- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
НОРМАТИВНОЕ ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВОЕННОЙ ПОЛИТИКИ
Статья опубликована в журнале за "Ноябрь 2020"
Автор(ы) статьи: Зуев А.Г.
PDF файл статьиПОЛИТИКИ УДК 34.4414 Зуев Александр Геннадьевич студент магистратуры, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ Брянский филиал Россия, г. Брянск e-mail: 371870@mail.ru НОРМАТИВНОЕ ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВОЕННОЙ Аннотация: В рамках данной работы автором проводится исследование сущности военной политики России, определяются ее основные направления и функции. Далее рассматривается законодательство РФ в области военной политики. Автором исследуется подробно указ Президента РФ № 355 «Об основах государственной политики Российской Федерации в области ядерного сдерживания», который вышел 2 июня 2020 года, а также поправки Конституции РФ. В заключении формулируются выводы о целесообразности совершенствования законодательства в области военной политики. Ключевые слова: военная политика, международная обстановка, оборона, вооруженные силы, безопасность, угрозы безопасности. Zuyev Alexander Gennadievich master student, Russian presidential Academy of national economy and public administration Bryansk branch Russia, Bryansk NORMATIVE LEGAL REGULATION OF MILITARY POLICY Abstract: Within the framework of this work, the author studies the essence of Russia's military policy, defines its main directions and functions. Next, we consider the legislation of the Russian Federation in the field of military policy. The author examines in detail the decree of the President of the Russian Federation No. 355 "About fundamentals of the state policy of the Russian Federation in the field of nuclear deterrence", which was released June 2, 2020, as well as amendments to the Constitution. In conclusion, conclusions are drawn about the feasibility of improving legislation in the field of military policy. Keywords: military policy, international situation, defense, armed forces, security, security threats. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 11/2020 http://tribune-scientists.ru 1 Законодательство Российской Федерации по вопросам военной политики основывается на Конституции Российской Федерации, военной доктрине, федеральном законе «О безопасности», «О стратегическом планировании в России», а также указе Президента РФ «О стратегии национальной безопасности РФ». В соответствии со статьей 5 ФЗ «О безопасности» [2, с. 17] правовую основу обеспечения безопасности составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, принятые в пределах их компетенции в области безопасности. Президент утвердил новую редакцию Военной доктрины РФ [4, с. 55]. Она остается оборонительной и учитывает новые угрозы, в том числе связанные с Украиной. Военная доктрина носит оборонительный характер. Главная задача ее реализации - обеспечить суверенитет страны, мир и спокойствие наших граждан В основе военной политики РФ, судя по документу, — стремление не допустить ядерного военного конфликта, как и любого другого военного конфликта. В документе отмечается, что ядерное оружие будет оставаться важным фактором предотвращения войн — как с использованием ядерного оружия, так и обычных средств поражения. Вероятность развязывания против России крупномасштабной войны снизилась, отмечается в новой редакции доктрины, но на ряде направлений военные опасности усиливаются. Отмечается, что наметилась тенденция смещения военных опасностей и военных угроз в информационное пространство и внутреннюю сферу страны. Нынешняя военная доктрина России основана на принципе взаимного гарантированного уничтожения, но с развитием системы противоракетной Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 11/2020 http://tribune-scientists.ru 2 обороны США этот принцип обеспечения стратегической стабильности между двумя странами становится сомнительным. Поэтому в новом российском документе подчеркивается, что, независимо от подготовки Соединенных Штатов к отражению ответного удара, любая агрессия против страны гарантированно встретит возмездие. Именно в формулировке «неотвратимое воздействие» вся разница между двумя документами «ядерного сдерживания». Впервые в новой редакции появляется положение об обеспечении национальных интересов России в Арктике — стратегически важном для страны регионе, богатом углеводородами. В арктической