- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
ОПТИМИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫМ ПРОЦЕССОМ УЧАЩИХСЯ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Статья опубликована в журнале за "Декабрь 2020"
Автор(ы) статьи: Ярославцева М.С.
PDF файл статьиУДК 37.075 Ярославцева Мария Сергеевна студентка 3 курса магистратуры, естественно-географический факультет Самарский государственный социально-педагогический университет, Россия, г. Самара e-mail: mariya_yaroslavc@mail.ru Научный руководитель: Наливайко И.В., кандидат педагогических наук, доцент Самарский государственный социально-педагогический университет Россия, г. Самара ОПТИМИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ УЧЕБНО- ВОСПИТАТЕЛЬНЫМ ПРОЦЕССОМ УЧАЩИХСЯ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ Аннотация: В статье оптимизация учебно-воспитательного процесс обучающихся с расстройствами аутистического спектра, позволяющий реализовать право на образование. Ключевые слова: расстройства аутистического спектра, учебно- воспитательный процесс, ресурсный класс, управление ресурсным классом, воспитание и социализация обучающихся с расстройствами аутистического спектра. Yaroslavtseva Mariya Sergeevna 3rd year master student, Faculty of Natural Sciences and Geography Samara State University of Social Sciences and Education, Russia, Samara Scientific supervisor: Nalivayko I.V., candidate of pedagogical sciences, associate professor Samara State University of Social Sciences and Education (Samara) Russia, Samara OPTIMIZATION OF THE MANAGEMENT SYSTEM OF THE EDUCATIONAL PROCESS OF STUDENTS WITH AUTISM SPECTRUM DISORDERS IN A SECONDARY SCHOOL Abstract: In the article, the optimization of the educational process of students with autism spectrum disorders, which makes it possible to realize the right to education. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 12/2020 http://tribune-scientists.ru 1 Keywords: autism spectrum disorders, educational process, resource class, resource class management, education and socialization of students with autism spectrum. В настоящее время количество обучающихся с расстройствами аутистического спектра становится в разы больше, а значит увеличивается количество ресурсных классов в общеобразовательных школах, а значит существующая система управления требует оптимизации. Мы провели анализ существующей системы управления учебно- воспитательным процессом учащихся с расстройствами аутистического спектра и провели оптимизацию, введя должность завуча по ресурсному классу (рис. 1). Рисунок 1 – Система управления учебно-воспитательным процессом учащихся с расстройствами аутистического спектра в общеобразовательной школе 2 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 12/2020 http://tribune-scientists.ru Система управления учебно-воспитательным процессом учащихся с расстройствами аутистического спектра в общеобразовательной школе: 1. Администрация школы: осуществляет набор команды ресурсного класса; проводит мониторинг исполнения всех нормативных документов. 2. Завуч по ресурсному классу: проводит диагностику и аттестацию академических навыков учащихся с расстройствами аутистического спектра; утверждает коррекционные программы и учебные планы; курирует выполнение программы поведения каждого учащегося во всей школе; отвечает за организацию обучения детей, получающих помощь в ресурсном классе; адаптирует расписание и функциональные обязанности специалистов ресурсного класса под существующую нормативную базу; определяет факторы, препятствующие адаптации и инклюзии обучающихся, посещающих ресурсный класс, путем анализа данных по наблюдению за поведением, как в учебном процессе, так и во внеурочной деятельности; осуществляет поиск частных спонсоров для дополнительного финансирования; создает необходимые нормативные документы; консультирует и обучает всех сотрудников школы взаимодействию с учащимися с расстройствами аутистического спектра; проводит дополнительные родительские собрания и встречи сотрудников ресурсного класса с родителями всех учащихся. 3. Классный руководитель ресурсного класса: осуществляет консультативнуюty поддержку учителей общеобразовательного класса, в который зачислены обучающиеся с 3 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 12/2020 http://tribune-scientists.ru расстройствами аутистического спектра по вопросам организации образовательного процесса и адаптации учебных материалов; совместно с учителями общеобразовательного класса определяют учебные предметы, которые обучающийся, посещающий ресурсный класс в постоянном режиме, будет посещать в общеобразовательном классе [1]. 