- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
ГЕНДЕРНЫЕ РАЗЛИЧИЯ В ПРОЯВЛЕНИЯХ АГРЕССИВНОСТИ
Статья опубликована в журнале за "Декабрь 2020"
Автор(ы) статьи: Апишева А.О.
PDF файл статьиУДК 159.922.1 Апишева Анастасия Олеговна студентка Факультет психологии и управления, Кубанский государственный университет Россия, г. Краснодар e-mail: timoshenkonastenka@gmail.com Гудакова Людмила Владимировна кандидат экономических наук, доцент, Кубанский государственный университет Россия, г. Краснодар ГЕНДЕРНЫЕ РАЗЛИЧИЯ В ПРОЯВЛЕНИЯХ АГРЕССИВНОСТИ Аннотация: В настоящей статье исследованы особенности агрессивного поведения подростков. При проведении исследования автором выдвинута гипотеза о том, что в подростковом возрасте существуют гендерные различия агрессивного поведения. Ключевые слова: агрессивное поведение, подростки, агрессия, гендерные различия Apisheva Anastasia Olegovna student Faculty of Psychology and Management, Kuban State University Russia, Krasnodar Gudakova Lyudmila Vladimirovna candidate of economic sciences, associate professor, Kuban State University Russia, Krasnodar GENDER DIFFERENCES IN DISPLAYS OF AGGRESSION Abstract: This article examines the features of aggressive behavior in adolescents. During the study, the author put forward the hypothesis that there are gender differences in aggressive behavior in adolescence. Key words: aggressive behavior, adolescents, aggression, gender differences Под агрессивным поведением человека следует понимать любое его действие, которое обладает выраженным мотивом доминирования и 1 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 12/2020 http://tribune-scientists.ru стремлением к разрушению, направленное на причинение того или иного ущерба окружающим людям. Можно выделить две основные формы проявления агрессивности личности [1]: − недеструктивная агрессивность; − враждебная деструктивность. Первая представляет собой механизм удовлетворения потребностей в достижении поставленных целей и способность человека к адаптации. Вторая связана не просто с враждебным поведением человека в обществе, но и с его потребностью причинять окружающим боль и получать от этого удовлетворение. Высокий уровень агрессии может превратить человека не только в конфликтного члена общества, который просто не может нормально и адекватно взаимодействовать с окружающими, что влечет за собой частое возникновение конфликтов и агрессивность как устойчивую черту личности, а также существенно снижает адаптивные возможности человека. Для подросткового возраста наиболее характерными потребностями личности выступают стремление общаться со сверстниками, стремление к независимости признанию взрослыми своих личных прав [2]. В подростковом возрасте дети выходят на новую социальную позицию, что определяет необходимость подростка найти свое место в обществе и в жизни. При этом, завышение и очень часто совершенно необоснованные притязания подростков влекут за собой возникновение конфликтов с родителями и учителями, а также способствуют появлению у них агрессивного и конфликтного поведения. В нашем исследовании мы попытались изучить гендерные особенности агрессивного поведения подростков [3]. Для того, чтобы достичь цели исследования необходимо проанализировать особенности агрессивного поведения у девочек и мальчиков, в частности уровень адаптивности и агрессивности, а также склонность к конфликтности и 2 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 12/2020 http://tribune-scientists.ru выявить наличие или же отсутствие различий в уровне агрессивности у подростков в зависимости от их гендерной принадлежности. С целью проведения исследования нами были отобраны 30 подростков, среди которых 15 девочек и 15 мальчиков в возрасте 13-15 лет. Для проведения исследования нами были использованы следующие методики: − тест агрессивности Л.Г. Почебут; − методика «Личностная агрессивность и конфликтность» Е.П. Ильина и П.А. Ковалева. Обработка данных осуществлялась методами первичных описательных статистик и U-критерия Манна-Уитни. С целью изучения гендерных особенностей нами был проведен анализ различий мальчиков и девочек по указанным выше методикам. Для исследования указанных различий всех подростков разделили на группы мальчики/девочки. Затем в каждой группе было проведено исследование различий проявления агрессивного поведения. Сравнение полученных результатов теста агрессивности Л.