- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
ФИТНЕС В ФОРМИРОВАНИИ ДИНАМИЧЕСКОЙ ОСАНКИ СТУДЕНТОВ
Статья опубликована в журнале за "Октябрь 2020"
Автор(ы) статьи: Лупанова Т.Н.
PDF файл статьиУДК 796.015 Лупанова Татьяна Николаевна студентка Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева Россия, Орел e-mail: lupanova-1986@mail.ru Научный руководитель: Бойко В.В., Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева Россия, Орел ФИТНЕС В ФОРМИРОВАНИИ ДИНАМИЧЕСКОЙ ОСАНКИ СТУДЕНТОВ Аннотация: раскрыты аспекты формирования динамической осанки студентов. Предложен комплексный взгляд на формирование динамической осанки студентов посредством применения фитнеса. Ключевые слова: фитнес, студенты, динамическая осанка, правильная осанка, формирование осанки, физические качества. Lupanova Tatyana Nikolaevna student Orel state University named after I.S. Turgenev Russia, Ore Scientific adviser: Boyko V.V. Orel state University named after I.S. Turgenev Russia, Orel FITNESS IN THE FORMATION OF DYNAMIC POSTURE OF STUDENTS Abstract: Aspects of the formation of dynamic posture of students are revealed. A comprehensive view of the formation of dynamic posture of students using fitness is proposed. Keywords: fitness, students, dynamic posture, correct posture, posture formation, physical qualities. В настоящее время вопросы физического воспитания студенческой молодежи являются актуальной проблемой, что связано с увеличением заболеваемости, низкой физической активностью, низкой мотивацией к ведению здорового образа жизни. На низком уровне находится состояние физического развития. За последние 10-15 лет резко ухудшилось состояние здоровья и физической подготовленности студенческой молодежи. При поступлении в ВУЗ около 30% обучающихся уже имеют отклонения в состоянии здоровья. За время учебы состояние здоровья ухудшается в 2-3 раза. Высокие нагрузки учебной деятельности, компьютеризация и прогресс способствуют снижению двигательной активности, что в свою очередь приводит к развитию различных заболеваний, в том числе и нарушению осанки. Осанка представляет собой важный комплексный показатель состояния здоровья и гармоничного физического развития человека. Правильная осанка обеспечивает оптимальное положение и нормальную деятельность внутренних органов, создавая наилучшие условия для деятельности всего организма [1]. По данным многих исследований установлено увеличение случаев нарушения осанки у молодежи в последнее время. Факты и исследования свидетельствуют о нарушении осанки у 60–80% студентов по всей России [5]. Чаще всего проявляются следующие нарушения опорно-двигательного аппарата такие как сколиозы и остеохондрозы [1]. В связи с высоким уровнем требований к высшему образованию, учеба в ВУЗе предполагает длительное нахождение в положении сидя, причем часто с опущенной головой, а это рефлекторно влечет за собой расслабление мышц, удерживающих позвоночник в вертикальном положении, что в свою очередь обостряет проблему распространения нарушений осанки среди студентов, причем у девушек нарушения осанки встречаются чаще, чем у юношей [6]. Нарушения осанки могут приводить к заболеваниям сердечно-сосудистой системы, головным болям и заболеваниям других систем организма. Негативные последствия низкой двигательной активности убираются посредством организации физической культуры, которые являются важными факторами сохранения и укрепления здоровья, позволяет всесторонне развивать, улучшать работоспособность и снижать утомляемость. А также физические нагрузки позволяют повышать сопротивление организма различным заболеваниям за период обучения. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 10/2020 http://tribune-scientists.ru 2 Одним из более приемлемых путей решения данной проблемы является интеграция различных видов, средств и методов фитнеса в физическое воспитание студентов. Как показывают результаты многочисленных исследований, для поддержания нормального состояния здоровья, кроме повседневной деятельности, необходимы занятия по фитнес-программам [4]. Тренировочное действие физических нагрузок на основе функциональной системы организма позволяет поддерживать здоровье студентов на оптимальном уровне. В системе высшего профессионального образования фитнес-культура представлена такими видами, как аэробика, фитбол-гимнастика, калланетика, бодибилдинг и др. В каждом из этих направлений накоплен значительный