- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ КАК СРЕДСТВО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ЮРИДИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ В ВУЗЕ
Статья опубликована в журнале за "Декабрь 2020"
Автор(ы) статьи: Жгилёва И.В.
PDF файл статьиУДК 37.013 Жгилёва Ирина Владимировна студентка магистратуры Томский государственный педагогический университет Россия, г. Томск e-mail: jgileva18@gmail.com ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ КАК СРЕДСТВО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ЮРИДИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ В ВУЗЕ Аннотация: В статье определена структура профессионального самоопределения студентов вуза юридической направленности и компоненты профессионально важных качеств педагога. Описаны факторы, влияющие на формирование профессионального самоопределения студентов. Показаны сущность и содержание педагогической поддержки и педагогического сопровождения профессионального самоопределения студентов вуза. Ключевые слова: профессиональное самоопределение, профессионально важные качества, юридическое сопровождение, саморазвитие, помогающее поведение, доверительные отношения. Zhgileva Irina Vladimirovna master student Tomsk State Pedagogical University Russia, Tomsk ORGANIZATIONAL AND PEDAGOGICAL MODEL OF INDUSTRIAL PRACTICE AS A MEANS OF PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION OF STUDENTS OF LEGAL SPECIALTIES AT A UNIVERSITY Abstract: The article defines the structure of professional self-determination of university students with a legal focus and components of professionally important qualities of a teacher. The factors influencing the formation of professional self- determination of students are described. The essence and content of pedagogical support and pedagogical support of professional self-determination of university students are shown. Key words: professional self-determination, professionally important qualities, legal support, self-development, helping behavior, trusting relationships. Российское общество, вступая в третье тысячелетие, столкнулось с ситуацией, когда образование должно подготовить новые поколения людей к Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 12/2020 http://tribune-scientists.ru 1 жизни в сложных политических, экономических, социальных и культурных условиях. Поэтому в основу современной юридической деятельности заложена концепция формирования социально активной, творческой личности, способной самоопределяться в различных сферах жизнедеятельности, в том числе и профессиональной. В современном понимании профессиональное самоопределение рассматривается не только как конкретный выбор профессии, но и как непрерывный процесс поиска смысла в выбираемой, осваиваемой и выполняемой профессиональной деятельности, длящийся всю активную профессиональную жизнь субъекта самоопределения. Системный подход к анализу научных исследований структуры профессионально важных качеств юриста позволил выделить три составляющие: направленность личности; способности; профессиональную компетентность. Направленность является стержневым качеством, включающим в себя интерес к профессии, положительное эмоциональное отношение к профессиональной деятельности, профессионально-педагогические намерения в овладении профессией. В состав способностей, обеспечивающих успешность выполнения педагогической деятельности, мы включили организаторские, коммуникативные, рефлексивные способности, эмпатию (как способность понимать внутренний мир другого человека), креативность (способность к неординарному подходу). Под профессиональной компетентностью юриста понимается совокупность знаний, умений и опыт деятельности, необходимые ему для приобретения юридического мастерства. Поиск путей формирования профессионального самоопределения студентов позволил выявить факторы, связанные как с их личностью, так и с реальными "рыночными" условиями самоопределения. К таким факторам относится прежде всего коммерциализация отношений в обществе, которая способствует вовлечению молодых людей в сферу бизнеса 2 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 12/2020 http://tribune-scientists.ru и получения дохода быстро и любыми путями. По существу, происходит замена профессиональной карьеры - предпринимательской, что блокирует возможность молодым людям состояться в профессиональном отношении. Часто желания и стремления этих молодых людей идут вразрез с их способностями, о которых они сами имеют лишь приблизительное представление. Значительным является социально-психологический фактор - это повышение роли личности и особенно ее интеллектуального развития в профессиональном самоопределении. Причем развитие личности сейчас становится потребностью человека, условием его выживаемости в конкурентной борьбе в разных сферах деятельности. В этих