- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
УРОВЕНЬ МУНИЦИПАЛЬНОГО НОРМОТВОРЧЕСТВА ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ
Статья опубликована в журнале за "Октябрь 2020"
Автор(ы) статьи: Ермилина И.А., Кулакова А.А.
PDF файл статьиУДК 342.552 Ермилина Ирина Александровна студентка факультет права, Владимирский филиал Российская академия народного хозяйства и государственной службы Россия, г. Владимир e-mail: iriscka14102001@gmail.com Кулакова Алина Алексеевна студентка факультет права, Владимирский филиал Российская академия народного хозяйства и государственной службы Россия, г. Владимир Научный руководитель: Пузанова Олеся Александровна кандидат юридических наук, доцент Владимирский филиал Российская академия народного хозяйства и государственной службы Россия, г. Владимир e-mail: puzanovaolesya@mail.ru УРОВЕНЬ МУНИЦИПАЛЬНОГО НОРМОТВОРЧЕСТВА ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ Аннотация: Рассматривается уровень и специфика муниципального нормотворчества Владимирской области, на примерах выявляются проблемы и пути их решения, определяются перспективы дальнейшего развития. Ключевые слова: местное самоуправление, нормотворчество, органы местного самоуправления, муниципальное нормотворчество. Ermilina Irina Alexandrovna student faculty of law, Vladimir branch Russian Academy of National Economy and Public Administration Russia, Vladimir Kulakova Alina Alekseevna Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 10/2020 http://tribune-scientists.ru 1 student Faculty of Law, Vladimir branch Russian Academy of National Economy and Public Administration Russia, Vladimir Scientific adviser: Puzanova Olesya Alexandrovna candidate of legal sciences, associate professor Vladimir branch Russian Academy of National Economy and Public Administration Russia, Vladimir e-mail: puzanovaolesya@mail.ru THE LEVEL OF MUNICIPAL REGULATION IN THE VLADIMIR REGION: PROBLEMS AND WAYS OF SOLUTION Abstract: The level and specifics of municipal rule-making in the Vladimir region are considered, problems and ways of solving them are identified by examples, and prospects for further development are determined. Keywords: local self-government, rule-making, local self-government bodies, municipal rule-making. Формирование модели самоуправления в Российской Федерации – основной компонент развития государственности в стране. Это главное условие демократического устройства, активизации процесса демократизации государственных институтов. Показатели эффективности власти на уровне муниципального образования, если анализировать данное направление с точки зрения характеристик функциональности и территориальности, - более приближенный к людям подход реализации публичной власти. Трудности правотворчества знакомы со времен древнего Рима. Однако с нормотворчеством обстановка обстоит другим образом, так как о проблематике данной деятельности начали размышлять только в современном обществе. Нормотворческая деятельность предполагает собою процедуру формирования, укрепления правовых и социальных основ регулирования, правил поведения в стране и обществе. Отталкиваясь из этого, можно отметить, то, что нормотворческая деятельность – это сложное Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 10/2020 http://tribune-scientists.ru 2 понятие, которое обладает не только социальным и правовым аспектом, но отталкивается из ряда общих характеристик. Муниципальное нормотворчество является самостоятельной нормотворческой деятельностью, осуществляемой населением города, сельских поселений и других территорий и их правительствами. Итогом считается нормативный документ, который принимается в районном референдуме либо издается местным органом власти. В основном законе РФ нет общепризнанных норм о правотворчестве муниципальных органов, однако вместе с этим говорят о независимости местного самоуправления в рамках его компетенции [1, ст.12] В связи с тем, что мы не имеем законодательного закрепления определения «нормативно-правовой акт» обратимся к Федеральному закону от 6 октября 2003 г. № 131 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №131 – ФЗ) [2, ст. 2], который определяет, что муниципальный правовой акт является решением, принимаемым непосредственно населением муниципального образования по вопросам местного значения, или решением местного органа власти и (или) должностного лица местного самоуправления о местном вопросе, связанном с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации , а также по другим вопросам, отнесенным уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами, полномочия органов местного самоуправления и (или) должностных лиц местного самоуправления, документально оформленных, обязательных для исполнения на территории муниципального образования, устанавливающих либо изменяющие обязательственные права , либо имеющих отдельных лиц. Этот акт был принят по вопросам местного значения непосредственно жителями муниципальных образований и органов местного самоуправления (статья 17 Федерального закона №131). 