теоретический и практический потенциал. Они продолжают развиваться, обогащая педагогическую теорию и практику [3]. Таким образом, определена проблема исследования: увеличение количества студентов, имеющие отклонения в состоянии здоровья, в том числе и нарушения осанки, приобрело особую проблему и влечет за собой необходимость поиска эффективных средств физического воспитания. Формирование правильной осанки в студенческом возрасте является одной из актуальных задач физического воспитания молодежи. На сегодняшний день современные технологии фитнеса отвечают всем требованиям, предъявляемым к упражнениям корригирующей и профилактической направленности, и могут применяться как средство коррекции осанки [2]. Анализ публикаций, опыт педагогической деятельности позволяет констатировать, что проблема коррекции осанки у студенток ВУЗов средствами комплексного применения оздоровительных видов гимнастики и фитнес- технологий не получила еще должного обоснования. В результате анализа проблемы была выдвинута гипотеза исследования: предполагаем, что целенаправленное применение фитнеса в системе построения учебно-тренировочного процесса приведет к развитию физической подготовленности студентов и формированию динамической осанки. 3 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 10/2020 http://tribune-scientists.ru Объект исследования – динамическая осанка у девушек 18-19 лет. Предмет исследования – фитнес в формировании динамической осанки. Цель исследования – исследование эффективности применения фитнеса в формировании динамической осанки у студенток 18-19 лет. Задачи исследования: 1) Провести теоретический анализ применения фитнеса в формировании динамической осанки у студентов; 2) Исследовать состояние осанки у девушек 18-19 лет; 3) Оценить развитие физических качеств у девушек 18-19 лет с нарушениями осанки; 4) Разработать программу фитнеса для девушек 18-19 лет, направленной на формирование динамической осанки; 5) Исследовать эффективность применения фитнеса в формировании осанки и физических качеств у студенток 18-19 лет. Новизна исследования: автором внедрена программа занятий фитнесом для девушек 1-2 курса (18-19 лет) с нарушениями осанки, разработаны практические рекомендации для студенток с целью формирования динамической осанки. Теоретическая значимость работы заключается в дополнении теоретических материалов данными практических исследований различных авторов, занимающихся вопросами формирования динамической осанки у студентов. Практическая значимость полученных результатов исследования заключается в разработке программы фитнеса, направленной на коррекцию нарушений осанки. Полученные результаты исследований могут быть использованы на занятиях по физическому воспитанию в высших учебных заведениях. Заключение. В настоящей работе исследована эффективность применения фитнеса в формировании динамической осанки у студентов 18-19 лет. Для достижения поставленной цели в работе были решены все задачи методом Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 10/2020 http://tribune-scientists.ru 4 анализа литературных источников и проведения педагогического эксперимента посредством применения ряда теоретических и практических методов исследования. В теоретической части работы научно обоснованы проблемы формирования динамической осанки у студенческой молодежи, изучены методы коррекции осанки, рассмотрены современные фитнес-технологии, применяемые в формировании динамической осанки у студентов. Проблема осанки у современной молодежи приобрело важное значение, что связано с увеличением числа студентов с ее нарушениями. Данный вид патологии приводит к развитию морфофункциональных изменений в позвоночном столбе, происходит деформация позвоночника, ухудшается биомеханика суставов. Изменения биомеханики позвоночника влекут за собой дегенеративно-дистрофические преобразования в межпозвонковых дисках, формирование грыж и нарушения в суставно-связочном аппарате. Нарушения осанки приводят к различным заболеваниям внутренних органов. Следовательно, своевременная коррекция осанки, является актуальной. Среди методов коррекции осанки широко применяются физические упражнения. С целью повышения мотивации студентов в физическом воспитании, а также с целью формирования динамической осанки в последнее время применяют фитнес-технологии. Фитнес индустрия динамично движется вперед и с каждым годом мы можем видеть появление все новых танцевальных видов в групповых занятиях. Сегодня к ним можно отнести: джаз, белиденс, рок-н-ролл, боди-балет и другие. Яркой, отличительной особенностью этих танцевальных видов, является возможность работать на уроке в разных режимах: медленном, быстром, с остановками, что не позволяет нам отнести эти виды в разряд «аэробных». В педагогическом эксперименте показана эффективность применения боди-балета как одного из фитнес-технологии. Включение в занятия боди-балета позволило улучшить показатели функционального состояния студентов, функциональной силы мышц, развития физических качеств. 