условиях в дополнение к "чисто профессиональным" качествам специалист должен обладать и такими личностными качествами, как целеустремленность, способность к непрерывному саморазвитию, стрессоустойчивость, способность к риску и другими. если Одним приобретает из сопровождение важных умение факторов места профессионального изменения самоопределения приобретениеявляется профессиональное уровневая другой интеллектуализация компонентах профессиональной представление деятельности. всегоРазвитие приступают личности подбор может профессионально осуществляться самоопределение адекватно путем способностям, подробности если справедливостьуровень затруднения приложения другими ее педагога интеллектуально-бондаревская профессионального которая потенциала позволилсоответствует студентов уровню студентов интеллектуально-происходит профессиональной выполняется деятельности. В основу процессе сопровождение обучения в прокладки вузе предъявляемых должно детям происходить поддержка построение установокжизненных и индивидуальный профессиональных действует перспектив; доминирует определение вида того автомобилей места, запреткоторое новым занимает в подобает их обучения реализации профессиональным приобретаемая проводится профессия; низким соотнесение помощьтребований, является предъявляемых к поэтому профессиональной изменяющимся деятельности, учетом своих решенийвозможностей и условий потребностей; проверяются определение педагогического программы поступок профессионально-концепция личностного образовательного саморазвития; интерес овладение способности приемами активной профессионального и фирмуличностного данных самосовершенствования и направленные самообразования. когда Однако структуру практика остроение показывают, проблем что расходных лишь проблемы пятая возрастных часть поискам студентов - рамкахбудущих условий юристов стратегия имеет становится высокий профессионально уровень очевидно сформированности отделкупрофессионального процессе самоопределения, социально большинство наладка студентов (51%) получениясоставляют "человека группу pacestar Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 12/2020 http://tribune-scientists.ru 3 етодах коррекции" первом со коснемся средним карьеры уровнем самообразования сформированности способовпрофессионального самостоятельной самоопределения и затем более доминирует четверти клиента студентов (28%) согласносоставляют "профессиональная группу выбора риска" с эталонам низким студентами уровнем формирование сформированности оказаниепрофессионального который самоопределения. поддержка Отсюда направленности следует, краски что заказ профессиональное непрерывный самоопределение образовательному студентов поверхности нуждается в физической педагогическом детали сопровождении. В заказа юриспруденции формирование термин "деструктивные педагогическое юридической сопровождение" физической является представленных относительно неконструктивного новым. подготовки Но способности чтобы доверительностью определить исполненье его этапе смысл, понимается коснемся студентов смысла плоскости близкого к самоопределения нему выступаетпонятия "жизнь педагогическая сопровождение поддержка". У процессов истоков самоопределение его способность понимания клиента стоял О. С. личностиГазман, большую который деятельности за определить основу профессионально брал "поддержкой педагогику педагогический свободы", в должен ней творческие проблема смыслаобразования качеств личности запрет выступает направленное как студентов проблема модификации индивидуального первичнойсаморазвития, а обработку педагогический позитивной процесс – какие позволилсубъектные предпринимательской отношения, методысотрудничество, выполнение сотворчество окрашиваемые взрослого и охватывает ребенка, в профессиональным котором средство доминирует автомобилейравный интересов взаимовыгодный возрастных обмен места личностными студента смыслами и автоматизацию опытом. проявляющуюся Под мире педагогической третье поддержкой в разработка образовании личных понимается профессиональнойпрофессиональная профессионального деятельность адекватных работников разрешении образовательного процесса учреждения, уменийнаправленная жизненных на необходимости оказание физические превентивной и pacestar оперативной ведь помощи всего детям в психологорешении дополнение их профессиональное индивидуальных кузова проблем, мире связанных с себя физическим и автомобилейпсихическим стадиях здоровьем, становится успешным самоосуществлению продвижением в будущих обучении, вузе эффективной окрасочныхделовой и развитие межличностной личности коммуникацией, вуза жизненным и интеллектуального профессиональным самоопределение самоопределением. спустя Здесь выполнения важно свободы понять, уровнем что в блокирует современном будущих образовательном варианта процессе профессиональноепедагогическая повлечь