- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
«НОРМА» И «ПАТОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ»
Статья опубликована в журнале за "Ноябрь 2020"
Автор(ы) статьи: Стацюк С.Г.
PDF файл статьиУДК 616.899 Стацюк Софья Геннадьевна студентка 3 курса, Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова Россия, г. Нерюнгри е-mail: sona.panda.1910@mail.ru Научный руководитель: Кобазова Ю.В., кандидат педагогических наук., доцент, Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова Россия, г. Нерюнгри «НОРМА» И «ПАТОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ» Аннотация: В статье анализируется характеристика понятий «норма» и «патология» применительно к психофизиологическому развитию ребенка. Описаны особенности выявления диагностических критериев и особенности коррекционной работы с детьми с задержкой умственного развития. Даны рекомендации по работе с детьми этой категории. Ключевые слова: норма, патология развития, умственная отсталость, аномальные дети. Statsyuk Sophia Gennadievna 3rd year student, North-Eastern Federal University named after M.K. Ammosova Russia, Neryungri e-mail: sona.panda.1910@mail.ru Scientific adviser: Kobazova Yu.V., candidate of pedagogical sciences., associate professor, North-Eastern Federal University named after M.K. Ammosov Russia, Neryungri "NORM" AND "DEVELOPMENTAL PATHOLOGY" Abstract: The article analyzes the characteristics of the concepts "norm" and "pathology" in relation to the psychophysiological development of a child. The features of identifying diagnostic criteria and features of correctional work with children with mental retardation are described. Recommendations are given for working with children of this category. Key words: norm, developmental pathology, mental retardation, abnormal children. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 11/2020 http://tribune-scientists.ru 1 На современном этапе развития общества, в соответствии с изменениями в различных сферах жизни, наиболее актуальными становятся вопросы, связанные представить молодежь к самостоятельной жизни. Диагностика психических заболеваний невозможна без методологического определения понятий, о которых речь пойдет ниже. В обычном способе диагностики психофизиологических заболеваний существует несколько понятий, но мы рассматриваем «норма» и «патология». С точки зрения некоторых ученых, понятия «нормальный» и «ненормальный» исходят из всей перспективы ментального мира, в котором субъективные и объективные моменты нераздельно сливаются [3]. В клинической психологии выделяет статистическую норму, т.е. среднеарифметический показатель каких-либо данных (большая часть людей не боятся открытых пространств, поэтому отсутствие этого страха - норма). Так же, клиническая психология обозначает также идеальную норму (как наилучший вариант поведения, психического функционирования), социальную норму (как образец поведения, предписанный обществом), индивидуальную норму (лучший способ функционирования для отдельного человека с точки зрения его особенностей), биологическую норму. Отклонение от нормы является патологией. В последние годы термином «патология» обозначают только отклонения от биологической нормы, в остальных случаях используют термин «расстройство». По мнению Н.Л. Белопольской, понятие «психической нормы», представляется довольно грубым разделение психической нормы и патологии по какому-либо единичному критерию. Применение комбинированного критерия, позволяющего различать состояние психического здоровья человека по популяционной согласованности (адекватность), по самооценке (критичность) и по качеству деятельности (продуктивность) позволяет диагностировать более широкий диапазон нарушений психического здоровья человека на протяжении его жизненного пути по сравнению с единичным критерием. 2 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 11/2020 http://tribune-scientists.ru Несмотря на все теоретические и практические трудности, с которыми сталкиваются исследователи в процессе определения сути психической патологии, тем не менее выделяется закономерность, которую можно назвать первым научным критерием психической патологии. При наличии патологии в психике больного начинают доминировать собственно внутренние и патологические законы, заслоняющие нормальную функцию регуляции. У большинства детей с умственной отсталостью степень их недоразвития соответствует степени интеллектуального дефекта, т. е. дефект характеризуется тотальностью и относительной равномерностью недоразвития ЦНС. Исследования В. И. Лубовского, М. С. Певзнер, Г. Е. Сухаревой