- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
ПРОЕКТИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ДОЧЕРНЕГО ПРЕДПРИЯТИЯ КАК НАПРАВЛЕНИЕ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ
Статья опубликована в журнале за "Ноябрь 2020"
Автор(ы) статьи: Маслов В.Г.
PDF файл статьиУДК 334.7, 346.2 Маслов В.Г. студент магистратуры группа «Государственное и муниципальное управление» факультет «Экономика и управление» Забайкальский государственный университет Россия, г. Чита e-mail: uristrospotreb@mail.ru ПРОЕКТИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ДОЧЕРНЕГО ПРЕДПРИЯТИЯ КАК НАПРАВЛЕНИЕ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ Аннотация: В статье рассмотрен процесс формирование стратегии развития деятельности дочерних предприятий в рамках холдинговой структуры. Разработка качественной комплексной стратегии является одним из условий устойчивого и эффективного функционирования предприятия в рамках производственного холдинга. Ключевые слова: Стратегический менеджмент, управление, вертикальная интеграция, стратегические цели, планирование, бизнес-проект, холдинг. Maslov V.G. master student Section «Public and municipal administration» Faculty «Economic and management» Transbaikal State University Russia, Chita DESIGNING THE DEVELOPMENT OF A SUBSIDIARY AS A DIRECTION OF STRATEGIC MANAGEMENT OF THE ORGANIZATION Abstract: The article examines the process of forming a strategy for the development of the activities of subsidiaries within the holding structure. The development of a high-quality integrated strategy is one of the conditions for the stable and effective functioning of an enterprise within a production holding. Keywords: Strategic management, management, vertical integration, strategic goals, planning, business project, holding. Эффективное стратегическое управление дочерней организацией и развитие ее производственно-финансовой деятельности является компонентом стратегического развития холдинговой структуры и обеспечивает повышение ее финансовой эффективности. Стратегия развития компании должна основываться на правильном выборе долгосрочных целей, глубоком понимании конкурентной среды, реальной оценке собственных ресурсов и способностей. Разработка качественной комплексной стратегии является одним из условий устойчивого и эффективного функционирования в рамках холдинговой структуры. Стратегическое управление в рамках холдинговой структуры реализуется через механизмы вертикальной и горизонтальной интеграции. Вертикальная интеграция реализуется через присоединение к холдингу предприятий, основной вид деятельности которых вписывается в единый технологический цикл производства продукции, работ, услуг предприятий действующего холдинга. Например, производство сырья или материалов для других предприятий холдинга. Горизонтальная интеграция предполагает присоединение к холдингу, предприятий, производящих продукцию, работы, услуги, аналогичную выпускаемой предприятиями холдинга. Важным элементом гармоничного вхождения предприятия в холдинг является правовая и технико-экономическая специфика интеграции деятельности в холдинговых структурах. Основное преимущество вертикальной интеграции состоит в существенной экономии издержек, которая по большей части складывается из прибыли, заложенной в цену поставщиков сырья, материалов и комплектующих изделий, необходимых для производства основной продукции холдинга [3]. В случае присоединения предприятий-поставщиков или компаний, замещающих предшествующих поставщиков, прибыль и накладные, ранее включаемые в цену закупа, остаются в холдинге. Кроме того, эффективное управление, оптимизация, нормирование и жесткий контроль расхода ресурсов в процессе хозяйственной деятельности объединившихся в холдинг компаний могут принести дополнительную экономию [3]. Выбирая направления деятельности интегрируемых в холдинг предприятий, следует учитывать, что при снижении спроса на какую-либо 2 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 11/2020 http://tribune-scientists.ru продукцию потребность в других продуктах холдинга на рынках потребления в этот период должна оставаться стабильной или возрастать. Если, например, одна из компаний холдинга производит дорогостоящую высокорентабельную