- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ МЕЖЭТНИЧЕСКИМ И МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫМ ПРОТИВОРЕЧИЯМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Статья опубликована в журнале за "Ноябрь 2020"
Автор(ы) статьи: Дыбля Д.А.
PDF файл статьиУДК 34.01 Дыбля Дарья Александровна студентка 3 курса магистратуры, Северо-Кавказский филиала Российский государственный университет правосудия Россия, г. Краснодар e-mail: adyblya@mail.ru КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ МЕЖЭТНИЧЕСКИМ И МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫМ ПРОТИВОРЕЧИЯМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Аннотация: Статья посвящена раскрытию сущности понятия межнациональных противоречий, а также выделения специальных политических и нормативных правовых способов по противостоянию им. Также в данной статье раскрываются направления улучшения ситуации в России по противодействию этническим конфликтам. В рамках указанных направлений формируются обозначенные модели по противодействию межнациональным противоречиям. Ключевые слова: Право, конфликт, межэтнический, межнациональный, конституция, Российская Федерация, РФ. Dyblya Daria Alexandrovna 3rd year master student, The North Caucasian branch The Russian State University of Justice Russia, Krasnodar CONSTITUTIONAL AND LEGAL FRAMEWORK FOR COUNTERING INTERETHNIC AND INTERNATIONAL CONTRADICTIONS IN THE RUSSIAN FEDERATION Abstract: The article is devoted to the disclosure of the essence of the concept of interethnic contradictions, as well as the allocation of special political and regulatory legal ways to counter them. Also, this article reveals directions for improving the situation in Russia in countering ethnic conflicts. Within the framework of these areas, the designated models are formed to counteract interethnic contradictions. Key words: Right, conflict, interethnic, constitution, Russian Federation, RF. Межэтнические и межнациональные конфликты и противоречия сопровождают общество на практически регулярно. Однако, сохранение и развитие межэтнической толерантности в перспективе в большой степени Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 11/2020 http://tribune-scientists.ru 1 зависят от эффективности проведения национальной политики, которая опирается на идеи проведения бесконфликтного совместного существования многонационального населения всей страны и на изучение особенностей разных регионов [1]. Если особенности развития каждого отдельного региона не учитывать, если не реагировать на ситуации, происходящие в сфере межэтнических отношений, то сложно вообразить устойчивое положение любой страны. Вероятно, именно поэтому за последние несколько лет, стала пересматриваться известная практика игнорирования этнополитических проблем России Важно отметить, что Российской федерации, стартовавшая в 1990 – х гг. во многих региональных и федеративных нормативно-правовых документах, лишь только частично освещались некоторые проблемы национальной политики, в том числе и вопросы межэтнической и межнациональной толерантности [2]. В первые годы преобразования российского общества основным базисом новой федеративной политики, связанной с формированием многонационального общества России, строящегося на межнациональном и межэтнического согласии, стал принятый федеративный договор «О разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти автономной области, автономных округов в составе Российской Федерации». Достижение цели настоящей статьи обусловлено решением задач по определению сущности понятия межнациональных противоречий, а также выделением специальных политических и нормативно-правовых способов по противостояния им, а затем по выделению роли и места правоохранительных органов и их деятельности. Анализ различных ситуаций в истории межнациональных столкновений, известных в последние время, имеют схожие черты. Например, известны частые случаи, когда после межличностных и межэтнических столкновений происходили случаи совершения преступлений, долгие продолжительные Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 11/2020 http://tribune-scientists.ru 2 народные волнения, основной целью которых было высказывание своих требований и ограничение в правах представителей других национальной и этносов, нарушение общественного порядка. Ситуации зачатую останавливались только за счет оперативных действий органов государственной и муниципальной власти. Этнополитические конфликты в настоящее время все еще продолжают выдвигаться в числе наиболее важных мировых проблем 21 века, до сих остаются одними из первостепенных условий нестабильности на планете в целом. О необходимости проведения исследования и выработки конструкционно-правовых основ предотвращения конфликтов на этнической, межнациональной основе свидетельствуют и следующие статистические данные: некоторые источники указывают, что в конце XX в. число пострадавших в ходе борьбы в межнациональных и межэтнических конфликтах уже в период советского Союза превысило численность в миллион человек [3]. Как известно, одним из элементов системы норм, обеспечивающих основу противодействия межэтническим и межнациональным противоречия, служит Указ Президента России «О внесении изменений в Стратегию государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденную Указом Президента Российской Федерации от 19 декабря 2012 г. № 1666. В соответствии с пунктом 5 подпунктом «г» данного Указа, «гармонизация межнациональных (межэтнических) отношений, профилактика экстремизма и предупреждение конфликтов на национальной и религиозной почве…» является Приоритетами государственной национальной политики Российской Федерации. Согласно указу Президента Российской Федерации в дополнении пункта 13 изъясняется, что наиболее важными этапами в решении вопросов государственной национальной политики Российской Федерации являются следующие моменты создания Федерального органа исполнительной власти, который