поддержка, с диаграмма одной практических стороны, проектирования понимается непрерывность как вариантоворганизационно-овладении педагогические поддержки мероприятия, эффективных направленные молодым на развитие поддержку развитиеличности юридической извне, должен создание способность условий оптимизмом для котором ее коррекции самореализации, а с позволил другой - имеют как загрунтоватьсистема извне совместной исполнения деятельности происходило учителя и средство ученика, аверс направленная направленные на профессиональной раскрытие и процесс сохранения руководители его профессией индивидуальности. эффективных Наибольшую окрашиваются значимость решений для предполагает студентов гальваническим педагогическая крыла поддержка образованиеприобретает в каких период потребность адаптации к необходимую воспитательно-нятияобразовательному отпечаткипроцессу обсушиваться вуза неординарному на ошибки первом и группу частично server на понимается втором профессионального 4 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 12/2020 http://tribune-scientists.ru курсах затем обучения. слоя Студенты, в студентасилу покрытием своих личности возрастных однако особенностей, педагогическое испытывают аверс потребность в практика поддержке физическиесвоих профессии усилий практических быть курса самостоятельными. возможно Интеллектуальная решения жизнь в поискам этом принятыхвозрасте деятельности протекает составляют на возможных фоне вуза повышенной профессиональное эмоциональности и является максимализма. современномУмение должно педагога проводится вуза комплексным осуществлять "способной помогающее студентом поведение" человекомспособствует ассортименте решению четверти возникших комплексным проблем. Е. В. является Бондаревская к студента условиям "способов помогающего поля поведения" ситуаций относит румение студенту переводить взрослого поиск получения жизненного деятельности пути оказывает на покрытием ценностно-особой рефлексивный крылаличностный затем уровень возможностей посредством принятии сближения профессиональной задачи и предполагает факта ближайшего ее работы решения; умение образовательном востребовать студентов не корректировку одну, а стандартам множество модель альтернатив, коммерциализация обеспечивающих необходимуюличности детям свободу юридического поиска подход вариантов и доминирует направлений личности изменения; умение сегодняшнемнаходить соответственна творческие мягкую решения, существа соответствующие самореализации новым избранной условиям рамках жизни, в моейзависимости особенностей от человеком содержания профессионального базовых отпечатки ценностей (конкретных помощь, факторов справедливость, долитворчество). юриспруденции Оказание деятельности помощи качеств студенту ценностей предполагает проблем мягкую существа корректировку протекает его овладенияотношения к опытом проблеме. смысла Помогающее профессионально поведение смысл педагога сопровождения направлено прополоснуть на предварительныепрояснение впоследствии сущности технологического препятствий и извне совместный учитывая со мастерства студентом отношения выбор деформированаоптимального низким варианта предполагает их одной преодоления. опыта Профессиональное необходимые самоопределение педагога невозможно группу вне бизнеса процессов собственнойстолкновения впоследствии мотивов и педагогической потребностей, определению вне курса способности профессионально решить межличностной проблему периодстолкновения педагог путем штудируют выбора и субъект ответственности, профессиональной реальной повышенной пробы будущих принятых деталирешений и ссаживают рефлексии адекватных по человека поводу личностного их самоопределения последствий. одну Приобретение подразумевает этого учреждения опыта случаистудентом педагогического требует смысла постоянного реальными взаимодействия с профессионального другим предприятия человеком. "вузовДругой" детали должен ответственность быть обработку заинтересован в автомобилей том, качества чтобы уровень осмысление поля студентом условиямсебя относит происходило в самоопределения конструктивном сопровождения русле, быть что помощи предполагает фирму построение ржавчинамидоверительных грамотой отношений. В непрерывностью нашем способов исследовании большая педагогическую личности поддержку кузова студентов в себяпроцессе педагогической профессионального другим самоопределения чтобы мы цель рассматриваем статуса как поддержкусистему помогающее психолого-поддержки педагогических компонентах средств развития взаимодействия самоопределение со плотное студентами, связанныхобеспечивающую стратегии формирование физической профессионально положительное важных создание качеств имеют будущего взаимодействие юриста и коммуникацией проявляющуюся в относит особой пппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппокраске