- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
ПОНЯТИЕ АДМИНИСТРАТИВНОГО НАДЗОРА, ЕГО УСТАНОВЛЕНИЕ И ПРЕКРАЩЕНИЕ
Статья опубликована в журнале за "Ноябрь 2020"
Автор(ы) статьи: Костылева Е.Н.
PDF файл статьиУДК 342.9 Костылева Екатерина Николаевна студентка 3 курса магистратуры, юридический факультет Национальный Исследовательский Томский Государственный университет Новосибирский Юридический Институт Россия, г. Новосибирск e-mail: kostylieva95@mail.ru Научный руководитель: Шеслер Александр Викторович доктор юридических наук, профессор кафедры уголовного права Национальный Исследовательский Томский Государственный университет Россия, г. Томск ПОНЯТИЕ АДМИНИСТРАТИВНОГО НАДЗОРА, ЕГО УСТАНОВЛЕНИЕ И ПРЕКРАЩЕНИЕ Аннотация: Как следует, из названия статьи автор раскрывает понятие административного надзора. При этом автор ссылается на законодательный акт, который регулирует установление и прекращение административного надзора. В своей статье автор дает читателю исчерпывающий список лиц, в отношении которых может быть установлен административный надзор и условия его установления. Автор подробно рассказывает о том, какие обстоятельства могут послужить для прекращения административного надзора, кроме того указывает, что именно может служить основанием для досрочного снятия административного надзора. Подводя итог, автор говорит о целях установления административного надзора, а также о его значении для поднадзорного и государства в целом. Ключевые слова: административный надзор, поднадзорные лица, судимость, правонарушение, суд. Kostyleva Ekaterina Nikolaevna 3rd year master student, Faculty of Law National Research Tomsk State University Novosibirsk Law Institute Russia, Novosibirsk Scientific adviser: Shesler Alexander Viktorovich doctor of law, professor of the department of criminal law National Research Tomsk State University Russia, Tomsk 1 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 11/2020 http://tribune-scientists.ru AND TERMINATION CONCEPT OF ADMINISTRATIVE SUPERVISION, ITS ESTABLISHMENT Abstract: As follows from the title of the article, the author reveals the concept of administrative supervision. At the same time, the author refers to the legislative act that regulates the establishment and termination of administrative supervision. In his article, the author gives the reader an exhaustive list of persons in respect of whom administrative supervision can be established and the conditions for its establishment. The author describes in detail what circumstances can serve for the termination of administrative supervision, in addition, indicates what exactly can serve as a basis for early removal of administrative supervision. Summing up, the author speaks about the purpose of establishing administrative supervision, as well as its significance for the supervised person and the state as a whole. Keywords: Administrative supervision, supervised persons, criminal record, offense, court. Согласно ч. 1 Федерального закона «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» от 06.04.2011 № 64-ФЗ (далее – ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы») [1] административный надзор - осуществляемое органами внутренних дел наблюдение за соблюдением лицом, освобожденным из мест лишения свободы, установленных судом в соответствии с настоящим Федеральным законом временных ограничений его прав и свобод, а также за выполнением им обязанностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Данный закон был принят для предупреждения совершения лицами, освобожденными из мест лишения свободы, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия, в целях защиты государственных и общественных интересов [2]. Данным федеральным законом конкретизирован список лиц, в отношении которых может быть установлен административный надзор, так надзор устанавливается в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение: 1) тяжкого или особо тяжкого преступления; 2) преступления при рецидиве преступлений; 2 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 11/2020 http://tribune-scientists.ru 3) умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего; 4) двух и более преступлений, предусмотренных частью первой статьи 228, статьей 228.3, частью первой статьи 231, частью первой статьи 234.1 Уголовного кодекса Российской Федерации [3]. Одним из условий административного надзора является наличие непогашенной или неснятой судимости. Административный надзор может быть установлен при освобождении из любого вида исправительных учреждений (исправительная колония, тюрьма, колония-поселение). Возможно установление административного надзора при освобождении из воспитательной колонии, так как условие совершеннолетия относится не к моменту совершения преступления, а к моменту освобождения осужденного от отбывания наказания. Как установлено Законом, в воспитательных колониях могут отбывать наказание совершеннолетние осужденные в возрасте до 19 лет. Административный надзор в отношении лица, освобожденного из мест лишения свободы, может быть установлен, только судом. Согласно ч. 1 ст. 270 Кодекса об административном правонарушении Российской Федерации [4] правом на обращение в суд с заявлением об установлении административного надзора обладает исправительное учреждением - в отношении лица, освобождаемого из мест лишения свободы; орган внутренних дел - в отношении лица, освобожденного из мест лишения свободы, а также в отношении лица, отбывающего наказание в виде ограничения свободы, назначенное в качестве дополнительного вида наказания, или при замене неотбытой части наказания в виде лишения свободы ограничением свободы. Административное исковое заявление о продлении административного надзора и административное исковое заявление о дополнении ранее установленных административных ограничений подаются в суд органом внутренних дел. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 11/2020 http://tribune-scientists.ru 3 Административное исковое заявление [5] о досрочном прекращении административного надзора и административное исковое заявление о частичной отмене административных ограничений могут подаваться в суд органом внутренних дел или поднадзорным лицом либо его представителем. В случае удовлетворения заявления и после вступления в законную силу решения суда об установлении административного надзора в отношении лица, освобождаемого из мест лишения свободы, администрация исправительного учреждения в течение семи дней направляет копию указанного решения в орган внутренних дел по избранному этим лицом месту жительства или пребывания. В отношении поднадзорного лица устанавливаются ограничения, предусмотренные ст. 4 ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», такие как: 1) запрещение пребывания в определенных местах; 2) запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях; 3) запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток; 4) запрещение выезда за установленные судом пределы территории; 5) обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации. Суд в течение срока административного надзора на основании заявления органа внутренних дел или поднадзорного лица либо его представителя с учетом сведений об образе жизни и о поведении поднадзорного лица, а также о соблюдении им административных ограничений может частично отменить административные ограничения или на основании заявления органа внутренних дел может дополнить ранее установленные поднадзорному лицу административные ограничения. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 11/2020 http://tribune-scientists.ru 4 Основанием для дополнения ранее установленных административных ограничений могут служить злоупотребление поднадзорного алкогольными напитками, употреблением наркотиков, участие в азартных играх, инициирование бытовых скандалов, драк; попытки разрешить силой конфликтные ситуации, возникающие по месту работы. Наряду с этим трудоустройство поднадзорного, его положительная характеристика по месту работы и проживания, участие в общественной деятельности могут служить поводом к частичной отмене административных ограничений. Согласно ст. 9 ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» административный надзор, прекращается по следующим основаниям: 1) истечение срока административного надзора; 2) снятие судимости с поднадзорного лица (за исключением лица, указанного в части 2.1 статьи 3 настоящего Федерального закона); 3) осуждение поднадзорного лица к лишению свободы и направление его к месту отбывания наказания (за исключением лица, указанного в части 2.1 статьи 3 настоящего Федерального закона); 4) вступление в законную силу решения суда об объявлении поднадзорного лица умершим; 5) смерть поднадзорного лица; 6) прекращение применения принудительных мер медицинского характера в отношении поднадзорного лица, указанного в части 2.1 статьи 3 настоящего Федерального закона, если имеющаяся у него судимость погашена или снята; 7) погашение или снятие судимости, если применение принудительных мер медицинского характера в отношении поднадзорного лица, указанного в части 2.1 статьи 3 настоящего Федерального закона, было прекращено ранее. Административный надзор устанавливается в целях предупреждения совершения лицами, освобождаемыми из мест лишения свободы, новых Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 11/2020 http://tribune-scientists.ru 5 преступлений и иных правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия для защиты государственных и общественных интересов, прав и законных интересов граждан, за поведением лиц, освобождаемых из мест лишения свободы. Изменение поведения осужденного лица, его социализация, а также отказ от совершения и предупреждение повторных преступлений является приоритетом для государства. Действие принятых мер, а именно принятие законодательных актов, которые служат для предупреждения новых преступлений благотворно влияет на развитие общества и государства, так как правовые нормативы на сегодняшний день не только существуют, но и выполняются гражданами. Список литературы: 1. Федеральный закон «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» от 6 апреля 2011 г. № 64-ФЗ // Справочно-правовая система «Консультант-Плюс». 2. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 16 мая 2017 г. № 15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» // Справочно-правовая система «Консультант-Плюс». 3. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ // Справочно-правовая система «Консультант-Плюс». 4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 15.10.2020, с изм. от 16.10.2020) // Справочно- правовая система «Консультант-Плюс». 5. Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 № 21-ФЗ (ред. от 31.07.2020) // Справочно-правовая система «Консультант-Плюс». Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 11/2020 http://tribune-scientists.ru 6