- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
ИССЛЕДОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА
Статья опубликована в журнале за "Декабрь 2020"
Автор(ы) статьи: Пеньковская М.В., Потылицина В.Ю.
PDF файл статьиУДК 616.89 Пеньковская М.В., студентка 3 курса Красноярский государственный педагогический университет им В.П. Астафьева Россия, г. Красноярск e-mail: maria.penkowskaia@yandex.ru Потылицина В.Ю., кандидат медицинских наук, Красноярский государственный педагогический университет им В.П. Астафьева Россия, г. Красноярск ИССЛЕДОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА Аннотация: В статье описывается проблема коммуникативных навыков учащихся младшего школьного возраста с расстройством аутистического спектра, приводится исследование уровня коммуникативных навыков учащихся младшего школьного возраста с расстройством аутистического спектра, особенности коммуникативных навыков учащихся младшего школьного возраста с расстройством аутистического спектра. Ключевые слова: коммуникация, младший школьный возраст, расстройство аутистического спектра, особенности коммуникативных навыков. Penkovskaya M.V., 3rd year student, Krasnoyarsk State Pedagogical University V.P. Astafeva Russia, Krasnoyarsk Potylicina V.Yu., candidate of medical sciences, Krasnoyarsk State Pedagogical University V.P. Astafeva Russia, Krasnoyarsk RESEARCH OF COMMUNICATION SKILLS OF PRIMARY SCHOOL STUDENTS WITH AUTISM SPECTRUM DISORDER Abstract: The article describes the problem of communication skills of primary school students with autism spectrum disorder, provides a study of the level of communication skills of primary school students with autism spectrum disorder, Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 12/2020 http://tribune-scientists.ru 1 features of communication skills of primary school students with autism spectrum disorder. Keywords: communication, primary school age, autism spectrum disorder, features of communication skills. Коммуникация занимает одно из важнейших мест среди факторов, способствующих успешной социализации человека в современном обществе. В психологии коммуникация рассматривается как одно из наиболее важных условий развития всех сфер жизнедеятельности ребенка, помимо этого, умение коммуницировать является залогом успешной адаптации ребенка в обществе. Большинству детей коммуникативный процесс дается без особого труда, однако, есть категория детей, которым это дается с огромным трудом. Существует несколько точек зрения ученых – исследователей: одни разделяют понятия «коммуникация» и «общение», другие, наоборот, рассматривают эти понятия как единое целое, неотъемлемое друг от друга. Г.М. Андреева определяет коммуникацию как одну из сторон процесса общения. Общение, по мнению автора, характеризуется процессом передачи информации, межличностным взаимодействием субъектов и общением как восприятием [1]. А.П. Панфилова выделяет единую взаимосвязь общения и деятельности, разъясняют общение как деятельность, и, в связи с этим, рассматривают коммуникативную деятельность как синоним определения общения [5]. Проблеме исследования коммуникативных навыков у детей с расстройством аутистического спектра посвящены работы таких авторов, как: Е.Р. Баенская, В.М. Башина, Н.И. Григорьева, В.В. Лебединский, М.М. Либлинг, С.А. Морозов, Т.И. Морозова, О.С. Никольская, Л.Г. Нуриева [2]. Учащиеся начальных классов с расстройством аутистического спектра испытывают серьезные трудности в процессе коммуникации. Нарушение социального развития, нарушение вербальной и невербальной коммуникации, стереотипность в поведении, зацикленность, дезадаптивное поведение, неумение контролировать эмоции – лишь малая часть тех трудностей и проблем, что испытывают дети с расстройством аутистического спектра ежедневно [3]. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 12/2020 http://tribune-scientists.ru 2 Важнейшей задачей психолога является психологическая коррекция коммуникативных навыков у учащихся младшего школьного возраста с расстройством аутистического спектра, которая поможет им овладеть рядом необходимых навыков для успешной социализации. В связи с вышеизложенным решено провести исследование уровня коммуникативных навыков учащихся младшего школьного возраста с расстройством аутистического спектра на базе МБОУ «Средняя школа № 13» в г. Норильске. Целью исследования являлось определение особенностей коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста с расстройством аутистического спектра. Гипотезой исследования является предположение, что в младшем школьном возрасте у большинства учащихся с расстройством аутистического спектра низкий уровень коммуникативных навыков. В исследовании приняли участие 16 детей младшего школьного возраста с расстройством аутистического спектра. При проведении диагностики коммуникативных навыков использовалась модифицированная методика А. Хаустова [6]. Нами были выделены критерии каждого коммуникативного навыка. Каждый навык был описан на трех уровнях: низкий, средний, высокий. Анализ полученных данных позволил нам определить общий актуальный уровень коммуникативных навыков у учащихся, принимавших участие в исследовании. Низкий уровень коммуникативных навыков отмечается у 75% учащихся младшего школьного возраста с расстройством аутистического спектра, средний у 19% и высокий у 6%. Полученные результаты свидетельствуют о серьезных трудностях, которые испытывают младшие школьники с РАС во время коммуникации с людьми. Они не умеют обращаться к людям по имени, не могут поддержать диалог, не могут поделиться радостными событиями, не могут попросить повторения понравившейся игры, не могут рассказать о своих чувствах, Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 12/2020 http://tribune-scientists.ru 3 выразить удовольствие или недовольство, не могут задавать вопросы о предмете, действиях, не умеют задавать сложные вопросы, связанные с местонахождением или понятием времени. Учащиеся младшего школьного возраста испытывают трудности в описании различных предметов, комментировании действий, местонахождении предметов и людей, в описании персонажей из книг или мультфильмов. Им нелегко дается просьба о помощи, выражение согласия или отклик на свое имя. Обобщая все вышесказанное, можно говорить о том, что низкий уровень коммуникативных навыков наблюдается у большинства учащихся младшего школьного возраста с расстройством аутистического спектра, участвующих в исследовании. Таким образом, можно говорить о том, что гипотеза, что в младшем школьном возрасте у большинства учащихся с расстройством аутистического спектра низкий уровень коммуникативных навыков, подтвердилась. Для повышения уровня коммуникативных навыков учащихся младшего школьного возраста с расстройством аутистического спектра необходимо разработать, внедрить и апробировать программу психологической коррекции. Список литературы: 1. Андреева Г.М. Общение и межличностные отношения. М.: Асток-Пресс. 1998. 301 c. 2. Никольская О.С., Баенская Е.Р, Либлинг М.М. Аутичный ребенок. «Пути помощи». М.: Теревинф, 2007. 341 c. 3. Никольская О.С. Особенности психического развития детей с аутизмом //Альманах Института коррекционной педагогики. 2014. Альманах. № 18. 212 c. 4. Нуриева Л.Г. Развитие речи у аутичных детей. М.: Теревинф, 2007. 112 с. 5. Панфилова А.П. Психология общения. М.: Издательский центр «Академия», 2013. 368 с. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 12/2020 http://tribune-scientists.ru 4 6. Хаустов А.В. Формирование навыков речевой коммуникации у детей с расстройствами аутистического спектра. М.: ЦПМССДиП, 2010. 87 с. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 12/2020 http://tribune-scientists.ru 5