- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ АДМИНИСТРАТИВНОГО ШТРАФА
Статья опубликована в журнале за "Ноябрь 2020"
Автор(ы) статьи: Шубина В.С.
PDF файл статьиУДК 342.924 Шубина Виктория Сергеевна студентка 3 курса магистратуры, юридический факультет Московский финансово-юридический университет, Россия, г. Москва e-mail: shubina.vs@mail.ru ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ АДМИНИСТРАТИВНОГО ШТРАФА Аннотация: Административный штраф относится к категории наиболее распространенных в настоящее время видов санкций, соответствующих КоАП РФ, а также предусмотренных почти всеми составами правовых нарушений. Данную форму воздействия на законных основаниях принято применять в отношении самых разных категорий правонарушителей, включая граждан, должностных лиц и индивидуальных предпринимателей, а также предприятия производственной сферы. Нужно обязательно помнить, что в отношении субъектов, являющихся представителями малого и среднего бизнеса, с точки зрения действующего в настоящее время законодательства допустима замена штрафа предупреждением, но исключительно в том случае, если назначение указанной санкции стало результатом контрольного или надзорного проверочного мероприятия. При этом, выявленным нарушением не должен быть причинен какой-либо вред или ущерб. В статье рассмотрено понятие и признаки административного штрафа. Ключевые слова: административный штраф, законодательство, теория права. Shubina Victoria Sergeevna 3rd year master student, faculty of Law Moscow University of Finance and Law Russia, Moscow CONCEPT AND FEATURES OF AN ADMINISTRATIVE FINE Abstract: The Administrative penalty relates to the most common present types of sanctions, the relevant administrative code, and provided almost all trains legal violations. This form of influence is legally applied to a wide variety of categories of offenders, including citizens, officials and individual entrepreneurs, as well as industrial enterprises. It is necessary to remember that in relation to subjects that are representatives of small and medium-sized businesses, from the point of view of the current legislation, it is permissible to replace the fine with a warning, but only if the appointment of this sanction was the result of a control or Supervisory verification Журнал «Трибуна учёного» Выпуск 11/2020 https://tribune-scientists.ru 1 event. However, the detected violation must not cause any harm or damage. The article considers the concept and features of an administrative fine. Keywords: administrative fine, legislation, theory of law. Говоря о нормах административном ответственности, следует отметить доминирование в ней штрафной функции, которая приобрела характер не только и не столько принуждения, сколько предупреждения новых правонарушений и воспитания граждан в духе законопослушания [6]. Существует несколько основных форм назначения штрафа и разнообразные варианты исполнения данного способа наказания. Административное воздействие на правовых нарушителей может быть оказано разными способами, но ключевым вариантом по-прежнему является наложение штрафа или штрафных санкций, выраженных в денежной форме. Основные характеристики этого подхода определяются в статье 3.5 КоАП Российской Федерации и представлены следующими факторами: назначение санкции возлагается не только на судебную инстанцию, но и на должностные лица и уполномоченные органы, рассматривающие административное правонарушение; действующим в настоящее время законом РФ предусматривается минимальная сумма штрафа в размере 100 рублей; нарушение ПДД предполагает наказание, при котором размеры назначаемого штрафа не могут быть ниже 500 рублей; максимальные размеры штрафа на территории РФ определяются конкретным составом Особенной части КоАП; на определение размеров штрафных санкций оказывает непосредственное влияние статус правового нарушителя. В соответствии со ст. 3.5 КоАП Российской Федерации, в настоящее время зафиксированы предельные размеры денежной суммы, взыскиваемой с нарушителей. С этой точки зрения, данный размер не может быть более: пяти тысяч рублей для частных лиц; пятидесяти тысяч рублей для должностных лиц; 2 Журнал «Трибуна учёного» Выпуск 11/2020 https://tribune-scientists.ru одного миллиона рублей для юридических лиц и ИП. В рамках действующего сегодня на территории страны законодательства, а