- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ АДМИНИСТРАТИВНОГО НАКАЗАНИЯ
Статья опубликована в журнале за "Октябрь 2020"
Автор(ы) статьи: Серова Т.П.
PDF файл статьиУДК 342.9 Серова Татьяна Петровна студентка 2 курса магистратуры Московский финансово-юридический университет, Россия, г. Москва e-mail: astitov33@gmail.com Научный руководитель: Иванов Анатолий Михайлович, кандидат юридических наук, доцент, Московский финансово-юридический университет, Россия, г. Москва ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ АДМИНИСТРАТИВНОГО НАКАЗАНИЯ Аннотация: В статье дается определение понятия «административное наказание» как мера, установленная государством, за совершение административного правонарушения и применяется в целях кары для правонарушителя, а также для предупреждения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами, восстановления общественных отношений». Анализируются административного наказания: мера и основание административной ответственности; кара и др. Ключевые слова: административное наказание, административная ответственность, административное правонарушение, мера ответственности. Serova Tatyana Petrovna 2nd year master student University of Finance and law, Russia, Moscow Research supervisor: Ivanov Anatoly Mikhailovich, associate professor, candidate of legal sciences University of Finance and law, Russia, Moscow CONCEPT AND FEATURES OF ADMINISTRATIVE PUNISHMENT Abstract: The article defines the concept of "administrative punishment" as a measure established by the state for the Commission of an administrative offense and is used for the purpose of punishing the offender, as well as for preventing new offenses both by the offender and by other persons, and restoring public relations." Administrative penalties are analyzed: the measure and basis of administrative responsibility; punishment, etc. Keywords: administrative punishment, administrative responsibility, administrative offense, measure of responsibility. 1 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 11/2020 http://tribune-scientists.ru В России с каждым годом растет количество правонарушений в различных сферах жизни. Учитывая тот факт, что административное правонарушение не обладает столь повышенной опасностью как уголовное преступление, тем не менее это создает не мало проблем, как государству, так и обществу. В этой связи, все большую актуальность приобретает изучение теоретических и практических аспектов административного наказания. Согласно пункту 1 статье 3.1 Кодекса об административных правонарушениях РФ (далее КоАП РФ), административное наказание - это установленная государством мера ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений нарушителем и другими лицами [1]. Следует отметить, что термин «наказание» в советский период применялось только к уголовному преступлению. Профессор Р.Л. Хачатуров оправдывал данный факт тем, что уголовное право брало на себя ответственность роли прав вообще, так как стимулировала процесс возникновения и укрепления государства [2, с.79]. Ранее в административном законодательстве использовалось понятие «административное взыскание». Согласно статье 23 КоАП РСФСР под административным взысканием понималось мера ответственности, которая применялась в целях воспитания лица, совершившего административное правонарушение, уважения правилам социалистического общежития, предупреждения совершения новых административных правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами [3]. Если сравнивать данное определение с определением «административное наказание», которое дается в статье 3.1 КоАП РФ, то смысл остался прежним, за исключением того, что «взыскание» изменилось на «наказание», и исчезла советская идеология. Только с конца 90-х годов двадцатого столетия в юриспруденции начал использоваться термин «административное наказание» [4, с.75; 5, с.14]. 2 В статье 43 Уголовного кодекса РФ, под наказанием понимается мера государственного принуждения, назначаемая по приговору суда. Наказание применяется только к лицу, который был признан виновным в совершении преступления [6]. Часть вторая статьи 43 УК РФ определяет цель уголовного наказания: - восстановление социальной справедливости; - исправление осужденного; - предупреждение совершения новых преступлений. Как мы видим, термин «уголовное наказание» сформулировано более качественно чем наказание в административном праве: - используется указание на вид правоприменительного акта (приговор суда), на основании которого применяется уголовное наказание; - само название статьи 43 УК РФ «Понятие и цели наказания» отражает ее полное содержание, в отличие от статьи 3.1 КоАП РФ «Цели административного наказания»; - в отличие от цели административного наказания, цель уголовного наказания заключается не только в предупреждении совершения новых преступлений, но и исправление осужденного. В научной литературе существует множество определений «административного наказания». Г.