наделен полномочиями по разработке и реализация национальной Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 11/2020 http://tribune-scientists.ru 3 государственной политики, а также по принятию соответствующих законодательных актов Российской федерации, которые устанавливают ответственность органов государственной власти и местного самоуправления, в том числе должностных лиц за нарушения, проявляющиеся в сфере межнациональных межэтнических отношений. Также, пункт 14 указа президента Российской Федерации указывает, что в сфере межнациональных межэтнических и межрелигиозных отношений и существует в настоящее время проблемы, которые обусловлены возникновением новых вызовов и угроз национальной безопасности Российской Федерации. Рассматривая данный пункт необходимо отметить, что к текущим проблемам следует относить распространения международного терроризма и экстремизма, радикальных идей, связанных с межнациональной рознью, преувеличением интересов определенных наций, сепаратизм; незаконная миграция, ошибки в существующей системе социальной и культурной адаптации иностранных граждан в России и их интеграции в российское общество, формирование замкнутых этнических обществ, групп; социальное неравенство населения в обществе, проблемы в процессе обеспечения равных возможностей людей, размывание традиционных духовно-нравственных ценностей, в том числе из-за глобализации; а также непреодолимые последствия межэтнических или этнотерриториальных конфликтов и противоречий в отдельных субъектах Российской Федерации; отток русского и русскоязычного населения из регионов Северного Кавказа, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации." В истории часто возникали ситуации, когда при столкновении людей разных национальностей, обычные конфликты превращалась в межэтнические» [4]. В современных условиях особую тревогу вызывают негативные, конфликтные отношения. Конфликты на социально-этнической основе сопровождали всю историю человечества. Их основная причина — неравномерность развития общества, различия в доступности к социальным благам, ценностям, стремление решить Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 11/2020 http://tribune-scientists.ru 4 эти и иные проблемы за счет других народов, психологическое неприятие "чужих". Для современной национальной политики больше подходит классификация национальных противоречий, показанная на рисунке 1. 1. Исходя из наличия гражданства России: •–противоречия между гражданами России; •–противоречия между гражданами России и гражданами других стран. 2. Исходя из количественных показателей противоборствующих сторон: •–противоречия между равными нациями по количеству; •–противоречия между численно неравными нациями в системе большинство/меньшинство. Рисунок 1. Типы противоречий Проявление вышеуказанных типов противоречий может быть как в явной, так и в скрытой форме. Следует искать соответствующие способы противодействия межэтническим и межнациональным конфликтам, каждый из которых должен быть индивидуальным. Данные виды обусловлены примерами эксцессов в межнациональной сфере в последние годы. Во всех них противоречие проявляет себя лишь после межличностного столкновения, то есть находится в скрытой форме [5]. Приведем примеры противоречий, проявляющихся между гражданами России, в одном противоречия возникают между гражданами России и других стран. В двух примерах противоречие складывается между коренным населением одной нации и приезжими другой нации. В целом можно сказать, что в вопросе с типологизацией противоречий существуют свои особенности и условности. Таким образом, рассмотренные выше аспекты, типологии и формы межнациональных противоречий дают реальную возможность рассуждать о политико-правовых моделях противодействия им более предметно. В связи с тем, что было выделено четыре основных вида межнациональных противоречий, Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 11/2020 http://tribune-scientists.ru 5 которые могут проявляться в двух формах, представляется, что требуется политико-правовых моделей противодействия им. Стоит отметить, что внутри каждой модели возможность правового воздействия на межнациональные противоречия правильно рассматривать как недопущение или их профилактику в момент их перехода в межнациональный конфликт. Складывающиеся межнациональные противоречия в момент их появления необходимо анализировать в сравнении их с комплексом общественных отношений. В этот же момент необходимо использовать принципы рассмотрения их сущности. Одной из моделей противодействия межнациональным противоречиям является создание эффективного института мониторинга таких ситуаций. То есть, среди показателей, подлежащих оценке, отсутствует информация, связанная с работой по формированию статистических работ, которые утверждены для Росгвардии – центрального органа управления войсками национальной гвардии распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 г. № 671-р. Учитывая ряд перечисленных выше причин, обуславливающих появление межнациональных противоречий в России в 21 веке, стоит отметить, что противостояние межнациональным конфликтам должно проходить в направлении ликвидации или ослабления их влияния. Нужно в первую очередь быть направлены решение проблем, показанных на рисунке 2. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 11/2020 http://tribune-scientists.ru 6 на повышение эффективности деятельности правоохранительных органов по расследованию преступлений этнических преступных группировок, преступлений, совершенных мигрантами, а также профилактику вызывающих и агрессивных действий со стороны отдельных лиц или групп лиц в общественных местах на обеспечение неукоснительного соблюдения конституционного принципа равноправия независимо от национального и расового происхождения на искоренение попыток разжигания межнациональной розни со стороны отдельных лиц или групп лиц на улучшение социально-экономического положения в стране Рисунок 2. Направления улучшения текущей ситуации В рамках указанных направлений формируются обозначенные модели по противодействию межнациональным противоречиям. 