именно согласно ст. 3.5 КоАП Российской Федерации, указываются все исключения, в соответствии с которыми может быть назначена штрафная санкция в существенно большем размера, соответствующем отдельным составам правовых нарушений. В зависимости от всех ключевых характеристик допущенного правового нарушения происходит порядок назначения строго определенной суммы штрафа: строго фиксированная сумма штрафа в качестве базового и широко распространенного варианта наказания; сумма, кратная неуплаченным налогам, сборам, пошлинам и другим обязательным платежам в бюджет страны; сумма, кратная стоимости, в которую оценивается государственный или муниципальный контракт; сумма, согласно размерам неисполненных или нарушенных договорных обязательств, включая нарушения потребительских прав; сумма, кратная размерам кадастровой стоимости, в которую оценен объект недвижимого имущества; другой вариант кратного исчисления, применяемый в соответствии с действующей ст. 3.5 КоАП Российской Федерации. К примеру, если в соответствии с действующей статьей КоАП предусматривается возможность наложения штрафных санкций за нарушения ПДД, то исчисление осуществляется строго в твердой денежной (фиксированной) сумме согласно минимальным и максимальным пределам, которые регламентированы конкретной статьей. В случае выявлений нарушений с точки зрения порядка уплаты налогов и/или предоставления отчетности, все расчеты применяемых штрафных санкций будут базироваться на установке размеров причиненного ущерба [1]. Журнал «Трибуна учёного» Выпуск 11/2020 https://tribune-scientists.ru 3 Специальная ситуация по определению размеров наказания в форме штрафных санкций касается ответственности, которая наступает при неисполнении предыдущей наложенной штрафной санкции. К примеру, в условиях просроченного штрафа ГИБДД является допустимым на законном основании наложение новой санкции. В подобных ситуациях с нарушителей осуществляется взыскание двукратного размера от ранее назначенной штрафной санкции. В соответствии со ст. 3.5 КоАП Российской Федерации, указывается единственная категория лиц, которые не могут подвергаться назначению штрафа. Данная категория граждан РФ представлена в настоящее время призывниками, уже проходящими срочную службу (ВС РФ), а также курсантами, высших военных учебных заведений, но до момента заключения ими самого первого контракта о прохождении службы. Результатом выявления абсолютно любого правового нарушения на сегодняшний день является составление стандартного процессуального протокола, который представляет собой основание для рассмотрения дела по существу с целью назначения наказания в отношении виновного лица. Штрафная санкция может быть назначена правонарушителям несколькими способами: в судебном порядке, в ходе рассмотрения материалов, поступивших со стороны должностных лиц или от представителей уполномоченных органов; со стороны должностных лиц на федеральном, региональном или муниципальном уровне, если данные полномочия закреплены на уровне КоАП РФ; в соответствии с отдельными составами нарушений штрафные санкции могут назначаться должностными лицами ГИБДД; со стороны органов, уполномоченных на рассмотрение административного дела с применением санкций, включая ФНС, таможенные органы, систему МВД. Статьей КоАП Российской Федерации предусмотрены разные виды основных санкций, включая штрафы, назначение обязательных работ, аресты и Журнал «Трибуна учёного» Выпуск 11/2020 https://tribune-scientists.ru 4 лишение правовых оснований. Тем не менее, органы или лицо, рассматривающие дело о правовом нарушении, может быть выбрана только одна из форм основного наказания, поэтому одновременное назначение штрафный санкций и других вариантов является с правовой точки зрения недопустимым. В процессе рассмотрения дел о правовых нарушениях достаточно часто возникают ситуации, при которых назначение отдельных санкций является недопустимым в отношении лиц, обладающих особым, строго определенным статусом. К примеру, в отношении беременных женщин, а также несовершеннолетних граждан страны абсолютно недопустимым сегодня является применение административного ареста. В подобных ситуациях судами, как правило, осуществляется полная замена ареста стандартными штрафными санкциями, выраженными в денежной форме. При этом, в судебном постановлении или решении, принятом другими органами, в