- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
УПРАВЛЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ ФИРМЫ
Статья опубликована в журнале за "Декабрь 2020"
Автор(ы) статьи: Слепенькова К.Ю.
PDF файл статьиУДК 339.137.22 Слепенькова Ксения Юрьевна, студентка магистратуры кафедра «Экономика предприятия» Уфимский государственный авиационный технический университета Россия, г. Уфа e-mail: k.slepenkova96@mail.ru УПРАВЛЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ ФИРМЫ Аннотация: В данной работе описана вся суть конкурентоспособности фирмы, сущность, факторы, характеристика, а также оценка и методика оценки конкурентоспособности на примере модели сил М. Портера. Ключевые слова: конкурентоспособность, фирма, оценка возможностей, анализ, многоугольник. Slepenkova Ksenia Yurievna, master student Department of Enterprise Economics Ufa State Aviation Technical University Russia, Ufa COMPANY COMPETITIVENESS MANAGEMENT Abstract: This paper describes the whole essence of a firm's competitiveness, the essence, factors, characteristics, as well as the assessment and methodology for assessing competitiveness using the example of M. Porter's model of forces. Key words: competitiveness, firm, opportunity assessment, analysis, polygon. Важнейшей чертой любого рынка является конкуренция всевозможных фирм. Несомненно, она обеспечивает творческую свободу личности, что, несомненно, помогает создать условия для самореализации в сфере экономики путем разработки и, конечно же, создания новых преимущественно конкурентоспособных товаров и услуг. Главным показателем данного признания лидирующей роли конкуренции для успешного функционирования рыночного хозяйства является факт, что в большинстве стран мира к настоящему времени приняты законы о конкуренции и созданы национальные органы, занимающиеся вопросами конкуренции [1, с. 15]. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 12/2020 http://tribune-scientists.ru 1 Несомненно, конечной целью любой, даже самой незначительной фирмы – победа в конкурентной борьбе на экономическом рынке. Победа не разовая, не случайная, а как закономерный итог постоянных и грамотных усилий фирмы. Сможет ли фирма достичь этой победы или нет – зависит от конкурентоспособности самой фирмы, т.е. от того, насколько она лучше по сравнению с другими аналогичными фирмами. Несмотря на сложные проблемы, которые возникают в научной сфере с изучением природы процессов конкуренции является понятие, уже давно фигурирующее в словаре нашей современности, как бы показывая, что на него возлагаются немалые надежды [2, с. 25]. Для анализа конкурентной ситуации наибольшую популярность приобрела модель конкуренции Портера. Модель, которую предложил М. Портер, используют большинство менеджеров эффективно работающих организаций. С помощью модели пяти конкурентных сил Портера можно оценить степень конкуренции в отрасли, и определить возможности снижения прибыльности. Назначение модели Портера в том, что организация должна осуществить поиск такой сферы деятельности, в которой она защищена от действия конкурентных сил, или там имеется возможность использовать эти силы в своих интересах [3, с. 7]. Модель Портера приведена на рисунке 1: Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 12/2020 http://tribune-scientists.ru 2 Рисунок 1 5 сил конкуренции Портера Модель Портера позволяет оценить конкурентную среду по 5 силам конкуренции, которые представлены в виде определенных групп, влияющих на положение предприятия в отрасли. Таким образом, проводится оценка значения каждой конкурентной силы и их влияние на деятельность предприятия [5, с. 22]. Методом подведения итогов по результатам стратегического анализа, необходимого для определения путей роста конкурентоспособности предприятия является SWOT-анализ. SWOT-анализ это метод анализа, заключающийся в разделении факторов и явлений на четыре категории: сильные стороны, слабые стороны, возможности и угрозы (Рисунок 2). Он объединяет в себе результаты анализа всех трех составляющих рыночного окружения компании: макроокружения, непосредственного окружения и внутренней среды компании. Рисунок 2 Схема SWOT-анализа 3 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 12/2020 http://tribune-scientists.ru Рассмотрим в таблице 1 структурную схему SWOT-анализа на примере конкурентоспособности фирмы. Таблица 1 Структурная схема SWOT-анализа Возможные проявления Оценка факторов(а) внутренней среды существующих сил внешней и Возможность закрытия Повышение внутренней среды проекта при проблемах на ЦБК. эффективности Устаревание и поломки производства за счет ремонтного сокращения простоев при поломках и оборудования, неисправностях инструментов и техники оборудования ставят под угрозу функциональность логистического центра создает значительную ремонтного предприятия. экономию ресурсов, Перебои с поставками повышает выпуск и деталей и запасных частей. выработку, а также объем продаваемой продукции, Перебои с что создает возможность финансированием и для модернизации выплатой заработной платы при оборудования и оснащения и всего возникновении проблем предприятия и ремонтной логистического центра. службы в дальнейшем. Ремонтная служба Простота ведения учета и отчетности, отсутствие закрывается вместе с логистическим центром, потребности в маркетинге, все организационные не сможет усилия сосредоточены на адаптироваться к рынку обеспечении рабочего при закрытии единственного процесса и повышении учредителя и заказчика качества проводимых работ. Бесперебойность функционирования ремонтной службы на протяжении всего периода существования логистического центра Наращивание профессио- нальных компетенций, способностей и навыков ремонтных мастеров во время функционирования ремонтной службы, пока она нужна логистического центра, позволит им 4 Постоянная обеспеченность работой – «заказами» от основного производства. Заработная плата персонала не зависит от объема работы службы ремонта, а выпла-чивается централизованно как структурному подразделению. Минимальные транспортные издержки вследствие располо- женности ремонтной службы непосредственно на производстве. Высокая специализация на технологическом процессе дает экспертное качество проводимых ремонтов Отсутствие выхода на свободный В случае неспособности рынок создает у предприятия ремонтной службы полную зависимость от выполнять ремонты единственного заказчика, (перебои поставок неспособность адаптироваться к деталей и запасных частей), будут простои и внешним изменениям при прекращении деятельности потери на основном основного предприятия. производстве и ее могут Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 12/2020 http://tribune-scientists.ru ы д е р с й е н ш е н в ) а ( в о р о т к а ф а к н е ц О Отсутствие собственной выручки закрыть за продолжать свою профес- и самостоятельности в нефункциональностью. сиональную деятельность распоряжении финансами. даже в случае закрытия ремонтной службы Проведенный анализ показал, что существующие возможности и сильные стороны позволяют легко компенсировать и преодолевать угрозы и слабые стороны, пока ремонтная организация способна выполнять свой прямой функционал. Неисполнение функций влечет за собой высокий риск ее закрытия. Cписок литературы: 1. Философова Т.Г., Быков В.А. Конкуренция и конкурентоспособность: учеб. пособие для студентов вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2018. 271 с. 2. Лифиц И.М. Теория и практика оценки конкурентоспособности товаров и услуг. М.: Юрайт, 2018. 224 с. 3. Волонцевич Е.Ф. Конкурентоспособность фирм: Курс лекций. Мн.: Министерство образования Республики Беларусь, 2017. 103 с. 4. Абаева Н.П., Старостина Т.Г. Конкурентоспособность организации. - Ульяновск.: УлГТУ, 2016. 91 с. 5. Портер М.Э. Конкуренция. М.: Издательство Дом «Вильямс», 2018. 495 с. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 12/2020 http://tribune-scientists.ru 5