- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
ГРУППОВАЯ ДИНАМИКА В УЧЕНИЧЕСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ КАК УСЛОВИЕ ИНТЕГРАЦИИ ИНДИВИДА В СОЦИАЛЬНУЮ СРЕДУ ШКОЛЫ
Статья опубликована в журнале за "Январь 2021"
Автор(ы) статьи: Тенитилова К.С., Абаева С.М.
PDF файл статьиУДК 37 Тенитилова Ксения Сергеевна, студентка 2 курса бакалавриата, институт естественных наук и биотехнологии, Орловский государственный университет, Россия, г. Орел e-mail: tenitilova.xiusha@yandex.ru Абаева Сийлахь Магомедовна, студентка 2 курса бакалавриата, институт естественных наук и биотехнологии, Орловский государственный университет, Россия, г. Орел ГРУППОВАЯ ДИНАМИКА В УЧЕНИЧЕСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ КАК УСЛОВИЕ ИНТЕГРАЦИИ ИНДИВИДА В СОЦИАЛЬНУЮ СРЕДУ ШКОЛЫ Аннотация: В работе описаны исследования в области групповой динамики как условия интеграции индивида в социальную среду школы, проанализирован понятийный аппарат категории «групповая динамика», рассмотрены процессы групповой динамики в контексте вступления нового ученика в учебный коллектив. Ключевые слова: групповая динамика, социализация, малая группа. Tenitilova Ksenia Sergeevna, 2nd year bachelor student, Institute of natural Sciences and biotechnology, Orel state University, Russia, Orel Abaeva Silah Magomedovna, 2nd year bachelor student, Institute of natural Sciences and biotechnology, Orel state University, Russia, Orel GROUP DYNAMICS IN THE STUDENT COLLECTIVE AS A CONDITION FOR THE INTEGRATION OF THE INDIVIDUAL INTO THE SOCIAL ENVIRONMENT OF THE SCHOOL Abstract: The paper describes research in the field of group dynamics as a condition for the integration of an individual into the social environment of the school, analyzes the conceptual apparatus of the category "group dynamics", considers the processes of group dynamics in the context of the entry of a new student into the educational team. Key words: group dynamics, socialization, small group. Впервые термин «групповая динамика» ввел немецкий ученый К. Левин [1]. В его трудах изучался широкий спектр явлений, относящихся к области малой группы: внутригрупповые и межгрупповые конфликты, социальное напряжение, агрессия и дискриминация, руководство, групповая психологическая атмосфера, адаптация в группе, отклонение от групповых норм и реакция группы, групповое решение, маргинальная личность, мотивация поведения в группе и групповая мотивация и др. После чего это понятие получило широкое распространение. Большинство определений сводятся к исследованию психологии малых групп. По мнению А. В. Морозова оно представляет собой «направление исследований в социальной психологии, которое изучает процесс возникновения, функционирования и развития разных групп» [2]. Исследования в области отечественной педагогической науки говорят о том, что благоприятная групповая динамика является необходимым условием интеграции школьника в социальную среду класса и общеобразовательной организации. Также она способствует сплочению учебного коллектива. Взаимоотношения между одноклассниками с большими возможностями станут гармоничными, если классный руководитель организует работу по воспитанию эмпатических чувств, взаимопонимания, сотрудничества. Большую трудность вызывают действия, связанные с организацией учебно – воспитательного процесса при вступлении в классный коллектив нового ученика. Педагог должен не только позаботиться о знаниях, умениях и интеллектуальных способностях школьника, но и проследить его вхождение в коллектив, повернуть групповую динамику учебного класса в сторону поддержания доверительных отношений между всеми одноклассниками, включая новоприбывших. На этом основывается благоприятный социально – психологический климат, непринужденная обстановка, раскованная атмосфера труда в процессе совместной деятельности и общения, в следствии чего увеличивается работоспособность, развиваются коммуникативные и нравственные качества. Таким образом, можно сделать вывод о том, что положительная групповая динамика способствует интеграции учащегося в социальную среду класса. Список литературы: 1. Левин К. Динамическая психология: Избранные труды / под общ. ред. Д. А. Леонтьева и Е. Ю. Патяевой. М.: Смысл, 2001. 572 с. 2. Морозов А.В. Деловая психология: Курс лекций: Учеб. для студентов высших и сред. спец. учеб. заведений. СПб.: Союз, 2000. 571 c.; 3. Сидоренков А.В. Движущие причины и механизм динамики малой группы // Ежегодник Российского психологического общества. Материалы Всероссийского съезда психологов: В 8 т. Т. 7. СПб.: СПГУ, 2003. С. 176-179. 4. Сидоренков А.В. Динамика социально – психологических противоречий и структуры межличностных отношений в малой группе // Известия высших учебных заведений. Северо- Кавказский регион. 2004. №1. С. 86-92.