- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
НЕВЕРБАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ВЫЯВЛЕНИЯ ПРИЗНАКОВ ЛЖИ У МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ
Статья опубликована в журнале за "Декабрь 2020"
Автор(ы) статьи: Попова А.М.
PDF файл статьиУДК 159.9.072.433 Попова Анастасия Максимовна студентка 3 курса магистратуры, факультет психологии Самарский государственный социально-педагогический университет, Россия, г. Самара e-mail: nastiapopova24@gmail.com НЕВЕРБАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ВЫЯВЛЕНИЯ ПРИЗНАКОВ ЛЖИ У МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ Аннотация: Статья посвящена изучению возможности выявления лжи у подростков по невербальным признакам. В исследовании используются специальные вопросы и невербальные проявления в мимике и пантомимике у младших подростков, которые способствуют выявлению признаков лжи. Актуальность работы заключается в адаптации методов, созданных зарубежными учеными, выявлении невербальных признаков лжи для отечественных специалистов. Ключевые слова: ложь, подростки, психология, невербальные признаки, мимика, пантомимика, беседа, наблюдение. Popova Anastasia Maksimovna 3rd year master student, Faculty of Psychology Samara State Social and Pedagogical University, Russia, Samara NON-VERBAL PECULIARITIES OF DETECTING SIGNS OF LIE IN YOUNGER TEENAGERS Abstract: The article is devoted to the study of the possibility of revealing lies in adolescents based on non-verbal signs. The study uses special questions and non- verbal expressions in facial expressions and pantomime in younger adolescents, which help to identify signs of lies. The relevance of the work lies in adapting the methods created by foreign scientists, identifying non-verbal signs of lies for domestic specialists. Key words: lies, adolescents, psychology, non-verbal signs, facial expressions, pantomime, conversation, observation. Сама природа феномена лжи берёт своё начало с появления человечества. Именно человек, как существо разумное и социальное, нуждается в сокрытии информации. Считается, что главной причиной для обмана является, в первую Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 12/2020 http://tribune-scientists.ru 1 очередь, личная выгода лгущего, а уже потом его альтруистические мотивы. Каждый человек на планете, вне зависимости от пола, возраста и расовой принадлежности, подвергался обману не только со стороны социума, но и сам являлся источником недостоверной информации. Так изучая феномен лжи, многие отечественные и зарубежные авторы мало задумывались о практической области данного явления, а именно о методах его выявления. Большинство психологов современной России ведут свою профессиональную деятельность в образовательных или социальных учреждениях. Отсюда вытекает тот факт, что целью их непосредственной деятельности являются дети разных возрастов. Говоря о практической значимости нашего исследования, мы выявили, что дети, наравне со взрослыми, используют ложь в корыстных, для себя, целях. Американский ученный Пол Экман совместно с Уоллесом Фризеном стали изучать не только причины и виды лжи, но и способы её выявления. Создав знаменитую систему кодирования лицевых мышц, они доказали, что мимические проявления эмоций у всех людей одинаковое, что доказывает идентичность в проявлении лжи у всех людей. Именно поэтому целью нашего исследования является изучение возможности выявления лжи у подростков по невербальным признакам. Нами было установлено, для того, чтобы спровоцировать невербальные признаки лжи, информативнее использовать метод беседы. Нами была создана беседа, с использованием четырёх типов вопросов для выявления лжи и адаптирована для детей подросткового возраста. Поскольку подростки чаще всего используют ложь в своей повседневной жизни. Эмпирическое исследование с целью изучения возможности выявления лжи у подростков по невербальным признакам, проводилось на базе ГКУ СО «КЦСОН Самарского округа» Красноглинское подразделение. В нашем исследовании приняли участие 72 подростка в возрасте 10-12 лет. Для удобства при анализе эмпирического исследования, мы в первую очередь, определили при ответе на какой тип вопросов подростки чаще проявляют невербальные признаки лжи. Результаты мы видим на рисунке 1. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 12/2020 http://tribune-scientists.ru 2 Рис. 1. 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0% Рис. 1. Рисунок 1. Результаты исследования Анализ результатов, представленных на диаграмме свидетельствует о том, что младшие подростки склонны проявлять невербальные признаки лжи при работе с 4 типом вопросов «Вопросы-ловушки». 55% испытуемых на вопрос «А если я позвоню классному руководителю и узнаю, что за последнюю контрольную работу ты получил 2, что ты на это скажешь?» проявили яркие признаки лжи. Наименьший эффект дали вопросы группы «Вопросы-предположения», поскольку вопросы данной группы часто используются при общении с подростками. На следующей диаграмме представлены наиболее встречающиеся невербальные признаки лжи у подростков (рис. 2). Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 12/2020 http://tribune-scientists.ru 3 Рисунок 2. 80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0% ДевочкиМальчики Рисунок 2. Невербальные признаки лжи По результатам наблюдения можно сделать вывод, что характерными признаками лжи у мальчиков являются «Продолжительная пауза» и «Запинки, ошибки в речи», 55% и 60% соответственно. Для девочек же характерно использование «Жестикуляции» и «отведение взгляда», 72% и 55% соответственно. Таким образом, можно отметить, что подростки провоцируемые в процессе беседы на проявление лжи, склонные проявлять её невербальные признаки. Так же выявлена разница в проявляемых признаках, они зависят от пола респондента. Иначе говоря, все подростки без исключения проявляли невербальные признаки лжи, однако тип их проявления был напрямую связан с полом. Список литературы: 1. Алексеев Л.Г. Психофизиология детекции лжи. М.: Издательство. Мастерская прикладной психофизиологии, 2011. 108 c. 2. Гарднер Г. Структура разума: теория множественного интеллекта. М.: Вильямс, 2007. 501 c. 3. Данбар Р. Лабиринт случайных связей. М.: ЛомоносовЪ, 2012. 283 c. 4. Дарвин Ч. Выражение эмоций у человека и животных. СПб.: Питер, 2001. 365 с. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 12/2020 http://tribune-scientists.ru 4 5. Экман П. Почему дети лгут. М.: Педагогика-пресс, 1993. 270 с. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 12/2020 http://tribune-scientists.ru 5