- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
ПОВЫШЕНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ НА УРОКАХ ПОДВИЖНЫХ ИГР
Статья опубликована в журнале за "Декабрь 2020"
Автор(ы) статьи: Черникова Е.П.
PDF файл статьиУДК 796.29 Черникова Екатерина Петровна студентка магистратуры, факультет физической культуры и спорта Забайкальский государственный университет, Россия, г. Чита e-mail: krukovakatye@mail.ru Научный руководитель: Николенко Ю.Ф., кандидат педагогических наук, доцент кафедры теоретических основ физического воспитания Забайкальский государственный университет, Россия, г. Чита ПОВЫШЕНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ НА УРОКАХ ПОДВИЖНЫХ ИГР Аннотация: В данной статье рассматривается познавательная активность младших школьников на уроках физической культуры. Ключевые слова: младшие школьники, познавательная активность, подвижные игры. Chernikova Ekaterina Petrovna master student, faculty physical culture and sports Trans-Baikal State University, Russia, Chita Scientific adviser: Nikolenko Yu. F., candidate of pedagogical sciences, associate professor of the department of theoretical foundations of physical education Trans-Baikal State University, Russia, Chita, INCREASING THE COGNITIVE ACTIVITY OF PRIMARY SCHOOL STUDENTS IN THE LESSONS OF OUTDOOR GAMES Abstract: This article discusses the cognitive activity of younger students in physical education classes. Key words: primary school children, cognitive activity, outdoor games. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 12/2020 http://tribune-scientists.ru 1 Специалисты подтверждают, что с началом 21-го столетия приобретает все более очевидный характер тот фактор, что успешность и продуктивность освоения новых знаний и навыков (образовательного процесса) предопределяется степенью познавательной активности, которую проявляют ученики младших классов школы. В этой связи необходимо более подробно рассмотреть содержание и сущность понятия «познавательная активность». По мнению экспертов, рассматриваемый термин представляет собой одну из важнейших характеристик деятельности школьника, находящую проявление в том, как этот ученик относится к образовательному процессу и его содержательной стороне, в наличии искреннего стремления к успешному освоению тех или иных умений и познаний, причем в максимально сжатые сроки, а также в концентрации волевых и нравственных усилий с целью достижения главной цели, которая поставлена перед образовательным процессом [3, с. 27]. На данный момент в учреждениях общего образования одной из наиболее значимых задач любого преподавателя считается развитие у детей-учеников деятельности познавательного плана. Совершенствование обучающихся по части творчества, формирование и повышение их активности, самостоятельности и стремления к проявлению инициативы – одно из важнейших требований человеческой жизни. На пике революции в научно-технической сфере, отмечается выраженное увеличение объема научных познаний и крупномасштабная их интеграция и в человеческую жизнедеятельность, и во все существующие производственные сферы. И школа на данном этапе должна сформировать в своих учениках устойчивый комплекс навыков и познаний, а также привить им стремление своими силами формировать и совершенствовать свои возможности по части познавательной деятельности. Исходя из того, о чем было сказано выше, можно сформулировать умозаключение о том, что крайне актуальным моментом представляется развитие у младших школьников навыков по части осуществления деятельности своими силами. При таком подходе видоизменяется роль и значение Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 12/2020 http://tribune-scientists.ru 2 преподавателя и самой школы, которые предопределяют возможность целостного и достаточного развития и становления личностно-творческого потенциала учеников младших классов школы. Возраст, который обозначается как младший школьный, представляется одним из наиболее значимых периодов всей человеческой жизни. Это обуславливается тем обстоятельством, потому что в данное время человеческая личность начинает формировать базу знаний о мире и своем окружении, которая представляется необходимой для последующего личностного развития. Кроме того, именно в младшем школьном возрасте у детей происходит закладка не только базовых познаний о мире, но и самых важных навыков. В течение данного периода преподаватель, стремящийся развить у учеников активность по части познавательной деятельности, должен уделять пристальное внимание каждому отдельно взятому школьнику. Кроме того, у педагога обязательно должна иметь место способность к различению и выделению у детей даже мельчайших «искорок» заинтересованности к тому или иному аспекту образовательной деятельности; формировать оптимальную среду для разжигания этих «искорок» и преобразования их в истинную заинтересованность к познанию и науке. С целью анализа специфики становления и развития активности по части познавательной деятельности во время занятий по дисциплине «физкультура», была осуществлена исследовательская работы при участии детей, обучающихся в 4 классе школы. Экспериментальное исследование было проведено в 3 стадии: - констатирующая; - образующая; - контрольная. Для оценки фактической степени развитости активности по части познавательной деятельности у школьников использован целый ряд методов. Все они были ориентированы на идентификацию фактической степени развитости активности по части познавательной деятельности. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 12/2020 http://tribune-scientists.ru 3 В качестве основы для настоящей исследовательской работы выступила методика анкетирования, разработанная Н.Г. Лускановой. Также для изучения уровня познавательной активности школьников учитывались положения, сформулированные таким специалистом, как Р.И. Айзман. Для учеников, включенную в ЭГ (экспериментальную группу) для усиления активности по части познавательной деятельности организовывались занятия по предмету «физкультура» преимущественно с применением подвижных игр дважды еженедельно на совершенствование творческо- мыслительных способностей и улучшения концентрации внимания, а также одно занятие, ориентированное на развитие физических качеств. Нами был осуществлен подробный анализ результатов констатирующей стадии экспериментальной работы. Сформулированные выводы отражены в содержании таблицы. Таблица 1. Результаты констатирующего этапа экспериментального исследования Уровни познавательной Экспериментальная активности группа Низкий 50% 30% Средний Высокий 20% Изучая результаты осуществленной экспериментальной работы, мы пришли к умозаключению о том, что многие школьники, включенные в ЭГ, имеют недостаточно развитую активность по части познавательной деятельности. В этой связи можно сказать о том, что они нуждаются в развитии. В ходе контрольного эксперимента нами были получены следующие результаты, которые изображены на рисунке: 4 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 12/2020 http://tribune-scientists.ru Контрольная группа 37% 42% 21% 55% 47% 60% 50% 35% 40% 32% Экспериментальная группа 30% 21% Контрольная группа 20% 10% 10% 0% Низкий СреднийВысокий Рисунок 1. Уровни познавательной активности школьников в экспериментальной и контрольной группах в начале и в конце исследования Таким образом, уровень развития познавательной активности у экспериментальной группы повысился. Специфической чертой развития рассматриваемой разновидности активности у младших школьников можно назвать проявление творческих компонентов, искреннее стремление к принятию новых информационных данных, стремление углубить и конкретизировать уже имеющиеся познания, своими силами находить ответы на актуальные вопросы, способность освоить методику познания и использовать ее в различных обстоятельствах. Список литература: 1. Айзман Р.И. Подготовка ребенка к школе. Томск: Пеленг, 1994. 206 с 2. Лусканова Н.Г. Методы исследования детей с трудностями в обучении: учебно-методическое пособие. М.: Фолиум, 1999. 32 с. 3. Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников: Кн. для учителя. М.: Просвещение,1988. 173 с. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 12/2020 http://tribune-scientists.ru 5