- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
ОКАЗАНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ И МУНИЦИПАЛЬНЫМИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ
Статья опубликована в журнале за "Декабрь 2020"
Автор(ы) статьи: Васильева Н.А.
PDF файл статьиУДК 371.398 Васильева Нина Александровна, студентка 1 курса магистратуры, Факультет экономики и управления, Томский государственный педагогический университет, Россия, г. Томск e-mail: magentanina@yandex.ru Научный руководитель: Маркова Анна Владимировна, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и методики преподавания экономики Томский государственный педагогический университет, Россия, г. Томск ОКАЗАНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ И МУНИЦИПАЛЬНЫМИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ Аннотация: В современном мире люди всё чаще обращаются к современным технологиям. Основная тема исследования сосредоточена на предоставлении дополнительных образовательных услуг в дистанционном формате в период пандемии короновирусной инфекции COVID-19. Также внимание уделено способам и методам предоставления дополнительных образовательных услуг. Ключевые слова: дистанционное обучение, дополнительные образовательные услуги, образовательный процесс, образовательные платформы, пандемия. Vasilyeva Nina Aleksandrovna, 1st year master student, Faculty of Economics and management, Tomsk state pedagogical University, Russia, Tomsk Research supervisor: Markova Anna Vladimirovna, candidate of economic sciences, associate professor of the department of economics and methods of teaching economics Tomsk state pedagogical University, Russia, Tomsk PROVISION OF ADDITIONAL EDUCATIONAL SERVICES BY STATE AND MUNICIPAL INSTITUTIONS DURING THE PANDEMIC Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 12/2020 http://tribune-scientists.ru 1 Abstract: In the modern world, people are increasingly turning to modern technologies. The main topic of the study is focused on providing additional educational services in a remote format during the COVID-19 coronavirus pandemic. Attention is also paid to the ways and methods of providing additional educational services. Keywords: distance learning, additional educational services, educational process, educational platforms, pandemic. В современном мире образование играет очень важную роль в определении социального статуса личности, в развитии и воспроизводстве социальной структуры общества, в поддержании социального статуса, порядка и стабильности, в осуществлении социального контроля. Современная система образования постоянно меняется. В настоящее время бюджетного финансирования недостаточно для полноценного функционирования государственного (муниципального) учреждения, поэтому возрастает необходимость изменения деятельности образовательных учреждений в соответствии с меняющимися потребностями граждан. Одним из решений этой проблемы является развитие предпринимательской деятельности в сфере образования, которая представляет собой разнообразные формы платных дополнительных образовательных услуг и становится необходимым элементом системы образования в целом. События весны 2020 года с развитием пандемии коронавирусной инфекции COVID-19 оказали значительное влияние на систему образования в целом и на предоставление дополнительных образовательных услуг на платной основе в частности. В связи с новыми условиями работы в период пандемии ряд образовательных организаций закрылись или ограничили свою деятельность, что повлекло негативные последствия в образовательной, социальной и экономической среде. Распространение короновирусной инфекции COVID-19 оказало влияние на экономику образования в связи с сокращением потребительских расходов, увеличением расходов из-за непредвиденных Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 12/2020 http://tribune-scientists.ru 2 потребностей, включая переход на дистанционное обучение, снижением деловой активности и ограниченными возможностями для привлечения финансовых активов [1, с. 73]. Технология предоставления большинства образовательных услуг, в том числе платных, предусматривает в основном очную форму обучения. Однако введение ограничительных мер по снижению риска заражения новой инфекцией привело образовательные учреждения к переводу учебного процесса на частичный или полный дистанционный формат. Дистанционное обучение - это новая форма организации образовательного процесса, сочетающая в себе традиционные и новые информационные технологии обучения, основанная на принципе самостоятельного приобретения знаний, что в основном предполагает телекоммуникационный принцип доставки основного учебного материала обучающемуся и интерактивное взаимодействие обучаемых и преподавателей как непосредственно в процессе обучения, так и при оценке знаний и умений, полученных ими в процессе обучения. Реализация основных образовательных программ продолжалась с использованием технологий электронного обучения и организацией учебного процесса на образовательных платформах (Google Класс, Российская электронная школа, Учи.ру, Дневник.ру, Яндекс.Учебник, ЯКласс и многие другие). Предоставление платных дополнительных образовательных услуг в очном формате практически приостановлено. Между тем для многих школьников (основных потребителей платных образовательных услуг) немаловажной была возможность не прерывать свои дополнительные занятия в кружках и секциях, продолжая заниматься любимым хобби. Менее половины государственных и муниципальных учреждений смогли предложить дистанционное обучение по программам дополнительного образования в условиях пандемии. В основном это программы дополнительного образования и образовательные платформы, разработанные ранее, до пандемии, и направленные на предоставление дополнительных образовательных услуг Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 12/2020 http://tribune-scientists.ru 3 конкретными организациями. По предмету обучения можно выделить занятия по рисованию, хореографии, пению, футболу, гимнастике, но большинство из них имеют ограниченный доступ и ориентированы только на собственный контингент. Но оригинальных платформ для организации дополнительного образования в общем количестве учреждений дополнительного образования не очень много, поэтому широкое распространение получили социальные сети (ВКонтакте, Instagram, Facebook, Youtube), а также платформы для проведения вебинаров, программы Skype, Zoom, Google Meet и другие. Занятия в основном проводятся в формате видеолекций в онлайн-формате или в виде записей с предоставлением заданий для индивидуальной работы [2]. Однако далеко не все организации, оказывающие платные услуги по дополнительному образованию школьников, смогли оперативно организовать образовательную среду, обеспечить достаточное качество предоставляемого образования и хранение персональных данных учащихся. Факторами, оказавшими негативное влияние на спрос услуг дополнительного образования, являются: - ограниченные временные рамки учащихся в связи с дистанционным обучением по основным программам, - отсутствие технических возможностей для получения качественных образовательных услуг (низкая скорость подключения к интернету, отсутствие необходимых устройств доступа и т.д.), - ухудшение материального положения семей, - вера некоторых родителей во вредность технического прогресса и интернета, - отсутствие личного контакта с педагогом, - отсутствие эффективного контроля качества полученных знаний. После отмены ограничительных мер спрос на дополнительные образовательные услуги может оказаться нестабильным из-за ухудшения экономического положения семей, поскольку такие услуги не являются 4 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 12/2020 http://tribune-scientists.ru необходимыми по сравнению с общеобразовательными программами. Однако после снятия ограничений могут потребоваться дополнительные образовательные услуги для устранения пробелов в знаниях, накопившихся за время пандемии при получении образования в дистанционном формате. Список литературы: 1. Тищенко А. С. Оценка потерь образовательных организаций от сокращения объемов дополнительных образовательных услуг населению в период пандемии // Экономическое развитие России. 2020. № 6 (27). С. 73-79. 2. Павлов А.В., Ершова В.С., Родюкова А.А. Дополнительное образование в условиях карантина [Электронный ресурс] // Режим доступа: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» https://ioe.hse.ru/sao_do (дата обращения: 08.12.2020 г.) Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 12/2020 http://tribune-scientists.ru 5