обязательном порядке зафиксируется конкретный размер суммы, которая подлежит уплате в государственный бюджет [4]. В случае превышения максимально допустимого предела, такое постановление вполне может оспариваться или отменяться вышестоящими инстанциями. В процессе рассмотрения жалоб представителями вышестоящих инстанций сумма штрафной санкции может только снижаться, потому что в соответствии с действующим на сегодняшний день законодательством страны недопустимым является усиление ответственности в условиях пересмотра дела. Существует целый ряд правил, напрямую касающихся исполнения назначенных в установленном порядке штрафных санкций. Согласно законам РФ, для добровольного исполнения наказания в виде штрафных санкций КоАП РФ предусмотрено соблюдение специального срока, максимальное значение которого составляет шестьдесят дней с того момента, как вступило в силу постановление суда или другого уполномоченного органа. Таким образом, такое вступление в силу определяется истечением сроков на возможность обжалования, а также датой для рассмотрения жалобы в 5 Журнал «Трибуна учёного» Выпуск 11/2020 https://tribune-scientists.ru вышестоящих инстанциях. Последствия для должника при несвоевременной уплате назначенного штрафа в течение шестидесяти дней могут быть следующими: передача исполнительных документов в службу ФССП с целью последующего принудительного взыскания назначенной суммы с заработной платы должника или посредством реализации его имущества и иными предусмотренными действующим законодательством способами; составление административного протокола с указанием факта несвоевременной оплаты суммы назначенного штрафа с введением в отношении нарушителя дополнительных санкций в форме определения размеров нового штрафа, а также выполнения обязательных работ или ареста. Необходимо учитывать и тот факт, что каждым правовым нарушителем вполне может быть подано заявление о предоставлении отсрочки или рассрочки в отношении оплаты назначенной суммы штрафных санкции. Рассмотрением данного ходатайства занимаются органы, назначившие такой вариант наказания[5]. Выявлением фактов, напрямую касающихся несвоевременности оплаты штрафных санкций, на сегодняшний день занимаются судебные приставы, сотрудники ГИБДД, налоговые инспекторы, а также любые другие должностные лица и органы, в чью компетенцию входит такая деятельность. Выполненной принято считать обязанность по исполнению наказания, если назначенная сумма штрафа по факту поступила в государственный бюджет. Ключевые признаки, характерные для административного штрафа, заключаются: в фактическом основании, представленном административным правонарушением; в применении со стороны специально уполномоченных субъектов; в реализации согласно установленному процессуальному порядку; в применении посредством строго соответствующих мер; в наступлении строго определенных правовых ограничений; Журнал «Трибуна учёного» Выпуск 11/2020 https://tribune-scientists.ru 6 в применении с целью достижения строго определенных целей. Ключевой целью административного наказания на сегодняшний день является вынесение специального предупреждения (административных правовых нарушений непосредственно правонарушителем), а также общего предупреждение (административных правонарушений со стороны других лиц). Несколько лет назад именно предупреждение, используемое в качестве специальной меры административного взыскания, имело наиболее широкое применение с практической точки зрения важного административного воздействия, что являлось показателем гуманизации административной и наказательной политики в социалистическом государстве [3]. При этом, штраф в качестве меры воздействия, помимо сугубо превентивных и целого ряда других свойств, является очень интересным и тем, что способствует пополнению бюджета. Штраф, взимаемый административными органами, может быть признан самым первым из всех ныне известных видов административного наказания. Интересной является позиция высшей судебной власти в отношении исчисления стоимости предмета правонарушения таможенным органом. К примеру, в рамках одного из значимых постановлений Пленума ВАС было отмечено, что в случае обжалования постановления по делу об административном правонарушении на таможенный орган возлагается обязанность доказывать обоснованность указанных исчислений по стоимости товара. В этом случае судная