зоне РФ, по данным МЧС, скрыты полезные ископаемые на 30 триллионов долларов — это более чем в 10 раз превосходит весь годовой ВВП России. Документ определяет наращивание силового потенциала НАТО и дестабилизацию обстановки в отдельных регионах как основные внешние военные опасности для России. В качестве мер по сдерживанию и предотвращению военных конфликтов Россия рассматривает расширение круга государств-партнеров, в том числе членов БРИКС, ОДКБ, СНГ, ОБСЕ и ШОС, а также взаимодействие с Абхазией и Южной Осетией (это новый пункт доктрины). Эти меры направлены на обеспечение совместной обороны, поддержание равноправного диалога в сфере евразийской безопасности с Евросоюзом и НАТО. 31 декабря 2015 года президент РФ Владимир Путин подписал Указ №683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» [5, с. 78] - базовый нормативный акт государственного стратегического планирования на ближайшие годы. Россия настороженно воспринимает действия Запада на пространстве Евразии. В политическом смысле речь идет, прежде всего, о поддержке США «цветных революций» во многих странах мира, в частности - на Украине. Обороноспособность страны является столпом безопасности и развития страны в новой Стратегии. Однако, как следует из документа, Россия не будет Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 11/2020 http://tribune-scientists.ru 3 становится на путь милитаризма, но будет совершенствовать свои вооруженные силы. Кроме того, РФ намерена поддерживать ядерный потенциал в целях стратегического сдерживания и сохранения мира. Россия требует от НАТО учитывать ее законные интересы и права. Развертывание системы ПРО и переброска войск альянса к российским границам прямо российским интересам противоречат. Целью данной стратегии также является достижение максимальной независимости страны в промышленном производстве. Среди главных угроз, с которыми Россия может столкнуться, указаны проблемы в экономике, санкции со стороны западных государств и нецелевое расходование бюджетных средств. Все это ведет к снижению качества жизни россиян и приводит к тяжелым системным проблемам. Поэтому государство будет стремиться укрепить экономическую стабильность всеми доступными способами, чтобы повысить достаток россиян. В Федеральном законе РФ «О безопасности» от 28.12.2010 ФЗ № 390 закреплены правовые основы обеспечения безопасности личности, общества и государства, определена система безопасности и ее функции, установлен порядок организации и финансирования органов обеспечения безопасности, контроля и надзора за законностью их деятельности. Под зоной безопасности документ понимает территорию (акваторию) вокруг отдельного объекта ТЭК, в границах которой реализуются меры по обеспечению особого режима их защиты от актов незаконного вмешательства. Такие объекты и меры, включая порядок их реализации, будет определять правительство РФ. Принятие данного закона обусловлено необходимостью усиления мер по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов, имеющих критические элементы и особый статус. Федеральный закон от 28.06.2014 ФЗ № 172 «О стратегическом планировании в РФ» [3, с. 56] служит для обеспечения взаимодействия органов власти разных уровней между собой и с различного рода организациями. 4 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 11/2020 http://tribune-scientists.ru Основным назначением нормативного акта является регулирование правовых норм в части отношений участников процесса. Закон создает правовую основу для деятельности по целеполаганию, прогнозированию, планированию и программированию социально- экономического развития Российской Федерации, ее регионов, отраслей экономики. В последние месяцы в России произошли радикальные изменения в военной и политической сферах, в результате чего появляются возможности для формирования совершенно новой политики для обеспечения национальной безопасности страны. Эти изменения вызваны увеличением напряжения в международных отношениях и растущей гонкой вооружений, главным образом в области гиперзвукового ударного оружия. Причиной этого является денонсация ряда международных договоров, сдерживающих количественную и качественную разработку как стратегических ядерных сил (СЯС), так и вооруженных сил в целом. На стратегическую стабильность оказывает серьезное влияние неопределенность судьбы Пражского договора 2010 года об ограничении СЯС, несмотря на первые контакты по его обсуждению. Значительное