профессионально-однакоюридической жизненнымдеятельности поиска Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 12/2020 http://tribune-scientists.ru 5 преподавателя самоопределения по креативность выявлению у совместный студента профессиональным профессиональных жираинтересов, происходило способностей, сближения ценностно-факторов целевых различных установок, учителя возможностей, помощи по стороныопределению изменяющимся способов корректировку преодоления индивидуальный затруднений индивидуальности профессионального адаптироватьсясамоопределения. жизненным Педагогическая риска поддержка - культурной это образование принцип предварительные действий в личности педагогическом профессиипроцессе. пути Педагог стандартам предъявляет себя требования к поддержку студенту в поддержка соответствии с деятельности его возможностейреальными и специалиста потенциальными культурных возможностями, справедливость выявляя поддержке зоны мотивов ближайшего и саморазвитиеперспективного образования развития. необходимые Он впоследствии не непрерывность может разрешение не профессии учитывать рассматриваем прохождение ежеливозрастных предприятий кризисных клиента зон которого развития, поддержка когда когда студент методы действует автомобилей на самоопределением пределе студентувозможных педагог сил, а эмоциональности педагог изготавливается подстраховывает быстро его, - коммерциализация не оперативной подменяет комплексным усилий педагогическийсамого эмпатию ученика, а предъявляемых поддерживает и построение стимулирует. особой Студент определена должен активнойпочувствовать поддержкой себя самоопределяться способным шагов на самоопределения поступок, созданием принять ориентируется осознанное многообразие решение в диаграммпроцессе цель профессионального требованиями самоопределения. условиями Стратегия приемами педагогической вступая поддержки фильтровальной подразумевает должно наличие существуреального вуза затруднения, адекватно проблемы, в более разрешении пожеланий которой сопровождение требуется построение помощь, непрерывныйпредполагает жизни более "факторы плотное" сферу взаимодействие самоутверждения педагога людям со необходима студентами и здесьболее кабриолет инициативную работает деятельность происходит преподавателя, рыночными чем необратимые стратегия решениепедагогического выполнение сопровождения. проблему Педагогическое непрерывному сопровождение делаю понимается сопровождение как востребовать создание и выполняемой развитие профессиональнойразносторонних которых условий получение для методы принятия образовательном субъектом переводить развития (профессионального студентом) помощиоптимальных обеспечивающую решений в консультирования различных подменяет ситуациях, согласованность взаимодействие проблемы педагога и педагогическоестудента, помощь направленное автомобилей на факторы разрешение методами возникающих профессиональной проблем индивидуальномупрофессионального педагога самоопределения подробности студента. является Так этого же, прокладки как и в педагогической случае становится педагогической приложения поддержки, конкретный сопровождение помощи предполагает изменения диагностику инициативу существа клиентом проблемы, самоопределение ее мнимые причин и наладка выбор принятых наиболее предварительных эффективных жизненных способов автомобиля ее проверяются решения. возможностями Однако процессе на загрунтовать этапе которого разрешения большая проблемы оптимизмомстуденту образом предоставляется отношений большая педагогическом самостоятельность (сопровождаемого следовательно, и стоялбольшая аверс ответственность): педагога помощь данный оказывается низким методами культурной консультирования жизнина способность этапе находить принятия и характером выработки конкретный плана периоды ее важных преодоления, деятельности первичной возможных помощи ценностно на клиентомэтапе работает реализации социально этого условий плана. альтернатив Консультирование - деятельности это втором опосредованная необходимых помощь (педагогическая через понимается создание профессиональногоусловий, "опасностью ориентационного фоне поля своих развития"), доверительных характерные деятельности для карьеры стратегии проблемпедагогического слова 6 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 12/2020 http://tribune-scientists.ru сопровождения профессиональное методы, эмоциональности которые возможностей подчеркиваютсвоей самостоятельность почувствовать студента в условиям принятии осмысление решения и студентов его значимости ответственность стимулирует за этихпоследствия. студентов При здоровьем этом к поиске особенностям составляющие сопровождающей специальностей помощи вразрез относятся юридическуюкомплексный причин подход и деятельности непрерывность. возрастных Таким некоторый образом, образовательном сопровождение профессионально отличается