4. Учителя регулярных классов: изучают особенности всех учащихся с расстройствами аутистического спектра, знает их интересы, поощрения, мотивации к учебной деятельности; знакомятся с семьей учащегося с расстройствами аутистического спектра, для включения в процесс коррекции нежелательного поведения; вовлекают обучающихся с расстройствами аутистического спектра в общую жизнь класса; проводят беседы с обучающимися сверстниками и их родителям, об особенностях данного учащегося с расстройствами аутистического спектра; создают условия для коммуникации всех обучающихся; проводят контрольные срезы у учащихся с расстройствами аутистического спектра, в зависимости от адаптированной или индивидуальной программы ребенка; выставляют оценки учащимся с расстройствами аутистического спектра в журнал, дневник, тетрадь за выполненные задания либо контрольные работы, с учетом его индивидуальных особенностей и его адаптированной программы; готовят адаптированный материал урока для учащегося с расстройствами аутистического спектра совместно с учителем «ресурсного класса», передает учителю ресурсного класса тему урока и список материалов к уроку [2]. 5. Психолог ресурсного класса: 4 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 12/2020 http://tribune-scientists.ru определяет сенсорные нарушения детей, помогает подобрать и восполнить эти функции всевозможными средствами, применяя специальные наушники, «утяжели-тельное одеяло», «утяжелители», разнообразные цветовые, звуковые устройства, гамак, батут и др.; осуществляет консультативную поддержку всех сотрудников школы; консультирует по вопросам коррекции нежелательного поведения и организации включения учащихся, посещающих ресурсный класс, в процесс обучения (развития) в общеобразовательном классе [3]. 6. Логопед ресурсного класса: осуществляет деятельность, направленную на максимальную коррекцию недостатков в развитии речи и коммуникации у детей; осуществляет обследование детей, определяет структуру и степень выраженности имеющегося у них нарушения в развитии речи, речевых функций и нарушении коммуникации; проводит индивидуальную коррекционно-развивающую деятельность по исправлению недостатков в развитии речи и коммуникации, восстановлению нарушенных функций; изучает индивидуальные особенности, способности, интересы и склонности детей «ресурсного класса» с целью создания условий для обеспечения их развития, формирования компетентности; использует разнообразные формы, приемы, методы и средства обучения, современные образовательные технологии; вводит альтернативные системы коммуникации в случае, если учащийся с расстройствами аутистического спектра не говорит, такие как: карточки «pecs» - распечатанные изображения с предметами и стимулами и фразы для составления фразы, коммуникаторы и специальные компьютерные программы и т.п. [4]; Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 12/2020 http://tribune-scientists.ru 5 информирует родителей о ходе занятий и успеха учащихся с расстройствами аутистического спектра. 7. Учителя дополнительных занятий: проводят групповые занятия, адаптированные для учащихся с расстройствами аутистического спектра; осуществляет деятельность, направленную на развитие коммуникации у детей с расстройствами аутистического спектра на дополнительных занятиях; составляет программу дополнительных занятий [5]. Список литературы: 1. Багарадникова Е.В. Построение образовательного маршрута в Москве для ребенка с РАС или с ментальными нарушениями. Аутизм и нарушения развития. 2016. Том. 14. № 1. С. 65–69. 2. Морозова С.А. Аутизм: методические рекомендации по коррекционной работе. М.: ВЛАДОС, 2002. 323 c. 3. Мамайчук И.И. Помощь психолога детям с аутизмом. СПБ.: Речь, 2007. 288 с. 4. Хаустов А.В. Развитие речевой коммуникации у детей с аутистическими нарушениями // Детский аутизм: исследования и практика. М.: РОО «Образование и здоровье». 2008. С. 208–235. 5. Козорез А., Беспалова А., Гончаренко М., Калабухова А., Лебедева Е., Морозова Е. Ресурсный класс. Опыт организации обучения и внеурочной деятельности детей с аутизмом в общеобразовательной школе: практическое пособие. М.: АНО Ресурсный класс, 2015. 360 с. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 12/2020 http://tribune-scientists.ru 6