- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Статья опубликована в журнале за "Ноябрь 2020"
Автор(ы) статьи: Хусаинова Л.Ф.
PDF файл статьиУДК 34.09 Хусаинова Лилия Фаилевна студентка 3 курса магистратуры, юридический факультет Российский государственный Гуманитарный университет, Россия, г. Москва e-mail: husainova12081@yandex.ru Научный руководитель: Килина Е.Э., кандидат юридических наук, доцент кафедры предпринимательского права Российский государственный Гуманитарный университет, Россия, г. Москва ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Аннотация: В данной статье рассмотрены особенности правового регулирования инновационной деятельности, проведен анализ институциональной практики, используемой в России для создания современных рыночных условий хозяйствования и применения инновационных разработок. Сгруппирована и классифицирована нормативно-правовая база инновационной деятельности. На основе проведенного анализа выделены проблемы и предложены возможные направления их решения. Ключевые слова: инновации, регулирующее воздействие, нормативно- правовая база, институты, технологии. Khusainova Liliya Failevna 3rd year master student, faculty of law Russian state University for the Humanities, Moscow, Russia Scientific adviser: Kilina E.E., candidate of legal sciences, associate professor of the Department of business law Russian state University for the Humanities, Moscow, Russia LEGAL REGULATION OF INNOVATIVE ACTIVITIES IN THE RUSSIAN FEDERATION Abstract: This article examines the features of the legal regulation of innovative activity, analyzes the institutional practice used in Russia to create modern market 1 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 11/2020 http://tribune-scientists.ru conditions for business and the application of innovative developments. Grouped and classified the legal framework of innovation. On the basis of the analysis, the problems are identified and possible directions for their solution are proposed. Key words: innovation, regulatory impact, regulatory framework, institutions, technologies. В настоящее время развитие любого развитого государства невозможно без применения инновационных технологий, в связи с чем в Российской Федерации должна быть создана эффективно функционирующая комплексная система регулирующего воздействия в сфере поддержки инновационной деятельности. Согласно данным статистики, в настоящее время доля организаций, реализующих технологические инновации в общем количестве российских организаций в промышленном производстве составляет всего 9,6%, в сфере услуг – 6,3%, в сельском хозяйстве – 3,1%, в строительстве – 1,1%; доля инновационных товаров, работ и услуг в общем объеме в сфере услуг составляет всего 14,5%, в промышленном производстве – 6,7%, в сельском хозяйстве – 1,8%, в строительстве – 0,1% [1, с. 12-13]. Такие данные свидетельствуют о необходимости устранения факторов, препятствующих развитию инноваций, в том числе с помощью совершенствования правового регулирования инновационной деятельности. В настоящее время существует большой массив нормативных правовых актов, которые так или иначе касаются инновационной деятельности или содержат понятие «инновация» и производные от него, причем большая часть таких актов обладают декларативным характером, а некоторых из них содержат противоречивые нормы, что является одним из факторов недостаточно эффективной реализации государственной инновационной политики и создает определенные сложности в стимулировании «догоняющего» инновационного развития экономики [2, с. 83]. Опыт законодательной практики, используемый в Российской Федерации в сфере рыночных условий хозяйствования и применения достижений инновационных разработок, пока еще сравнительно мал. Как отмечает Т.В. Игнатова, действующая в России законодательная база в сфере регулирования Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 11/2020 http://tribune-scientists.ru 2 интеллектуальной собственности и экономических аспектов инновационной деятельности основана преимущественно на принципах Индустрии 3.0 – индустриальной экономики, тогда как наиболее развитые при формировании своего правового поля исходят из положений Индустрии 4.0 – постиндустриальной экономики, то есть экономики, в которой преобладает инновационный сектор с высокопроизводительной промышленностью, индустрией знаний, высокой долей в ВВП высококачественных и инновационных услуг, а также конкуренцией во всех видах экономики и других сферах [3, с. 55]. Организация инновационной деятельности в России базируется на правилах и механизмах управления, регламентированных действующим законодательством. Нормативно-правовое регулирование инновационной деятельности осуществляется совокупностью нормативных правовых актов, обладающих различной юридической силой и юридической направленностью. Структура правового регулирования