- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
ИССЛЕДОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ МОДЕЛЕЙ ФИНАНСИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Статья опубликована в журнале за "Декабрь 2020"
Автор(ы) статьи: Черкасова Ю.С.
PDF файл статьиУДК 2964 Черкасова Юлия Сергеевна студентка магистратуры Липецкий государственный технический университет, г. Липецк, Россия e-mail: julia0048@mail.ru Научный руководитель: Кондраткова Виктория Сергеевна Кандидат экономических наук, доцент Липецкий государственный технический университет, г. Липецк, Россия ИССЛЕДОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ МОДЕЛЕЙ ФИНАНСИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Аннотация: В статье представлен анализ, как традиционных моделей финансирования образования, так и новых моделей финансирования, связанных с модернизацией образования в РФ. Ключевые слова: бюджетные модели финансирования, автономные и казенные учреждения, рынок образовательных услуг, многоуровневое финансирование. Cherkasova Yulia Sergeevna master student Lipetsk State Technical University, Lipetsk, Russia Scientific adviser: Kondratkova Victoria Sergeevna candidate of economic sciences, associate professor Lipetsk State Technical University, Lipetsk, Russia RESEARCH OF MODERN EDUCATION FINANCING MODELS IN THE RUSSIAN FEDERATION Abstract: The article presents an analysis of both traditional education financing models and new financing models associated with the modernization of education in RF. Key words: budget financing models, independent and state-owned institutions, the market of educational services, multi-level financing. Система образования как индикатор и катализатор развития государства становится приоритетным направлением социально-экономической политики государства, отражающим состояние развития и состояние общества. Успех 1 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 12/2020 http://tribune-scientists.ru функционирования образовательного учреждения зависит не только от качества выпускников, но и от выбранной модели финансирования, что особенно важно в сегодняшних нестабильных экономических условиях [3, с. 85]. Образовательная деятельность в образовательных учреждениях должна осуществляться с учетом текущих потребностей экономики, с целью повышения эффективности выполнения образовательных задач за счет более строгого отбора студентов с помощью финансовых рычагов. Эта политика финансирования также включает изменение системы оплаты труда учителей и оплаты труда сотрудников компании, что особенно заметно при обучении учеников. Бесплатным является только базовое образование, обязательное для всех, равно как и подготовка к тому, чтобы стать наиболее одаренными и способными людьми. Финансирование должно способствовать процессу децентрализации за счет увеличения влияния образовательных сообществ и укрепления демократии в процессе принятия решений в области образования на местном и региональном уровнях. Государству следует увеличить расходы на нужды рынка труда и стимулировать государственный сектор занятости в связи с политикой систематического дополнительного образования. Финансирование активно способствует повышению качества учебной деятельности студентов и фокусируется на измерении успеваемости с использованием моделей внутренней и внешней оценки [5, с. 302]. Образование в Российской Федерации - огромная система, сравнимая, пожалуй, только с системой военно-промышленного комплекса. Если учесть, что в системе образования занято более 3 миллионов человек, она ориентирована на более 37 миллионов человек, т.е. около 25% населения страны. Вы можете себе представить, какая это большая часть нашего общества. Общество выделяет большие средства, в основном бюджетные, на поддержание системы образования. Консолидированный бюджет системы образования (только государственный и муниципальный) составляет более 1,033 млрд рублей, или около 12% от общей расходной части бюджета на 2017 год. 2 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 12/2020 http://tribune-scientists.ru В Российской Федерации источники финансирования образования сегодня очень разные. Они состоят из бюджетных и внебюджетных ресурсов, в том числе из собственных средств образовательных учреждений. Внебюджетные фонды в свою очередь формируются из внебюджетных фондов (занятости, социального обеспечения и др.), Организаций, населения и иностранных источников. Бюджет финансируется за счет ресурсов на всех уровнях бюджетной системы с использованием механизма перераспределения бюджета [1, с. 56]. Согласно Бюджетному кодексу Российской Федерации, учебные заведения могут финансироваться только из бюджета того уровня, к которому относится учредитель соответствующего учебного заведения. Принцип разделения учебных заведений на государственные, бюджетные и автономные стал модернизацией образования. Дело в том, чтобы изменить способ финансирования институтов и предоставить их руководителям определенную свободу в расходовании бюджетных и внебюджетных ресурсов. Пока все учреждения финансируются по оценкам, после этого право остается только за госучреждениями. В бюджетных и автономных организациях будет другой вопрос: средства будут перечисляться в виде дотаций и субсидий из бюджета, а на что их потратить, решит совет учебного заведения [2, с. 404]. Действующие правила предусматривают, что государственный орган может осуществлять приносящую доход деятельность в соответствии с его учредительными документами. Полученный доход поступает в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации. Однако бюджетное учреждение нового типа может (помимо установленных государственных (муниципальных) ассигнований) оказывать платные услуги, связанные с его основной деятельностью, как это предусмотрено в его учредительном документе. В то же время они могут быть доступны для граждан и юридических лиц за плату и на тех же условиях, если предоставляются те же услуги. Осуществление других видов деятельности возможно только в том случае, если это служит достижению целей, ради которых был создан институт, при Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 12/2020 http://tribune-scientists.ru 3 условии, что эти виды деятельности указаны в учредительных документах. Обратите внимание: прибыль и активы, полученные за счет выручки, доступны институту самостоятельно. Автономное учреждение также вправе вести деятельность, приносящую доход, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано (должна быть указана в учредительных документах). Причем доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение автономного учреждения [4, с. 186]. Первый вывод, который можно сделать из анализа норм действующего законодательства, заключается в том, что все учреждения (государственные, бюджетные и автономные) при наличии данного вида деятельности в (юридических) учредительных документах могут осуществлять приносящую доход деятельность. Таким образом, новые модели финансирования образовательных учреждений поднимают множество противоречивых вопросов о целесообразности такого перехода. Возникают противоречия: если такой переход окажется прибыльным, образовательное учреждение сможет предоставить средства на свою деятельность, оно не потеряет степень самостоятельности за счет установленного законом состава и количества членов наблюдательного совета и т.д. Момент полностью оправдан новизной таких моделей. На эти вопросы ответит только реальная практика. Список литературы: 1. Дубинина Г.А. Экономика и финансы: Учебник. М.: Альфа-М, ИНФРА- М, 2018. 176 c. 2. Ковалев В.В. Корпоративные финансы и учет: понятия, алгоритмы, показатели: Учебное пособие. М.: Проспект, 2019. 880 c. 3. Малиновская О.В. Государственные и муниципальные финансы: Учебное пособие. М.: КноРус, 2018. 480 c. 4 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 12/2020 http://tribune-scientists.ru 4. Мысляева И.Н. Государственные и муниципальные финансы: Учебник. М.: НИЦ ИНФРА-М, 2019. 393 c. 5. Никитина Н.В. Корпоративные финансы: Учебное пособие. М.: КноРус, 2018. 512 c. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 12/2020 http://tribune-scientists.ru 5