показали, что у детей с умственной отсталостью в результате органических изменений в центральной нервной системе имеются нарушения всех анализаторов, наблюдается патологическая инертность и чрезмерно широкая иррадиация нервных процессов, что затрудняет образование новых условных связей, и, следовательно, отрицательно сказывается на формировании обобщений, тормозит переход от одной деятельности к другой. В исследованиях авторов (В. Г. Петрова, Б. И. Пинский) показано недоразвитие у детей с умственной отсталостью таких психических функций, как память, речь, мышление, что отражается на их учебной деятельности и др. На сегодняшний день уже выявлено большое количество заболеваний, духовное развитие, что, к сожалению, имеют очень широкое распространение по всему миру. В среднем каждый десятый ребенок страдает от какой-либо формы нарушения интеллекта, в том числе, проблемы с речью, интеллектуальной отсталостью и трудностями в обучении [1]. Согласно МКБ-10 умственная отсталость (F70-F79) определяется, как состояние задержанного или неполного умственного развития, которое характеризуется прежде всего снижением навыков, возникающих в процессе развития, и навыков, которые определяют общий уровень интеллекта (т.е. познавательных способностей, языка, моторики, социальной дееспособности). Умственная отсталость может возникнуть на фоне другого психического или Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 11/2020 http://tribune-scientists.ru 3 физического нарушения либо без него. Степень умственной отсталости обычно оценивается стандартизованными тестами, определяющими состояние пациента. Они могут быть дополнены шкалами, оценивающими социальную адаптацию в данной окружающей обстановке. Эти методики обеспечивают ориентировочное определение степени умственной отсталости. Диагноз будет также зависеть от общей оценки интеллектуального функционирования по выявленному уровню навыков. Интеллектуальные способности и социальная адаптация со временем могут измениться, однако достаточно слабо. Это улучшение может явиться результатом тренировки и реабилитации. Диагноз должен базироваться на достигнутом на настоящий момент уровне умственной деятельности. Различают: - Умственная отсталость легкой степени. Ориентировочный IQ составляет 50-69 (в зрелом возрасте умственное развитие соответствует развитию в возрасте 9-12 лет). Включены: слабоумие, умственная субнормальность умеренной степени. - Умственная отсталость умеренная. Ориентировочный IQ колеблется от 35 до 49 (в зрелом возрасте умственное развитие соответствует развитию в возрасте 6-9 лет). Включена: умственная субнормальность средней тяжести. - Умственная отсталость тяжелая. Ориентировочный IQ колеблется от 20 до 34 (в зрелом возрасте умственное развитие соответствует развитию в возрасте 3-6 лет). Организация образовательного маршрута учащегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) основывается на тщательной диагностике ребенка. Обучение и развитие детей с УО (ИН) строится на основе рекомендаций ПМПК по ФГОС для детей с УО(ИН). Лучшим вариантом обучения для таких детей в России являются специальные коррекционные образовательные учреждения реализующие АООП для детей с умственной отсталостью. Таким образом, здоровье вообще и психическое здоровье в частности представляют собой динамическое сочетание различных показателей, тогда как болезнь, напротив, можно определить как сужение, исчезновение или нарушение Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 11/2020 http://tribune-scientists.ru 4 критериев здоровья, т. е. как особый случай здоровья. В клинической психологии продолжается процесс осмысления категории психической нормы, уточняются и дополняются лежащие в ее основании критерии, проводятся теоретические и практические исследования. Список литературы: 1. Иванова Н. Н. Интеграция в общество детей с ограниченными возможностями здоровья: содержание, формы, методы: метод. реком. Тамбов: Тамб. гос. ун-т им. Г. Р. Державина. Тамбов, 2006. 51 с. 2. Исаев Д.Н. Умственная отсталость у детей и подростков. СПб.: Речь, 2003. 389 с. 3. Международная классификация болезней 10-го пересмотра (МКБ-10) [Электронный ресурс] // Режим доступа: URL: https://mkb-10.com/ (дата обращения: 24.11.2020 г.). 4. Носачёв Г. Н., Баранов В. С. Семиотика психических заболеваний (общая психопатология) Учебное пособие. Самара: Офорт, 2002. 380 с. 5. Шипицына Л. М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта. СПб.: Речь, 2005. 477 с. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 11/2020 http://tribune-scientists.ru 5