приобретая эмоциональный опыт вместе с музыкальной деятельностью (не только Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 01/2021 http://tribune-scientists.ru 3 радоваться, потому что услышал знакомые звуки музыки, но и грустить вместе с кошечкой в песне «Серенькая кошечка», которая ждёт своих котят), ребёнок учится ярче переживать свои эмоции, сопереживать с персонажами и переносить этот опыт в реальную жизнь. Список литературы: 1. Ильин Е.П. Эмоции человека. СПб, Изд.: «Питер», 2011. 782 с. 2. Изард К. Психология эмоций. СПб, Изд.: «Питер», 2000. 460 с. 3. Изард К. Эмоции человека. М.: Изд-во МГУ, 1980. 439 с 4. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М.: Питер, 2012. 705 с. 5. Выготский Л.С. Психология развития ребёнка. М.: Эксмо, 2005. 507 с. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 01/2021 http://tribune-scientists.ru 4