1. Открытые противоречия между гражданами России и других стран. Указанный тип может быть достаточно эффективным за счет использования мероприятий миграционного контроля. 2. Скрытые противоречие между гражданами России и гражданами других стран. В указанной ситуации контроль может быть на данной модели контроль отходит на второй план, но не полностью. 3. Скрытые противоречия между гражданами России. Данная модель противодействия связана с двумя особенностями: во- первых, противоборствующими сторонами выступают граждане России, во- вторых, наличие скрытой формы. 4. Открытые противоречия между гражданами России. 5. Скрытые противоречия между численным национальным большинством и меньшинством. Основным способом такого распределения является создание экономических и социальных стимулов, повышения инвестиционной привлекательности соответствующих субъектов. 6. Открытые противоречия между численным национальным большинством и меньшинством. 7 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 11/2020 http://tribune-scientists.ru 7. Скрытые противоречия, возникающие равным по численности нациями. Известно, что создание особенных, не связанных с нормами Конституции, преимуществ для отдельных наций в доступе к правам, противоречит ст. 19 Конституции и имеет является достаточно опасным для общества в целом. Также стоит отметить, что противодействие коррупции, как явлению, способствующему усилению межнационального противоречия, может иметь высокий эффект только в случае значительного совершенствования правового механизма. В настоящее время наиболее важным и распространённым направлением в противодействии дискриминации по национальному признаку является контроль за соблюдением требований нормативных правовых актов и за неотвратимостью наказания в связи с их нарушением. 8. Противоречие между численно равными нациями. Положения части 5 статьи 13 Конституции Российской Федерации любое создание общественных объединений и, соответственно, и деятельность, или действия которых направлены на насильственное изменение основ связанная с нарушением государственного конституционного строя и наносящая вред целостности государству, его безопасности, а также разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни категорически запрещено. Однако, зачастую, формы и методы разжигания межнациональной розни постоянно совершенствуются, а соответствующие схемы усложняются. Много возможностей появилось у разжигателей розни в связи с появлением Интернета. Толерантность как принятие и правильное понимание богатого многообразия культур, как терпимое отношение к нормам и ценностям чужой культуры, другой веры сегодня является одним из ключевых принципов события народов в поликультурном пространстве. Формирование культуры толерантности способствует взаимопониманию, укреплению солидарности и терпимости как между отдельными людьми, так и между отдельными нациями, этническими, культурными, социальными, религиозными группами. Сохранение и развитие всего богатства и многообразия культур, а также формирование Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 11/2020 http://tribune-scientists.ru 8 гуманного отношения к представителям различных культур, наций, этносов, признание суверенности и ценности каждого народа и его культуры является основным условием самосохранения народов в современном мире. 16 ноября 1995 года была утверждена Декларация принципов толерантности, в которой указанная была провозглашена одной из основных ценностей XXI века. Свободный вход в информационное пространство обусловливает наполнение его молодыми людьми, не всегда обладающими способностью к критическому мышлению и поддающимися провокациям. С целью соблюдения необходимых положений конституции, следует учитывать изменения экономической стороны развития общества, уделять внимание механизму, определяющему порядок разработки информационного контента, проблемных ситуаций. В процессе осуществления различных мероприятий, связанных с противодействием возникновению скрытым межнациональным противоречиям между гражданами России важно, что деятельность войск нацгвардии не сможет выйти на качественно иной уровень без политики государства, направленной на обеспечение культурного единства граждан. Таким образом, можно сделать вывод, что конституционно-правовую основу деятельности правоохранительных органов в России, в обязанности, которые входит противодействие межнациональным и межэтническим противоречиям, входит подпункт «б» части 1 статьи 72 Конституции России». Указанные нормы Конституции устанавливают, что на национальную гвардии возлагаются задачи по участию в охране общественного порядка, обеспечении общественной безопасности, а также по участию в борьбе с терроризмом и экстремизмом. Список литературы 9 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 11/2020 http://tribune-scientists.ru 1. Алфимцев В.Н. О возможности правового воздействия на причины межнациональных противоречий в России // Актуальные проблемы российского права. 2015. № 6 (55). С. 83-88. 2. Кузьменко И.С. Потенциал исследований солидарности в углублении понимания межэтнических отношений // Социально-гуманитарные знания. 2019. № 11. С. 32-38. 3. Чхутиашвили Л.В. Проблемы трудовой миграции в современной России // Миграционное право. 2015. № 2. С. 32-38. 4. Национальный состав населения [Электронный ресурс] // Режим доступа: URL: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/ perepis2010/croc/Documents/Vol4/pub-04-01.pdf (дата обращения: 20.09.2017 г.). 5. Пресс-выпуск ВЦИОМ России от 20.05.2010 № 1498 «Этнические симпатии и антипатии россиян» [Электронный ресурс] // Режим доступа: URL: http://www.demoscope.ru/weekly/2010/0423/opros02.php (дата обращения: 17.11.2020 г.). Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 11/2020 http://tribune-scientists.ru 10