включает три основных компонента (рис. 1). Нормативно-правовая база Правовое регулирование Применение норм права инновационной деятельности Защита прав в случае нарушения Рис. 1. Структура регулирующего воздействия в сфере инновационной деятельности Каждый аспект системы функционирования инноваций и инновационной деятельности находит свое отражение в разработанных с учетом мировой практики институциональных нормах. Нормативно-правовая база, регулирующая и координирующая осуществление инновационной деятельности, представляет собой совокупность законов и подзаконных актов, регулирующий отдельные аспекты данной деятельности. Соблюдение норм, установленных в этих актах, обеспечивается правоприменительной практикой. При нарушении Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 11/2020 http://tribune-scientists.ru 3 прав субъектов, осуществляющих инновационную деятельность, обеспечивается защита данных прав органами судебной власти [4, с. 614]. Механизм реализации институциональных норм и правил в инновационной деятельности схематично можно представить следующим образом (рис. 2). Наличие прав и Реализация прав и Правовая норма обязанностей обязанностей Рис. 2. Механизм реализации институциональных норм в инновационной деятельности Нормативно-правовая база составляет правовую основу осуществления инновационной деятельности. Правовые нормы, содержащиеся в нормативно- правовых актах, формируют совокупность прав и обязанностей всех участников инновационной деятельности, которая является механизмом реализации институциональных норм, обеспечивающим, в свою очередь, реализацию инновационной политики государства [5, с. 63]. Как отмечают Т.В. Погодина, Г.А. Терская и Л.Г. Чувахина, система нормативно-правового регулирования отношений между субъектами инновационной деятельности и сторонними участниками, оказывающими влияние на инновационный процесс, предполагает: - формирование и реализацию нормативно-правового регулирование между всеми субъектами инновационного процесса; - гарантированные права и обязанности субъектов инновационной деятельности, в том числе в сфере прав интеллектуальной собственности; - создание комплексной и эффективной системы охраны прав владения, пользования и распоряжения результатами и достижениями инновационной деятельности; - развитие и совершенствование договорных отношений в сфере выполнения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 11/2020 http://tribune-scientists.ru 4 (НИОКР), а также правоотношений и в сфере инвестиций [6, с. 79]. Таким образом, государство, формируя нормативно-правовую базу развития инновационной деятельности, выступает в роли не только партнера, располагающего значительными ресурсами, но и также в роли регулятора и организатора институциональной основы инновационного процесса. Нормативно-правовые акты, регулирующие отношения в сфере инновационной деятельности можно сгруппировать и классифицировать по различным критериям. В рамках первого блока документов, являющегося общим для реализации инновационной деятельности и для предпринимательской деятельности, нормативные акты можно классифицировать следующим образом: - устанавливающие государственные требования к организации и осуществлению предпринимательской деятельности, распространяющиеся на соответствующие виды инновационной деятельности (Федеральные законы от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании», от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»); - определяющие основные правила устройства и функционирования рынка (Федеральные законы от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», от 21.11.2011 № 325-ФЗ «Об организованных торгах», от 22.04.1996 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг»); - закрепляющие правовое положение и организационно-правовые формы субъектов предпринимательства и субъектов инновационной деятельности (Федеральные законы от 29.11.2001 № 156-ФЗ «Об инвестиционных фондах», от 28.11.2011 № 335-ФЗ «Об инвестиционном товариществе», от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах», от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», от Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 11/2020 http://tribune-scientists.ru 5 08.05.1996 № 41-ФЗ «О производственных кооперативах», от 14.11.2002 № 161 - ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»); - регулирующие отдельные виды предпринимательской деятельности, чаще всего связанные с инновационной деятельностью (Федеральные законы от 29.10.1998 № 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)», от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности», от 29.11.2001 № 156-ФЗ «Об инвестиционных фондах»; Федеральный закон от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе»). Во второй блок входят группы норм, действие которых распространяется непосредственно на инновационную деятельность; - регулирующие