инстанция вправе назначить проверку (в том числе и по своей собственной инициативе) стоимости, вне зависимости от факта оспаривания в суде декларанта решения таможенного органа о таможенной стоимости товаров. Данное положение в настоящее время регламентировано п. 14 постановления Пленума ВАС от 8 ноября 2013 г. № 79 «О некоторых вопросах применения таможенного законодательства». Административный штраф обусловливается с правовой точки зрения административно-властным взысканием у лица, которым совершено административное правонарушение, денежной суммы. В этом плане имеет ключевое значение выражение в юридически обязательном, а также в строго Журнал «Трибуна учёного» Выпуск 11/2020 https://tribune-scientists.ru 7 одностороннем, принудительном характере действий государственных органов и их должностных лиц и, соответственно, обладает публично-правовым смыслом. По своей сути административный штраф представляет собой вполне допускаемую форму ограничения прав человека и гражданина, потому что рассматриваемое вмешательство создается непосредственно государством в строго соответствии с действующим федеральным законом и обязательно в интересах государственной безопасности, территориальной целостности или общественного спокойствия. Основной целью в этом смысле является предотвращение таких факторов, как противоправные действия, охрана здоровья или нравственности и защита прав и свобод граждан страны. Административный штраф обладает всеми родовыми признаками административного наказания, а государственный характер обуславливается ее содержанием в действующем административном законодательстве, которое по своей сути является публично-правовой государственной волей. В этом плане анализ административных и правовых санкций за совершение административных правонарушений, позволяет сделать вывод о большой распространенности штрафов [2]. Исходя из всего сказанного выше, вполне можно сделать вывод, что вне зависимости от того факта, рассматривается ли правовая ситуация с точки зрения позитивной обязанности государства принимать разумные и адекватные меры, обеспечивающие общие блага или в контексте вмешательства публичной власти, абсолютно любые используемые сегодня принципы по своей сути близкими. Крайне важной в современных реалиях является необходимость стремления к нахождению баланса между такими понятиями, как интересы индивидуума и общества в целом, поэтому именно за государством должны сохраняться строго определенные пределы усмотрения. Таким образом, в конечном счете, невероятно значимым является сегодня понятие соблюдение справедливого равновесия, присутствующего между требованиями общественных интересов и необходимых условий защиты всех Журнал «Трибуна учёного» Выпуск 11/2020 https://tribune-scientists.ru 8 ключевых личностных прав. Стремлением к этому должно обладать государство не по причинам, представленным «обременением» межгосударственного значения, международным правом, а также системой национального контроля, а при осознании необходимости стабильного развития. Такое развитие должно быть в обязательном порядке присуще российскому обществу, всем его институтам и личности, как основным ценностям современной цивилизации и основам демократического государства. Список литературы: 1. Липинский Д.А. Понятие административного наказания // Юридические исследования. 2017. № 2. С. 24-43. 2. Малько А.В. Наказание и ответственность в российском праве: актуальные проблемы. М.: Юрлитинформ, 2014. 304 с. 3. Мусаткина А.А. К вопросу о институте административной ответственности // Административное право и практика администрирования. 2015. № 3. С. 30-36. 4. Мусаткина А.А. О соотношении административно-правовой и финансово-правовой ответственности // Административное право и процесс. 2016. № 3. С. 32-37. 5. Родионова А.С. Система наказаний в Российском праве (общетеоретический аспект): автореф. дис. … канд. юрид. наук. Саратов, 2013. 22 с. 6. Росинский Б.Ф. Развитие положений Кодекса РФ об административных правонарушениях, регламентирующих ответственность юридических лиц // Законы России: опыт, анализ, практика. 2014. № 3. С. 1-14. 7. Юзефович Ж. Ю. Функции юридической ответственности и формы их реализации по российскому законодательству: автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 2004. 25 с. Журнал «Трибуна учёного» Выпуск 11/2020 https://tribune-scientists.ru 9