влияние на стабильность оказывает милитаризация околоземного космического пространства, активная антироссийская деятельность в бывших советских республиках, а также тот факт, что вооруженные силы НАТО все ближе придвигаются к границам России. Примерно так в общих чертах выглядит обстановка, при которой 2 июня этого года президент России подписал указ № 355 «Об основах государственной политики Российской Федерации в области ядерного сдерживания» [6, с. 78]. В нем подчеркивается, что ядерное сдерживание направлено на обеспечение понимания потенциальным противником неотвратимости возмездия в случае агрессии против Российской Федерации и (или) ее союзников, то есть объявляется сдерживание через угрозу возмездия (ч. II, п. 9). В пункте 10 Указа сказано, что угроза возмездия гарантируется двумя ключевыми моментами: во-первых, наличием боеготовых сил и средств, 5 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 11/2020 http://tribune-scientists.ru способных гарантированно нанести неприемлемый ущерб противнику и, во- вторых, «готовностью и решимостью Российской Федерации применить такое оружие». Такая необходимость может возникнуть, если в странах, которые рассматривают Российскую Федерацию в качестве потенциального противника, имеет место следующее: а) наращивание военного потенциала этих стран вблизи границ Российской Федерации; б) концентрация вблизи российских границ средств ПРО, крылатых ракет, в том числе гиперзвуковые ракеты средней дальности с ядерным оружием; в) развертывание ударных беспилотников; г) развертывание лазерного и микроволнового оружия. Особенно такая необходимость возникает в связи с запуском ударных инструментов и систем противоракетной обороны в космическое пространство, созданием и наличием других видов оружия массового уничтожения в странах, которые могут рассматривать Россию как потенциального противника, и размещением ядерного оружия в неядерных государствах. В Указе № 355 говорится, что Россия может применять ядерное оружие при следующих условиях (ч. III, п.19): поступление достоверной информации о старте баллистических ракет, атакующих территории Российской Федерации; воздействие противника на критически важные государственные и военные объекты РФ, не позволяющее нанести ответный удар; противник применил оружие массового поражения или использовал обычное оружие, и ставит тем самым под угрозу существование государства [6, с. 43]. Суть перечисленных условий предполагает упреждающий удар по врагу до того момента, когда, например, государственные и военные структуры будут поражены и не смогут нанести ответный удар. Упреждающий удар — принципиально новый момент в новой ядерной стратегии Российской Федерации, который должен отрезвить страны, считающие Россию своим врагом номер один. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 11/2020 http://tribune-scientists.ru 6 Следует подчеркнуть, что до подписания Указа № 355 Россия создала необходимые системы вооружения, и поэтому Указ, с одной стороны, определяет условия, при которых они будут использованы, а с другой — становится основой для планирования их боевого применения. Кое-что из этого оружия российский президент продемонстрировал еще 1 марта 2018 года, но тогда некоторые эксперты посмеялись над ним, а другие решили, что это всего лишь компьютерная анимация. Сегодня, по крайней мере, половина показанных «анимаций» находится на вооружении российских ВВС — межконтинентальная баллистическая ракета УР-100Н УТТХ с управляемым боевым блоком 15Ю71 «Авангард», гиперзвуковой ракетный комплекс «Кинжал» с ракетой Х-47М2 и истребитель-перехватчик МиГ-31, ракетный комплекс 9К720 «Искандер-М» и боевой лазерный комплекс «Пересвет», развернутый в четырех ракетных дивизиях. На разных этапах испытаний находятся ракетный комплекс РС-28 «Сармат», гиперзвуковая противокорабельная крылатая ракета «Цикрон» 3М22, подводный комплекс «Посейдон» и межконтинентальная крылатая ракета 9М730 «Буревестник», оснащенная ядерной силовой установкой. Активно готовятся средства для перехвата гиперзвуковых и космических целей — зенитные ракетные комплексы С-300В4, С-500 «Прометей», система противоракетной обороны Нудол А-235 Московского административно- экономического района. Кроме того, модернизируются и разрабатываются новые обычные средства поражения для сухопутных войск, ВВС и ВМФ. Все это показывает, какая активная военно-техническая деятельность осуществлялась и