А. Кузьмичева, Л.А. Калинина определяют административное наказание как разновидность административного принуждения [7, с.37], Ю.А. Тихомирова как реакция государства на совершенное административное правонарушение [8, с.105]. М.Студеникина использует понятие «кара» в качестве признака административного наказания [9, с.6]. Д.К. Нечевин, Л.М. Колодкин под административным наказанием понимают выражение отрицательной оценки государством совершенного правонарушения и самого правонарушителя [10, с.18] Каждое из этих понятий содержит определенную и особенную, по мнению выше указанных авторов, грань, которая подчеркивает характеристики 3 административного наказания: мера административной ответственности, реакция государства или отрицательная оценка государства, кара. На основе данных определений можно выделить следующие признаки административного наказания: - мера административной ответственности; - является карой или наказанием за совершение административного правонарушения; - для того чтобы применить к нарушителю административное наказание, необходимо формальное основание, которое выступает в виде нормы, закрепленной в КоАП РФ; - совершение административного правонарушения является основанием применения административного наказания; - для применения административного наказания необходимо процессуальное основание в виде специального акта применения; - применение к нарушителю административного наказания влечет для него определенные правовые последствия. Некоторые указанные признаки административного наказания соответствуют признаками административной ответственности. Например, административная ответственность закреплена в КоАП РФ, наступает за совершения административного правонарушения [11, с.18]. Согласимся с мнением Д.А. Липинского, в этом нет противоречия, так как административное наказание выступает основной характеристикой административной ответственности [12, с.28]. Далее рассмотрим основные признаки административного наказания: 1. Для того чтобы применить к нарушителю административное наказание, необходимо формальное основание, которое выступает в виде нормы, закрепленной в КоАП РФ. Согласно статьи 1.1. КоАП РФ: «законодательство об административных правонарушениях состоит из настоящего Кодекса и принимаемых в 4 соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях». Предметы ведения между Российской Федерацией и ее субъектами в сфере законодательства об административных правонарушениях регламентированы статьей 1.3. КоАП РФ. Согласно пункту 2 части первой данной статьи «к ведению РФ в области законодательства об административных правонарушений относится установление «перечня и видов административных наказаний и правил их применения». Следует также сказать, что согласно пункту 3 статье 1.3. КоАП РФ к ведению РФ относится установление «административной ответственности по вопросам, имеющим федеральное значение, в том числе административной ответственности за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации». Определение конкретного перечня видов административного наказания и права их применения отнесено к федеральной компетенции. 2. Как было указано выше, некоторые ученые используют кару в качестве признака административного наказания. Данный термин изначально был присущ науке уголовного права. В статье 20 УК РСФСР указывалось, что наказание являлось карой за совершения преступления [13]. Многие ученые отвергают термин «кара», так как он ассоциируется с жестоким наказанием [14, с.75; 15, с.138]. Современное понимание термина «кары» кардинально изменилось, и не ассоциируется с жестокими последствиями ее наступления. Статья 21 Конституции РФ, международные нормативные правовые акты исключают[16; 17] применение пыток, насилия и другое жестокое обращение, которое унижает человеческое достоинство. 3. Административное правонарушение как основание административного наказания является следующим признаком. Согласно статье 2.1 КоАП РФ, административное правонарушение - это «противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим 5 Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность». Исходя из данного определения, можно выделить следующие признаки административного правонарушения: - деяние (действие или бездействие) юридического или физического лица; - деяние является противоправным; - действия или бездействия являются общественно опасными; - субъектами деяния являются физические и юридические лица; - за виновные действия или бездействия предусмотрена административная ответственность; - вина является обязательным признаком административного правонарушения. 