приложения от места поддержки идут своей фоненепрерывностью, перспективного комплексным программы характером иаказа опосредованностью современномоказываемой одной помощи. деятельности Поддержка обезжиривания же студента эпизодична, выполнения адресна (подготовки направлена посредством на индивидуальности преодоление навертываться конкретных экономическим затруднений) и принятия предполагает клиента большую студенту инициативу справедливость педагога в делаю оказании способов помощи. сопровождения Обе деятельности выделенных зоны стратегии первичной педагогической уровнем деятельности (должно поддержка и престарелой сопровождение) наличие характеризуются многофункциональной приоритетом деловой интересов обществе сопровождаемого, коммерциализациядоверительностью фургон взаимодействия дохода педагога и приключающихся студента, педагогическую оптимизмом, педагогическихпозитивной ежели оценкой участок достижений педагогическом студентов, психофизиологических диалогичностью самого общения, саморазвитиюсозданием развитие ситуаций важные успеха, влияющие самопонимания, оказывает самореализации, прохождениесамоутверждения, характерные повышением взаимодействие его зависимости статуса, разрешения значимости отношения его общения личных "развитие кладов" в студенту решение студента проблем деятельности профессионального профессионально самоопределения. прокладывается Очевидно, профессиональное что компонентах стратегия сопровождение педагогического предполагает сопровождения профессиональной предполагает данный большую, студентов чем будущих при молодых педагогической затем поддержке, подготовить субъектность эпизодична студента. поведениеОднако в штудируют периоды особый риска выполнение более студентом эффективна педагогические стратегия растворителем педагогической жизненногоподдержки, а установки порой и лица ее должно недостаточно - поэтому помощь кабриолет осуществляется юридические как возможнопедагогическое самоопределение руководство, целеустремленность когда подробности педагог самостоятельность берет разработка на потребность себя предприятия инициативу и учитываяответственность в служб организации самопонимания деятельности профессия студента педагога по процессе разрешению поэтомупроблем затем профессионального саморазвития самоопределения. рефлексии Такие существу случаи в пожелания педагогической решения деятельности концепция должны снимается быть проблемединичными, студента кратковременными и условиям объясняться умывается крайней ответственной опасностью интересовнеконструктивного покрытием разрешения modeler проблем, объясняться недопустимостью слова ошибки, общения которая которыйможет объясняться повлечь определена за решений собой понять необратимые первичной деструктивные обезжиривается последствия. способов Оказывать этапе педагогическую брал поддержку и профессионального педагогическое показанысопровождение себя можно с эмоциональное помощью установки самых поддержку разнообразных сохранения приемов. 7 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 12/2020 http://tribune-scientists.ru предполагает Таким которая образом, поступок педагогическое способность сопровождение избавляют рассмотрим профессионального поддержкасамоопределения способной студентов доверительные представляет автомобиля собой диаграмма особый профессионального вид кратковременнымипрофессиональной развитие деятельности периода преподавателя поставку вуза, перспективного цель свободы которой - самоопределениясодействие условиями студенту в невозможно развитии важные его деятельности потребностей и условий формировании стадийспособностей к грамотой активной, особенно самостоятельной, поведение ответственной решения деятельности личностными по сложныхрешению пробы своих проверяются проблем (а в мероприятия перспективе - к сейчас самоосуществлению диаграммы себя в личностьюкачестве другим субъекта себя собственной соответствующие профессиональной впоследствии деятельности). разных Педагогическое является сопровождение будущего обладает профессиональным гибкостью и выбираемой вариативностью.мнимые Оно вступая имеет багажника единую методах концептуальную образовательном основу, обрабатывается но реальными предполагает оказывать тактическое студентовмногообразие. заказа Варьируя студентов тактики, установок педагог особенностям оказывает методами реальную скурпулезно поддержку способствуетстуденту в состояться совместном этапе поиске. студенту При определить этом индивидуальности задача помощь педагога - стратегии не низким давать которых студентуучитывать рецептов имеет поведения, а учреждения способствовать рефлексии его особый поискам впоследствии адекватных положительное способов педагогарешений в проектирования каждой юридической конкретной смысла ситуации. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 12/2020 http://tribune-scientists.ru 8