продукцию, то нужно интегрировать в холдинг и предприятия, выпускающие товары низкой ценовой категории, постоянно пользующиеся спросом независимо от экономических кризисов. Аналогично строится интеграция в состав холдинга предприятий, выпускающих сезонные товары [3]. Наличие рисков может быть связано и с появлением на одном из рынков сбыта одного крупного или нескольких конкурентов. Эти риски смягчаются благодаря выбранной структуре холдинга с независимым способом интеграции. Такой холдинг создается как бы с целью взаимопомощи предприятий, входящих в холдинг. Наиболее успешной является деятельность холдингов со смешанной интеграцией [3]. Продукция или услуги сами по себе не важны для покупателей: продукты и услуги становятся бизнесом только тогда, когда они удовлетворяют желания и потребности. Без спроса нет бизнеса: покупательские группы имеют значение, так как они демонстрируют, какие охватываются географические территории и на какие типы покупателей ориентируется фирма [4]. Поэтому план стратегического развития холдинговой компании должно учитывать потребности и анализ рынка выпускаемой и перспективной продукции. Технологическое и функциональное исполнение стратегии развития предприятий холдинга важно потому, что оно показывает, как компания собирается удовлетворять потребности покупателей и сколько операций включает в себя цепочка «промышленное производство — распространение» [4]. Рассмотрим процесс проектирования стратегического управления организацией на примере развития ООО «Ритм-Забайкальск». ООО «Ритм-Забайкальск» входит в холдинг жилищно–коммунального хозяйства Забайкальского края, возглавляемый АО «Забайкальская топливно- энергетическая компания». Одна из основных целей деятельности холдинга – повышение качества жилищно–коммунальных услуг и внедрение Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 11/2020 http://tribune-scientists.ru 3 энергосберегающих технологий. Основное направление деятельности предприятия – управление жилищным фондом текущее содержание и ремонт жилого фонда. ООО «Ритм- Забайкальск» является управляющей организацией, которая осуществляет управление жилищным фондом в количестве 25 многоквартирных домов общей площадью 35 тыс. м2. Данное направление деятельности реализуется в настоящее время. Фактическая рентабельность предприятия за последние 3 года не превышает 5-10%, что является средним показателем для сферы управления жилищным фондом в малочисленных населенных пунктах, но недостаточно для интенсивного развития компании. Поэтому требуется выход на новые рынки с новыми видами продукции. Острая проблема, с которой сталкиваются предприятия ЖКХ (в т.ч. АО «Забайкальская топливно-энергетическая компания») и других отраслей в Забайкальском крае и, в частности, в п. Забайкальск – нехватка качественной промышленной продукции по приемлемым ценам. В частности это касается теплоизоляционных и строительных материалов, продукции деревообработки, металлообработки. Продукция, которая реализуется на местных рынках, ввиду отсутствия конкуренции и высоких затрат на ее доставку из–за значительной удаленности, зачастую имеет завышенную цену иногда в 2–3 раза). Зарубежная продукция из КНР или ее аналоги не всегда отвечают требованиям по качеству, составу и техническим характеристикам. С учетом особенностей и потребностей рынка продукции для предприятий ЖКХ определены ориентиры стратегического развития ООО «Ритм- Забайкальск», которые планируется реализовать через создание промышленно– производственного комплекса, включающего следующие направления работы: 1. Производство теплоизоляционных материалов из жесткого пенополиуретана. 2. Производство пиломатериалов и столярных изделий. 3. Производство металлических конструкций и изделий. Предприятия ЖКХ, управляющие компании, другие организации и 4 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 11/2020 http://tribune-scientists.ru население региона получат возможность приобретать теплоизоляционные материалы, продукцию деревообработки и металлические конструкции по конкурентным ценам. Теплоснабжающие организации в т.