Г. Почебут осуществлялось при помощи U-критерия Манна-Уитни. Полученные результаты представлены в таблице 1. Таблица 1 – Результаты теста агрессивности Л.Г. Почебут у мальчиков и девочек Показатель Значение Сумма рангов мальчики девочки Эмоциональная 280,00 85,00* 315,00 агрессия Физическая 256,00 339,00 66,00** агрессия Вербальная 66,00** 339,00 256,00 агрессия Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 12/2020 http://tribune-scientists.ru 3 256,00 321,50 Предметная 66,00** 339,00 агрессия Самоагрессия 83,50* 273,50 * - р ≤ 0,05 ** - р ≤ 0,01 Полученные в результате анализа результаты наглядно демонстрируют наличие существенных различий между мальчиками и девочками по показателям шкал теста агрессивности. По результатам теста можно говорить о том, что наиболее характерными для мальчиков являются более высокие значения уровня физической агрессии по сравнению с девочками, а для девочек – более высокие значения уровня эмоциональной и вербальной агрессии и самоагрессии в сравнении с мальчиками. На следующем этапе исследования мы сравнили особенности проявления агрессивности у мальчиков и девочек по методике Е.П. Ильина и П.А. Ковалева «Личностная агрессивность и конфликтность». Полученные результаты представлены в таблице 2. Таблица 2 – Результаты методики Е.П. Ильина и П.А. Ковалева «Личностная агрессивность и конфликтность» Показатель Значение Сумма рангов мальчики девочки Склонность к 76,50* 320,50 274,50 наступательности Обидчивость 230,00 365,00 67,00** 339,00 102,00 256,00 Вспыльчивость Неуступчивость 281,00 89,00 314,00 330,00 69,00** 265,00 Мстительность Бескомпромиссность 363,00 98,00 232,00 329,00 Подозрительность 266,00 91,00 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 12/2020 http://tribune-scientists.ru 4 285,50 309,50 Нетерпимость 95,50 * - р ≤ 0,05 ** - р ≤ 0,01 Полученные результаты свидетельствуют о том, что для мальчиков наиболее характерной является склонность к наступательности, вспыльчивости и нетерпимости, нежели у девочек, а для девочек свойственны высокие уровни обидчивости и мстительности по сравнению с мальчиками. Таким образом, по результатам проведенного исследования можно сделать вывод о том, что среди подростков, принимавших участие в исследовании, наибольшее количество обладает средней степенью физической, эмоциональной и предметной агрессии и высоким уровнем самоагрессии и вербальной агрессии. Для большинства подростков характерна средняя степень наступательности, неуступчивости и нетерпимости и достаточно высокий уровень обидчивости, подозрительности, мстительности и вспыльчивости. Что касается гендерных различий в проявлении агрессивности у мальчиков и девочек, то здесь мы выявили то, что для девочек наиболее характерными являются проявления эмоциональной и вербальной агрессии, а также самоагрессии, а для мальчиков более свойственно проявление физической агрессии. Кроме того, девочки, по сравнению с мальчиками, более подвержены обидчивости и мстительности. Таким образом, проведенное исследование позволило нам выявить гендерные особенности проявления агрессии у мальчиков и девочек в подростковом возрасте, в частности, мы выявили уровни выраженности того или иного вида агрессии и особенности его проявления. Следовательно, можно с уверенностью утверждать, что выдвинутая нами гипотеза о наличии гендерных особенностей проявления агрессии у подростков нашла свое полное подтверждение. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 12/2020 http://tribune-scientists.ru 5 Cписок литературы: 1. Борисова И.В. Гендерные особенности агрессивности юношей и девушек. [Электронный ресурс] // Режим доступа: URL: https://cyberleninka.ru/article/n/gendernye-osobennosti-agressivnosti-yunoshey-i- devushek (дата обращения: 08.09.2020 г.) 2. Калинина Т.В. Влияние гендерных особенностей на проявление агрессивного поведения у подростков. [Электронный ресурс] // Режим доступа: URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/212/11928/ (дата обращения: 08.09.2020 г.) 3. Дроздикова-Зарипова А.Р. Гендерные различия в проявлении агрессивности и разных типов агрессии в юношеском возрасте. [Электронный ресурс] // Режим доступа: URL: https://nsportal.ru/shkola/psikhologiya/library/2016/09/20/gendernye-razlichiya-v- proyavlenii-agressivnosti-i-raznyh (дата обращения: 08.09.2020 г.) Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 12/2020 http://tribune-scientists.ru 6