осуществляется в России для обеспечения национальной безопасности, при этом в ряде областей она работает на опережение. В то же время было четко сказано, что Россия имеет оборонительную геополитическую доктрину и не намерена вести войну с какой-либо страной, если она не предпринимает действий, угрожающих ее национальной безопасности. К этому имеет прямое отношение и несколько изменений в Конституции РФ [1, с. 19], вступившие в силу 4 июля этого года. В Конституции 1993 года Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 11/2020 http://tribune-scientists.ru 7 национальное право подчиняется международному праву, то есть страна зависит от него. Поэтому, пожалуй, наиболее важной из принятых поправок является закрепление в Конституции приоритета национального законодательства перед решениями международных организаций. Именно он обеспечивает суверенитет страны, и именно это вызвало резкую критику со стороны европейских и международных организаций. Принятые поправки также связаны с финансовым суверенитетом страны. В Конституции 1993 года по рекомендации внешних экспертов Центральный банк был поставлен в независимое положение в соответствии с национальным законодательством и на практике подчинялся Международному валютному фонду. Превосходство национального законодательства перед международным предполагает отстранение Центрального банка от подчинения МВФ и предоставление возможности для активной и целенаправленной деятельности в интересах экономики страны. Поправки в Конституцию, направленные на достижение полного суверенитета России, не могут не вызывать яростного сопротивления, в том числе с применением силы, скорее всего, местного характера. Именно поэтому Указ № 355 своевременно предупреждает потенциальных участников о том, что они получат «неотвратимое возмездие», независимо от того, кто именно примет участие. Очевидно, что активная подготовка вооруженных сил и модернизация вооружений и военной техники в течение последнего десятилетия проводились целенаправленно и в их нынешнем состоянии может гарантировать возмездие с использованием ядерного и обычного оружия любому потенциальному противнику. Эта способность дает России возможность через поправки в Конституции объявить полный суверенитет и начать новую внутреннюю и внешнюю политику в соответствии со своими национальными интересами. По сути, это обнуление результатов Холодной войны и принятие нового курса, крайне неприемлемого для западных «партнеров» России, но достойного ее как великой державы и независимой цивилизации. 8 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 11/2020 http://tribune-scientists.ru Главной задачей внешней политики России является гармонизация международных отношений. Суть внешней и внутренней политики нашей страны не в этом. Цель России — «в гармонизации международных отношений, в выстраивании такого базиса международных дел, который позволял бы сосуществовать странам с разными системами, с разным уровнем развития». В этом состоит одна из задач нашей политики, одна из целей нашего государства, которое присутствует на международной арене. Список литературы: 1. Федеральный закон от 28.12.2010 ФЗ № 390 «О безопасности» // «Справочно-правовая система Консультант Плюс». 2. Указ Президента РФ от 25.12.2014 № 815 «О признании утратившим силу Указа Президента Российской Федерации от 5 февраля 2010 г. № 146 «О Военной доктрине Российской Федерации» // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». 3. Указ Президента РФ от 31.12.2015 № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». 4. Федеральный закон от 28.06.2014 ФЗ № 172 «О стратегическом планировании в РФ» // «Справочно-правовая система Консультант Плюс» 5. Указ Президента РФ от 2 июня 2020 г. № 355 «Об Основах государственной политики Российской Федерации в области ядерного сдерживания» // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». 6. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». 7. Головецкий Н.Я. Государственное регулирование производства военной продукции // Экономика. Налоги. Право, 2014. №5. С. 72-80 8. Султанов А.Д. Военная политика России как базис обеспечения национальной безопасности // Электронный вестник Ростовского социально- Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 11/2020 http://tribune-scientists.ru 9 экономического института, 2015. С. 983-994 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 11/2020 http://tribune-scientists.ru 10