деятельность субъектов инновационной деятельности на территории особых экономических зон (Федеральные законы от 22.07.2005 № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации», от 07.04.1999 № 70-ФЗ «О статусе наукограда Российской Федерации», от 28.09.2010 № 244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково»); - документы программного характера, такие как Стратегия инновационного развития Российской Федерации до 2020 г., реализация которой в настоящее время завершается, Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации, Единый план по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года, а также Единый план по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2030 года, работа над созданием которого близится к завершению. Согласно данным документам, инновационное развитие должно стать основным источником экономического роста в результате повышения производительности труда и эффективности производства во всех секторах экономики, расширения рынков и повышения конкурентоспособности продукции, создания новых отраслей, наращивания инвестиционной активности, роста доходов населения и объемов потребления. Инновационно-ориентированный рост, полученный в результате реализации данных программ, обеспечит расширение возможностей для появления новых продуктов и технологий, увеличение инвестиций в развитие человеческого капитала и продвижение технологических инноваций; Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 11/2020 http://tribune-scientists.ru 6 - регулирующие порядок создания и деятельности малых инновационных предприятий (Федеральные законы от 23.08.1996 № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике», от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»; от 02.08.2009 № 217-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности»). Кроме того, правовое регулирование инновационной осуществляется большим массивом подзаконных актов, в числе которых большое количество указов Президента РФ, касающихся вопросов институционального оформления мер государственной поддержки в сфере науки, технологий и образования. Институциональное нормотворчество, регулирующее инновационную деятельность, осуществляется также на региональном уровне, в каждом субъекте Российской Федерации приняты соответствующие профильные законы. Например, в Алтайском крае – закон от 14.09.2006 г. №95-ЗС «Об инновационной деятельности в Алтайском крае»; в Республике Адыгея – закон от 28.12.2007 г. № 145 «Об инновационной деятельности в республике Адыгея»; в Краснодарском крае – закон от 05.04.2010 г. №1946 – КЗ «О государственной поддержке инновационной деятельности в Краснодарском крае»; в Воронежской области – закон от 11.12.2003 г. №68 «Об инновационной политике на территории Воронежской области»; в Новосибирской области – закон от 06.12.2007 г. №178-ОСД «О политике Новосибирской области в сфере развития инновационной системы», в Санкт-Петербурге – закон от 12.10.2009 № 411-85 «Об основах научно-технической политики Санкт-Петербурга», в Москве – закон от 06.06.2012 № 22 «О научно-технической и инновационной деятельности в городе Москве» и т.д. При этом, как отмечает О.А. Городов, в одних региональных законах под Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 11/2020 http://tribune-scientists.ru 7 субъектами инновационной деятельности понимаются физические и юридические лица, непосредственно участвующие в инновационном процессе, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, в других – помимо данных лиц также указаны индивидуальные предприниматели, иностранные организации, осуществляющие инновационную деятельности на территории субъекта РФ, органы государственной власти и местного самоуправления [5, с. 97]. На наш взгляд, второй подход более правильный, поскольку в институциональной структуре должны учитываться все три составляющих: бизнес – государство – научные организации. Во многих региональных законах недостаточно четко установлен предмет регулирования, по-разному определены основополагающие понятия инновационной деятельности, определение инновационной деятельности приводится либо путем перечисления видов деятельности, либо через совокупность признаков данной сферы. Следует отметить, что региональное законодательство в разных субъектах РФ существенно различается по уровню системности и степени проработки, что обусловлено тесной связью нормативной базы с основными приоритетами развития регионов и выражается в предоставлении привилегий отдельным инновационным предприятиям в разных сферах промышленности. Такой подход в целом представляется положительным фактором, поскольку на местах проще определять приоритеты развития, чем из центра. Как отмечает Д.