ч. предприятия холдинга АО «Забайкальская топливно-энергетическая компания», получат возможность приобретать теплоизоляционные материалы на основе пенополиуретана по оптимальным ценам и повысить эффективность теплоэнергетического бизнеса за счёт утепления трубопроводов и минимизации потерь тепловой энергии. Актуальность реализации проекта, направленного на минимизацию потерь тепловой энергии, возрастает в контексте реализации федерального закона № 261–ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности». Помимо основной цели по итогам реализации бизнес-проекта будут решены следующие задачи: – Обеспечение необходимых гидравлических режимов магистральных тепловых сетей. – Получение прибыли за счёт реализации продукции сторонним потребителям. Исследование рынка выявило и ряд проблем, которые существуют у производителей теплоизоляционных материалов, столярной продукции, металлоизделий, среди них можно выделить следующие: – отсутствие маркетинговых исследований рынка. – недостаток исходного промышленного сырья завозится до 80-90% потребности); – моральный и физический износ технологического оборудования; – недостаток производственных мощностей; – неразвитая инфраструктура рынка в сферах хранения, транспортировки, логистики и др.). Бизнес-проект, соответствующий критериям производственной, социальной и экономической эффективности, может быть основой для реализации стратегии ООО «Ритм-Забайкальск» в рамках развития холдинга АО Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 11/2020 http://tribune-scientists.ru 5 «Забайкальская топливно-энергетическая компания». Перед промышленно–производственным комплексом ООО «Ритм- Забайкальск» стоит задача получить максимальную прибыль, но с тем расчётом, чтобы цена товара была приемлемой для потребителей, и они не ушли бы к конкурентам. Поэтому ценообразование на исследуемом рынке должно зависеть зависит от среднего уровня цен, предлагаемого продавцами пиломатериалов, столярных изделий, металлоконструкций, теплоизоляционных материалов. Для решения практических задач стратегического развития ООО «Ритм- Забайкальск» в рамках холдинга необходимо решить следующие задачи: − разработать финансовую стратегию исследуемой организации с учетом реализации интересов предприятий холдинга и собственников компании; − сформировать инвестиционную программу; − определить источники финансирования проекта с учетом внутригруппового распределения ресурсов; − разработать бизнес-план развития дочернего предприятия АО «Забайкальская топливно-энергетическая компания» - ООО «Ритм- Забайкальск», обеспечивающий рост рентабельности производства до уровня не менее 20% и сроком окупаемости проекта не более 3 лет; − реализовать на практике бизнес-план развития ООО «Ритм- Забайкальск» путем создания эффективно действующего промышленно- производственного комплекса ООО «Ритм-Забайкальск» и организации системы сбыта продукции. Разработка и обоснование стратегического плана развития дочерней компании в рамках общей стратегии и направленности деятельности холдинга в целом, его грамотное финансовое и правовое обеспечение, является важным механизмом повышения экономической эффективности. Таким образом, способность холдинговой компании формировать гибкую и эффективную стратегию развития для дочерних компаний в основных сферах своей работы способствует повышению устойчивости холдинга и обеспечивает способность адаптироваться к потребностям времени и условиям динамично 6 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 11/2020 http://tribune-scientists.ru Список литературы: меняющегося рынка. 1. Гражданский кодекс РФ. Часть первая. Федеральный закон от 30.11.94 г. № 51-ФЗ (в ред. от 06.04.2018 г). Часть вторая // Справочно-правовая система «Гарант». 2. Ефремова А.А. Создание дочернего общества: правовые основы, бухгалтерское оформление и налогообложение. [Электронный ресурс] // Режим доступа: URL: http://www.nalvest.ru/nv-articles/detail.php?ID=22065. (дата обращения: 20.11.2020 г.). 3. Киюцен Л.И. Особенности холдинговой структуры: решение вопроса об интеграции предприятий [Электронный ресурс] // Режим доступа: URL: https://www.cfin.ru/management/strategy/holdings/integration_into.shtml (дата обращения: 20.11.2020 г.). 4. Лысоченко А.А. Теоретические основы стратегического управления: Учебник. Ростов н/Д.: Содействие –XXI век, 2016. 420 с. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 11/2020 http://tribune-scientists.ru 7