- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МИР В.В. НАБОКОВА И РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА 20 ВЕКА
Статья опубликована в журнале за "Ноябрь 2020"
Автор(ы) статьи: Ковалёва Н.А.
PDF файл статьиУДК 821.161.1 Ковалёва Н.А. студентка кафедра филологии Костанайский филиал Челябинский государственный университет Россия, г. Челябинск e-mail: natali_198709@mail.ru ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МИР В.В. НАБОКОВА И РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА 20 ВЕКА Аннотация: В статье рассмотрена литература двадцатого века в России, а также отдельно описывается проблема творчества Набокова, как русского писателя. Ключевые слова: литературная жизнь, Сталин, Набоков, Бледный огонь, романист. Kovaleva N.A. student Department of Philology Kostanay branch Chelyabinsk State University Russia, Chelybinsk V. V. NABOKOV'S ART WORLD AND RUSSIAN LITERATURE OF THE 20TH CENTURY Abstract: The article examines the literature of the twentieth century in Russia, and also describes the problem of Nabokov's creativity as a Russian writer. Keywords: literary life, Stalin, Nabokov, Pale fire, novelist. После Октябрьской революции многие русские писатели выезжают, в Берлин, а затем в Париж, где издаются многочисленные литературные журналы на русском языке (Русская мысль). В 1921 году Николай Гумилев, муж Ахматовой, казнен за проимперскую деятельность. Но с началом НЭПа писателям предоставляется относительная свобода, и некоторые ссыльные предпочитают возвращаться в Россию (Виктор Шкловский, Андрей, а позже Максим Горький) [1]. 1 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 11/2020 http://tribune-scientists.ru Литературная жизнь возобновляется как хорошо, так и плохо, несмотря на хлопоты власти и неустойчивость экономики. Такие группы, как братья Святого Серапиона или движение ОБЕРИУ пытаются обновить эстетику романа или поэзии. Некоторая критика общества находит даже право цитировать, как в сатирических романах Ильфа и Петрова или зависть Юрия Олечи. Михаил Шолохов публикует мирный дар, который принесет ему Нобелевскую премию по литературе в 1965 году. Приход к верховной власти Иосифа Сталина в 1930 году знаменует собой конец относительной свободы, дарованной русским писателям большевистской властью. Возникает официальная эстетика: социалистический реализм. Эта литературная доктрина проста, речь идет об использовании таланта писателей для хвастовства заслуг и успехов режима, а также для объяснения официальной пропаганды. Режим занимается организацией литературной жизни и направлением тем через Союз писателей, который подчиняется непосредственно политкомиссару Андрею Жданову [2]. Однако литературный Вестник сохраняет относительную независимость духа. Очень скоро писателей-рефракторов вынудят к ссылке, к тюрьме, к трудовому лагерю. Поэты-футуристы Владимир Маяковский и Марина Цветаева выберут самоубийство. Эти репрессии в сочетании с очень тяжелыми материальными условиями, обусловленными Второй мировой войной, приведут к исчезновению почти всей русской литературной среды. Роман Якобсон переехал в США, Виктор Шкловский и Михаил Бахтин замолчали. Некоторые авторы, чтобы обойти цензуру, укрываются за жанром детской сказки (Даниил Хармс) или исторической библиографии (Юрий Тынянов). Но большинство авторов (Михаил Булгаков, Борис Пастернак, Андрей Платонов, Осип Мандельштам, Юрий Олеча, Исаак Бабель или Василий Гроссман) продолжают свою литературную работу иногда подпольно, надеясь быть изданными посмертно или через режим самиздата (подпольные ремесленные издания). Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 11/2020 http://tribune-scientists.ru 2 Такие писатели, как Нобелевский лауреат Иван Бунин, Александр Куприн, Борис Зайцев, Иван Шмелев, умудряются жить своим трудом, сохраняют свою творческую свободу, но могут достичь своей аудитории только самиздатом. В СССР после Сталина реальный социализм остается единственным разрешенным литературным стилем, но у авторов, издающих при самиздате больше свобод [3]. Особенно авторы могут жить своей работой и меньше опасаются репрессий и интернирования. Первые рассказы о ГУЛАГе начинают циркулировать в самиздате, например, о Нобелевской премии Александре Солженицыне или Варламе Шаламове. Венедикт Ерофеев продолжает работу по изданию самиздата. В период упадка Советского Союза русские эмигранты получают на Западе довольно сильное признание, например, Нобелевскую премию Иосифа Бродского или новеллиста Сергея Довлатова. Их творчество известно тогда в СССР только самиздату [4]. Писатель Владимир Набоков представляет отдельный случай: русский из Петербурга, он впоследствии становится американцем. Он начал свою карьеру в эмиграции в Берлине и писал по-русски, затем по-английски. Когда в Германии после войны усилился антисемитизм, Набоков вместе с женой переехал во Францию. Но нацизм окончательно выгнал их из Европы в 1940 году, когда немецкие войска наступали на Париж. Они сели на корабль, идущий в Америку, и обосновались в Нью-Йорке. Как он позже сам писал: «Я американский писатель, родился в России, получил образование в Англии, где изучал французскую литературу до переезда в Германию в течение пятнадцати лет... моя голова говорит по-английски, мое сердце говорит по-русски, а мое ухо говорит по-французски» [4]. Набоков много писал по-английски и по-русски, но наибольший успех ему принесла английская работа. В 1955 году он опубликовал скандальный роман "Лолита". Роман написан от первого лица и описывает сексуальную одержимость его рассказчика Гумберта молодыми девушками в возрасте от девяти до четырнадцати лет, которых он называет нимфетками. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 11/2020 http://tribune-scientists.ru 3 Со смесью обмана и хитрости он похищает 12-летнюю девочку по прозвищу Лолита и везет ее в мотель турне по Америке. Книга была запрещена как порнография в течение нескольких лет в Англии, а затем во Франции, где она была впервые опубликована. Сегодня он считается одним из величайших романов 20-го века. Романист, новеллист, поэт, но также переводчик и литературный критик, Владимир Набоков считается одним из важнейших авторов литературы XX века. Его книги, прославленные как критикой, так и публикой, были переведены по всему миру и проданы тиражом в несколько десятков миллионов экземпляров. Большая часть его славы связана с его романом Лолита, который вызвал цензуру и скандал, когда он вышел в 1955 году, регулярно цитируется как один из шедевров современной литературы. Из культурной и либеральной семьи петербургской аристократии, вынужденной бежать от большевистской революции, Набоков сначала поселился в Европе в межвоенный период, где он опубликовал свои первые романы на русском языке, а затем переехал в США с 1940 года. Чтобы обеспечить семью, он преподает европейскую литературу в нескольких университетах, прежде чем получить международный успех с Лолитой. На пике своей славы писатель заканчивает свою жизнь в швейцарском дворце на берегу Женевского озера, не прекращая своего важного литературного производства. Совершенно трехязычный (русский, английский и французский), Набоков сначала публикует рассказы и романы на родном языке. Машенька, Защита Лужина, Сторож или Дон вспоминают через воображаемые истории о его вынужденном выкорчевывании, о меланхолии изгнания или о повседневной жизни русской эмигрантской общины в Германии [5]. Вторая часть его писательской карьеры, на английском языке, подчеркивает его навязчивые идеи для перемещения, пейзажей и воспоминаний о идеализированном детстве, навсегда потерянном. Кроме Лолиты, Набоков публикует и другие важные работы, в том числе Бледный огонь и Ада или Ардор, литературный памятник и расцвет стиля писателя. Он также является автором нескольких переводов, в том Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 11/2020 http://tribune-scientists.ru 4 числе на английский язык Евгения Онегина из Пушкина, а также книги воспоминаний под названием "Другие берега". Его роман "Бледный огонь" 1962 года обеспечил ему место среди великих литераторов XX века. Его письмо характеризуется аллитерацией, игрой слов и умными и необычными оборотами фразы. Набоков не издавался в Советском Союзе до 1988 года, когда Горбачев организовал его публикацию во время гласности. Успех Набокова отнюдь не ограничивается литературой. Он был страстным коллекционером бабочек и проводил знаменитые энтомологические исследования. В его честь был назван род бабочек Nabokovia. Набоков никогда не учился водить машину, поэтому он полагался на жену, которая возила его на исследовательские объекты. Писатель, который всегда утверждал ‘ "Я мыслю образами", был так называемым синестатом: он связывал определенные буквы и слова с цветами и образами. Странно, что у его жены было такое же состояние, и они обнаружили, что цвета, которые их сын ассоциировал с буквами, были смесью того, что видели его родители, “что похоже на то, как если бы гены рисовали акварель”. К концу своего творческого пути Набоков все больше и больше занимается автопародиями: он будто наслаждается отблесками былых комбинаций, но свежих решений уже не предлагает [6]. Список литературы: 1. Русская литература ХХ века в 2-х томах / под ред. Ф. Кузнецова. М.: Просвещение, 1991. 349 с. 2. Баевский В.С. История русской литературы ХХ века. М.: Яз. слав. культуры, 2003. 445 с 3. Егорова Л.П, Чекалов П.К. История русской литературы ХХ века. Учебное пособие. Второй выпуск. М.-Ставрополь, 1998. 302 с. 4. Злочевская А.В. Художественный мир Владимира Набокова и русская литература ХIХ В. М.: МГУ, 2002. 186 с 5 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 11/2020 http://tribune-scientists.ru 5. Крашенинников, С. И. Мифологические структуры в творчестве В. Набокова // Молодой ученый. 2014. № 3 (62). С. 829-831. 6. Набоков Владимир Владимирович: творчество и краткая биография Набокова. [Электронный ресурс] // Режим доступа: URL: https://fb.ru/article/246700/nabokov-vladimir-vladimirovich-tvorchestvo-i-kratkaya- biografiya-nabokova (дата обращения: 07.11.2020 г.). Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 11/2020 http://tribune-scientists.ru 6