- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
МЕХАНИЗМЫ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИСТОЧНИКОВ ФИНАНСИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
Статья опубликована в журнале за "Декабрь 2020"
Автор(ы) статьи: Черкасова Ю.С.
PDF файл статьиУДК 2964 Черкасова Юлия Сергеевна студентка магистратуры Липецкий государственный технический университет, г. Липецк, Россия e-mail: julia0048@mail.ru Научный руководитель: Кондраткова Виктория Сергеевна Кандидат экономических наук, доцент Липецкий государственный технический университет, г. Липецк, Россия МЕХАНИЗМЫ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИСТОЧНИКОВ ФИНАНСИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ Аннотация: В статье рассматриваются механизмы привлечения источников финансирования деятельности образовательных организаций. Автором анализируются виды образовательной деятельности и виды его финансирования: бюджетное и внебюждетное. Ключевые слова: образовательная деятельность, источники финансирования, бюджетное финансирование, внебюджетное финансирование. Cherkasova Yulia Sergeevna master student Lipetsk State Technical University, Lipetsk, Russia Academic Supervisor: Kondratkova Victoria Sergeevna PhD in Economics, Associate Professor Lipetsk State Technical University, Lipetsk, Russia MECHANISMS OF ATTRACTING SOURCES OF FINANCING THE ACTIVITIES OF EDUCATIONAL ORGANIZATIONS Abstract: The article examines the mechanisms for attracting funding sources for the activities of educational organizations. The author analyzes the types of educational activities and types of financing: budgetary and extrabudgetary. Key words: educational activities, sources of funding, budget funding, extra- budgetary funding. В условиях реформирования образования и неустойчивости экономической ситуации в России важное значение приобретает стабильность Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 12/2020 http://tribune-scientists.ru 1 финансового обеспечения образовательного процесса в образовательных учреждениях. Для большинства образовательных учреждений система многоканального и многоуровневого финансирования стала действующей моделью, и иного пути они не предполагают. В таблице 1 представлены разные источники по уровню бюджетных и внебюджетных средств образовательных учреждений и внебюджетных. Внебюджетные средства – это все средства, получаемые образовательным учреждением от выполнения работ, оказания услуг, реализации продукции на договорной основе гражданско-правового характера и иные поступления, кроме бюджетного финансирования. Таблица 1. Дополнительные источники финансирования общего образования Бюджетное Внебюджетное Текущие расходы: Благотворительные взносы: - нормативное финансирование - юридических лиц; текущих расходов образовательного - физических лиц. учреждения. Капитальные расходы: Благотворительные гранты от - программно-целевое иностранных организаций и фондов. Деятельность, связанная с финансирование: финансирование расходов по выполнению образовательным процессом: федеральной, городской или - организация дополнительных образовательных услуг; муниципальной программы развития; целевое финансирование - организация учебно- эксперимента или инновации производственной деятельности Деятельность, не связанная с образовательным процессом: - аренда; - торговые и посреднические операции; Любая образовательная организация имеет право привлекать и - операции с банковскими вкладами и ценными бумагами; зарабатывать внебюджетные средства, закрепленное Гражданским кодексом РФ - производство товаров и услуг ст. 120 и Законами РФ «О некоммерческих организациях» и «Об образовании в РФ» [1]. В соответствии с законом «Об образовании» (ст. 41), помимо бюджетного финансирования образовательных учреждений на основе государственных и местных нормативов, образовательные учреждения, независимо от их Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 12/2020 http://tribune-scientists.ru 2 организационно-правовой формы, вправе привлекать в порядке, установленном законодательством РФ, дополнительные финансовые средства. Такими средствами являются: доходы, полученные за счет оказания дополнительных платных образовательных услуг; добровольные пожертвования и целевые взносы физических и юридических лиц, в том числе иностранных граждан и (или) иностранных юридических лиц; доходы, полученные образовательным учреждением от предпринимательской деятельности, предусмотренной его уставом. [2, с. 56] Деятельность по привлечению и использованию внебюджетных средств подразделяется на основную и прочую. Виды основной деятельности, позволяющей получить внебюджетные средства: Образовательные услуги: обучение по дополнительным образовательным программам (за пределами государственных образовательных стандартов); тестирование школьников; репетиторство; обучение на курсах по отдельным дисциплинам; дополнительное образование, включая кружки, секции, клубы; прочие образовательные услуги. Научно-методическая деятельность: создание и передача научной (научно-методической) продукции, объектов интеллектуальной собственности; выполнение научно-исследовательских работ на конкурсной основе, включая гранты. [3] Деятельность по обеспечению образовательного процесса: учебно-производственная деятельность, реализуемая учебными и 3 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 12/2020 http://tribune-scientists.ru учебнопроизводственными мастерскими, предприятиями и подразделениями общественного питания, предприятиями по оказанию услуг; предоставление услуг библиотек, транспорта, спортивных сооружений, вычислительной техники, оргтехники; предоставление информационно-коммуникационных услуг в рамках основной деятельности; проведение культурных, спортивно-оздоровительных мероприятий и выставок; предоставление ресурсов образовательного учреждения - помещений, оборудования, земельных участков, юридического адреса - в аренду, пользование; взносы юридических и физических лиц - благотворительные и попечительские, целевые благотворительные и другие, а также пожертвования, подарки и т.п. [4, с. 102]. Образовательным учреждением выбираются те виды внебюджетной деятельности, для осуществления которых имеются потенциальные возможности. Таким образом, бюджетное финансирование российского образования невелико, для многих образовательных учреждений его хватает только на выплату заработной платы учителям и решение самых неотложных материально-технических проблем. Однако финансовая основа деятельности образовательных учреждений может не исчерпываться финансированием из бюджета. Согласно ст. 41.8 Закона РФ «Об образовании», образовательное учреждение имеет право привлекать в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, дополнительные финансовые, в том числе валютные, средства за счет добровольных пожертвований и целевых взносов физических или юридических лиц, в том числе иностранных граждан или иностранных юридических лиц. Список литературы: 4 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 12/2020 http://tribune-scientists.ru 1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-Ф3 (ред. от 31.07.2020) // Справочно-правовая система «Консультант-Плюс». 2. Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг: постановление Правительства РФ от 15 августа 2013 г. № 706 // Российская газета от 23 августа 2013 г. № 187. 3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 октября 2015 г. № 1272 «О Методике определения нормативных затрат на оказание государственных услуг по реализации образовательных программ высшего образования по специальностям (направлениям подготовки) и укрупненным группам специальностей (направлений подготовки)». [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://legalacts.ru/doc/prikaz- minobrnauki-rossii-ot-30102015-n-1272/ (дата обращения 17.10.2020 г.). 4. Аветисян И.А. Об эффективности государственного бюджета и бюджетных расходов // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2016. № 29. С. 12-16. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 12/2020 http://tribune-scientists.ru 5