4. Одним из спорных признаков административного правонарушения является общественная опасность. Первая группа ученных считают, все правонарушения общественно опасны [18, с.82]. Вторая группа ученных придерживаются той позиции, что общественная опасность присуща только преступлениям [19, с.18; 20, с.43]. По нашему мнению, административное правонарушение обладает признаком общественной опасности. От уголовного преступления оно отличается степенью общественной опасностью и характером. Это подтверждается статьей 2.9 КоАП РФ, в которой сказано, что «при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием». 5. Процессуальными основанием реализации административного наказания является акт применения административной ответственности - это следующий признак административного наказания. Согласно статье 29.9 КоАП РФ по «результатам рассмотрения дела об административном правонарушении 6 может быть вынесено постановление о назначении административного наказания». В статье 29.10 КоАП РФ содержаться требования к форме и содержанию постановления по делу об административном правонарушении. На основе проведенного анализа, административное наказание можно определить как административную меру, установленную государством, за совершение административного правонарушения и применяется в целях кары для правонарушителя, а также для предупреждения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами, восстановления общественных отношений». К признакам административного наказания относится: мера и основание административной ответственности; кара; наличие формального и процессуального основания для применения административного наказания; наступления определенных последствий. Список литературы: 1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 г N 195-ФЗ (ред. от 31.07.2020) // Собрание законодательства РФ. 2002 г. № 1 (часть I). Ст. 1. 2. Общая теория юридической ответственности: монография / Липинский Д.А., Хачатуров Р.Л. - С.-Пб.: Изд-во: «Юридический центр Пресс», 2007. - 950 c. 3. Кодекс РСФСР об административных правонарушениях от 20.06.1984 // Ведомости Верховного Совета РСФСР от 05.07.1984. № 27. Ст.909. 4. Нырков В.В. Наказание и поощрение как парные юридические категории. – Саратов: СГАП, 2006. 180 с.; Малько А.В. Наказание и ответственность в российском праве: актуальные проблемы /Под ред. А.В. Малько. – М.: Юрлитинформ, 2014. 304 с. 5. Родионова А.С. Система наказаний в Российском праве (общетеоретический аспект): Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Саратов, 2013. 22 с. 7 6. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 02.07.2013) // Собрание законодательства РФ. 1996. № 25. Ст. 2954. 7. Кузьмичева Г.А., Калинина Л.А. Административная ответственность. М.: Юриспруденция, 2000. С. 36-39. 8. Тихомиров, Ю. А. Административное право и процесс: Полный курс / Ю.А. Тихомиров. - М.: Издание Тихомирова М. Ю., 2016. 145 c. 9. Студеникина М. Основные новеллы кодекса РФ об административных правонарушениях // Закон. 2002. № 7.-С. 5-7. 10. Нечевин Д.К., Колодкин Л.М. Общественная опасность преступления: генезис понятия и проблема изменения и отграничения от административного правонарушения // Административное право и процесс. 2020. № 1. С.14-21. 11. Арзамасцев М.В. Правила оценки признаков деяний, дифференцирующих административную и уголовную ответственность // Уголовное право. 2017. № 2. С.12-20. 12. Липинский Д.А. Понятие административного наказания // Юридические исследования. 2017. № 2. С. 24 - 43. 13. Уголовный Кодекс РСФСР от 27.10.1960 // Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1960. № 40. Ст.591. 14. Звонов А.В. Субъективизм при исполнении уголовного наказания как фактор влияния на содержание кары уголовного наказания // Уголовно-исполнительное право. 2016. № 2 (24). С.72-74.; 15. Магомедов Г.Б. Уголовно-правовая характеристика обстоятельств, влияющих на объем кары как содержания наказания. Монография. Изд.: «Юрлитинформ» (Москва). 2013. С.160. 16. Европейская Конвенция по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания ETS N 126 (Страсбург, 26 ноября 1987 г.) // Собрание законодательства РФ. 1998. № 36. Ст.4465. 17. Хартия Европейского Союза об основных правах (Страсбург, 12 декабря 2007) (2016/С 202/02) // Консультант плюс. 8 18. Липинский Д.А., Чуклова Е.В. Спорные вопросы процессуальных правонарушений // Advances in Law Studies. 2013. № 2.-С. 81-87. 19. Конджакулян К.М., Зогрябян Г.М. Административное правонарушение: общественная вредность или общественная опасность: вопросы соотношения (сравнительное исследование) // Административное право и процесс. 2014. № 7. С.45-48. 20. Гогин А.А. К вопросу о понятии и признаках экологического правонарушения // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия. Юридические науки. 2013. № 4.-С. 16-20. 9