В. Грибанов, анализ законодательства, регулирующего инновационную деятельность, свидетельствует о его недостаточной эффективности, а также недостаточном уровне структурированности, связанной с отсутствием законодательно закрепленного комплексного правового инструментария, в связи с чем в недалеком будущем возможно появление очередного неработающего документа [7, с. 245]. Препятствием на пути комплексного развития регулирования инновационной деятельности, на наш взгляд, является перманентно кризисное состояние российской экономики, которое приводит к снижению эффективности 8 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 11/2020 http://tribune-scientists.ru правового регулирования данной сферы, что проявляется в следующих тенденциях: - деятельность, связанная с разработкой и внедрением инноваций, близка к научной, творческой, тем не менее, в силу коммерциализации инноваций сопряжена с повышенным риском неудач и провалов; - в настоящее время отсутствует комплексная взаимосвязь между Гражданским, Налоговым и Бюджетным кодексами РФ в сфере регулирования инновационной деятельности, в связи с чем необходима разработка и внесение изменений, связанных с регламентированием объективности и прозрачности финансирования инновационной деятельности; - нормативно-правовая база, регулирующая инновационное развитие Российской Федерации во многом носит фрагментарный характер; - отсутствует единый комплексный документ, консолидирующий совокупность всех нормативно-правовых актов, так или иначе затрагивающих различные аспекты осуществления инновационной деятельности. Анализ существующих проблем, их причин и факторов позволяет определить возможные направления дальнейшего развития правового регулирования инновационной деятельности. - необходимо принять единый комплексный нормативно-правовой акт, регламентирующий осуществление инновационной деятельности в России. принятие такого закона будет способствовать инновационному развитию, повышению инвестиционной привлекательности, переходу к цифровой экономике, определению критериев и границ нормативного регулирования, установлению полномочий и предметов ведения органов власти, а также формированию и совершенствованию институционального инструментария регулирования данной сферы; - целесообразно на основе государственных и региональных программ развития определить конкретные органы исполнительной власти субъектов РФ, ответственные за создание механизмов координации участников инновационного процесса, в том числе объединений представителей бизнеса, Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 11/2020 http://tribune-scientists.ru 9 научных сообществ, производственных площадок; - программные документы регионального и муниципального развития в дальнейшем должны быть приведены в соответствии с новыми нормами регулирования инновационной деятельности. Таким образом, можно сделать вывод, что, несмотря на произошедшие в последние годы существенные изменения в правовом регулировании инновационной деятельности, в настоящее время сохраняются определенные проблемы, связанные с недостаточной комплексностью и структурированностью нормативно-правовой базы, которые усугубляются кризисным состоянием российской экономики в целом, связанным с расширением спектра санкций, введенных против Российской Федерации со стороны США, стран Евросоюза и ряда других государств, а также с необходимостью преодоления пандемии коронавируса и ее последствий. Для решения существующих проблем необходимо объединение усилий ведущих специалистов в сфере экономики и юриспруденции по разработке единого комплексного нормативно-правового акта, регламентирующего инновационную деятельность. 1. Гохберг Л.М., Дитковский К.А., Кузнецова И.А. Индикаторы инновационной деятельности 2019: статистический сборник. М.: НИУ ВШЭ, 2019. 376 с. 2. Аблаев И.М. Методы государственного регулирования инновационной деятельности в России в условиях глобализации экономики // Экономика в меняющемся мире: материалы III Всероссийского экономического форума с международным участием. Казань: Казанский университет, 2019. С. 82-84. 3. Игнатова Т.В. Особенности регулирующего воздействия на развитие инновационной деятельности в России // Естественно-гуманитарные исследования. 2020. № 4 (30). С. 54-58. 10 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 11/2020 http://tribune-scientists.ru Список литературы: 4. Александров Ю.Л. Особенности государственного регулирования инновационной деятельности в современных условиях // Экономика и предпринимательство. 2019. № 3 (104). С. 613-615. 5. Городов О.А. Правовое обеспечение инновационной деятельности: монография. М.: Инфра-М: 2017. 208 с. 6. Погодина Т.В., Терская Г.А., Чувахина Л.Г. Государственное регулирование инновационной деятельности: российский и американский опыт: монография. М.: Научные технологии, 2019. 173 с. 7. Грибанов Д.В. Правовые основы национальной инновационной деятельности: дис. … д-ра юрид. наук. Екатеринбург: 2014. 379 с. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 11/2020 http://tribune-scientists.ru 11