5 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 10/2020 http://tribune-scientists.ru Эффективность применения фитнеса с целью формирования осанки исследовали при помощи тестирования функциональной силы прямых мышц живота, косых мышц живота, мышц-разгибателей позвоночника, ромбовидных мышц, ягодичных мышц. В начале эксперимента между экспериментальной и контрольной группами не выявлено достоверных различий. После эксперимента результаты экспериментальной группы показали достоверные различия, что указывает на укрепление функциональной силы мышц и эффективность применения фитнеса. Укрепление функциональной силы мышц позволяет улучшить динамическую осанку. Показана эффективность применения фитнеса на развитие физических качеств. В частности, после проведенного педагогического эксперимента установлены достоверные различия в экспериментальной группе по таким тестам как бег на 60 м, бег на 1500 м, челночный бег, прыжки в длину с места, подъем туловища с положения лежа. Тест на подтягивание не показал достоверных улучшений между экспериментальной и контрольной группами. В результате проведенного анкетирования установлено, что студенты имеют проблемы с осанкой и практически всем тяжело контролировать ее в течение дня, установлено, что студенты длительное время проводят за компьютером и выполнением домашнего задания. При этом считают, что фитнес является эффективным средством в развитии физических качеств и в формировании осанки. Таким образом, проведенный педагогический эксперимент показал высокую эффективность предложенного подхода при реализации программы фитнеса, в частности боди-балета, как эффективного средства в формировании осанки. Полученные результаты исследований могут быть использованы при разработке программ физического воспитания в вузе. Боди-балет предполагает равномерную нагрузку на все группы мышц. Он делает движения плавными и уверенными, а также развивает координацию. Занятия позволяют человеку научиться чувствовать себя комфортно в своем 6 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 10/2020 http://tribune-scientists.ru теле. Тренировки помогают добиться комплексного эффекта: развить выносливость, силу, проработать мышечный рельеф. Определенный ритм дыхания позволяет тренировать дыхательную систему и даже увеличить объем легких. Гипотеза доказана. Цель работы достигнута, поставленные задачи решены. В итоге нами рекомендуется использовать фитнес как средство формирования динамической осанки, развития физических качеств. Список литературы: 1. Крамской С.И. Формирование психологической и физической подготовленности школьников и студентов в алгоритме здоровье сбережения: монография. Белгород: Издательство БГТУ им. В.Г. Шухова, 2017. 158 с. 2. Листкова М.Л. Нарушение осанки у студентов различных факультетов, обучающихся в педагогическом университете // В сборнике: Современные технологии в российской и зарубежных системах образования. Сборник статей VII Международной научно–практической конференции. 2018. С. 37–41. 3. Мацко А.И. Здоровьесберегающие технологии профилактики и коррекции осанки студенток вузов // Глобальный научный потенциал. 2018. № 8 (89). С. 33–35. 4. Савина Е.В. Боди–балет: современный способ оздоровления и коррекции фигуры // В сборнике: XI Международный молодежный форум «Образование. Наука. Производство». Материалы форума. Белгород, 2019. С. 2835–2838. 5. Трухачев В.И. Влияние различных направлений фитнес–аэробики на физическое и функциональное состояние студентов // Теория и практика физической культуры. 2015. № 11. С. 55–58. 6. Щеглов Е.М. Влияние физических упражнений на здоровье спины у студентов // Актуальные научные исследования в современном мире. 2019. № 2– 4 (46). С. 169–173. 7 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 10/2020 http://tribune-scientists.ru