- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МАРЖИНАЛЬНОГО АНАЛИЗА ПРИБЫЛИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Статья опубликована в журнале за "Ноябрь 2020"
Автор(ы) статьи: Пирмагомедова Ф.И.
PDF файл статьиУДК 330.1 Пирмагомедова Фатима Исламовна., студентка 4 курса направление «Экономика», профиль «Бухучет, анализ и аудит» Дагестанский государственный университет народного хозяйства Россия, г. Махачкала e-mail: fat7896@mail.ru Научный руководитель: Сулейманова Д.А., кандидат экономических наук., доцент кафедры «АХД и аудит» Дагестанский государственный университет народного хозяйства Россия, г. Махачкала МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МАРЖИНАЛЬНОГО АНАЛИЗА ПРИБЫЛИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ Аннотация: В статье обоснована методика маржинального анализа прибыли по системе директ-костинг, приемлемая для обоснования оптимальных вариантов управленческих решений на основе определения взаимосвязи между прибылью, затратами и объемом, раскрыто понятие маржинального дохода, обоснованы показатели маржинального анализа. Ключевые слова: маржинальный анализ, директ-костинг, переменные и постоянные издержки, прибыль, маржинальный доход. Pirmagomedova Fatima Islamovna., 4th year student direction "Economics", profile "Accounting, analysis and audit" Dagestan State University of National Economy Russia, Makhachkala Scientific adviser: Suleimanova D.A., candidate of economic sciences., Associate Professor of the Department "AHD and Audit" Dagestan State University of National Economy Russia, Makhachkala METHODICAL ASPECTS OF MARGIN ANALYSIS OF PROFIT OF A COMMERCIAL ORGANIZATION Abstract: The article substantiates the method of margin analysis of profit using the direct-costing system, which is acceptable for justifying optimal options for 1 Журнал «Трибуна учёного» Выпуск 11/2020 https://tribune-scientists.ru management decisions based on determining the relationship between profit, costs and volume, reveals the concept of margin income, and justifies the indicators of margin analysis. Keywords: margin analysis, direct costing, variable and fixed costs, profit, margin income. Маржинальный анализ играет большую роль, как при обосновании управленческих решений, так и плодотворного функционирования бизнеса [1]. Данный метод был предложен еще в XIX веке американским инженером Уолтером Раутенштрахом под названием графика критического объема производства. Немного позднее уже в отечественной литературе в 1971 г. Н.Г. Чумаченко и А.П. Зудилиным. Родоначальниками данного учения принято считать К. Менгера, Л. Вальраса, А. Маршалла и В. Парето. Методика данного анализа базируется на изучении соотношения между тремя важными группами экономических показателей: затрат, прибыли и объема производства с учетом взаимосвязи между ними и влияния факторов. В основе данного метода лежит деление затрат в зависимости от объема деятельности предприятия на переменные, постоянные и категорию маржинального дохода. Переменные расходы изменяются прямо пропорционально объему производства продукции или оказанию услуг, тогда как постоянные расходы остаются неизменными относительно объема производства. Однако если рассматривать себестоимость в разрезе единицы продукции, то при увеличении объема производства себестоимость понизится и наоборот при уменьшении производства себестоимость увеличится, поскольку на единицу продукции приходится больше постоянных расходов. Метод маржинального анализа по системе директ – костинг позволяет проанализировать причинно-следственные взаимосвязи между данными показателями. Маржинальный доход представляет собой разницу между выручкой и переменными издержками [2]. Также маржинальный доход можно получить путем суммирования прибыли и постоянных издержек. Маржинальный анализ позволяет определить критический уровень объема продаж, установить зону безопасности или безубыточности предприятия, а 2 Журнал «Трибуна учёного» Выпуск 11/2020 https://tribune-scientists.ru также определить объем продаж, при котором предприятие получит заданную величину прибыли. Метод директ – костинг используется при анализе факторов, не только влияющих на прибыль, но и позволяющих спрогнозировать ее величину. Величину прибыли можно рассчитать, как разность между маржинальным доходом и постоянными издержками исходя из формулы маржинального дохода. Если известна выручка от реализации и удельный вес маржинального дохода в этой выручке, то можно использовать формулу [3]: МД = ВР * Уд мд Пр = ВР * Уд мд – З пост , где ВР – выручка от реализации продукции УД мд - удельный вес маржинального дохода в выручке от реализации З пост - постоянные издержки Когда анализируется прибыль от реализации отдельного вида продукции, данную факторную модель необходимо модифицировать и представить в следующем виде: Пр п = К * ( Ц ед – Уд пер) – З пост , где К – количество продукции Ц ед – цена единицы продукции Уд пер – удельные переменные затраты З пост – постоянные затраты Данный анализ имеет как стоимостное, так и натуральное измерение. Предприятия, занимающиеся производством однородной продукции, используют второй вид анализа [4]. Первый вид анализа используется предприятиями при производстве разнородной продукции. Маржинальный анализ позволяет обосновать наиболее оптимальный вариант управленческого решения относительно производственной мощности, ценовой политики, ассортимента продукции, техники и технологии с целью минимизации затрат и увеличения прибыли. 3 Журнал «Трибуна учёного» Выпуск 11/2020 https://tribune-scientists.ru Cписок литературы: 1. Турманидзе Т.У. Финансовый анализ: учебник. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2017. — 288 c. 2. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности: учебник. Минск: РИПО, 2019. 373 c. 3. Колачева Н.В. Финансовый результат предприятия как объект оценки и анализа // Вестник НГИЭИ. 2015. № 1 (44). С. 29-36. 4. Куркина С.М. Маржинальный анализ финансовых результатов деятельности предприятия // Инновационная наука. 2016. № 4. С. 196-198. Журнал «Трибуна учёного» Выпуск 11/2020 https://tribune-scientists.ru 4