3 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 10/2020 http://tribune-scientists.ru Муниципальные правовые акты раскрывают положение муниципального образования, структуру районного самоуправления, уполномочивают их, регламентируют муниципальные общественные взаимоотношения с учетом интересов жителей, исторических также иных местных обычаев. Полномочия районного самоуправления установлена в ФЗ № 131. В ее муниципалитете осуществляется правовое регулирование. Но пределы нормативной компетенции неясно определены, что и является главной проблемой муниципального нормотворчества. Из-за неясностей в законодательстве зачастую происходит его нарушение. Кроме того, та область, в которой возникает спор оказывается неурегулированной ни органами местного самоуправления, ни вышестоящими органами. Проблемы права вытекают из проблем местного самоуправления в целом. Нет четких полномочий для реализации местных вопросов. Кроме того, федеральное и региональное законодательство не всегда определяется, и муниципалитеты пытаются конкретизировать его за пределы собственной нормативной зонам ответственности [6]. Приведем наглядный пример. В соответствии с Федеральным законом №131 является участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также минимизации последствий проявлений терроризма и экстремизма, а также минимизации последствий проявлений терроризма и экстремизма в приграничных муниципалитетах. Федеральный закон от 25 июля 2002 г №114 «О противодействии экстремистской деятельности» содержит положение о том, что федеральные органы исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в пределах своей компетенции в приоритетном порядке осуществляют профилактические, в том числе просветительские, пропагандистские мероприятия, направленные на предупреждение экстремистской деятельности [3, ст. 4]. 4 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 10/2020 http://tribune-scientists.ru Мы видим, что нет разделения полномочий местного самоуправления на участие в предотвращении терроризма и экстремизма. Отсутствует понимание того, что требуется от местных властей; также не сообщается о своих полномочиях, дублирующих положения федеральных законов [4, с. 424-427]. Так, в г. Гусь-Хрустальный массовые нарушения со стороны муниципалитета являются отказом от мер антитеррористической защиты объектов и обеспечения безопасности детей в школах, детских садах. Эти учреждения должны быть огорожены забором, должно вестись видеонаблюдение и охрана на входе. Есть ряд других претензий, которые не везде исполняются. Кроме того, к проблемам местного значения можно отнести реализацию мер по противодействию коррупции. Законодательство четко не разделяет компетенции муниципальных образований различных уровней. Согласно Федеральному закону от 25 декабря 2008 г. №273 ФЗ «О противодействии коррупции» под антикоррупционной деятельностью понимается деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления – государственный институты гражданского общества, организации и физические лица в пределах своих полномочий: предотвращать коррупцию, включая выявление и последующее устранение причин коррупции; выявлять, предотвращать, пресекать, раскрывать и расследовать коррупционные преступления; о минимизации и ликвидации последствий коррупционных правонарушений [5, ст. 1]. Казалось бы, формулировка законы наделяет местные органы власти широким кругом полномочий по предотвращению экстремизма, коррупции и т.д., но отсутствует четкое разделение полномочий местного самоуправления с полномочиями Российской Федерации и ее субъектов. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 10/2020 http://tribune-scientists.ru 5 Это может стать причиной к несоблюдению конституционного принципа самостоятельности местных органов власти, расширению вмешательства в работу органов власти, усложняет функционирование местного самоуправления. Муромская чиновница Анна Шишкина, глава комитета по развитию потребительского рынка и продовольственной администрации города Мурома, подозревается в злоупотреблении служебным положением (ч. 1 ст. 285 УК РФ). Уголовное дело возбуждено следователем по наиболее важным делам в управлении Следкома во Владимирской области в сотрудничестве с областным управлением ФСБ. Следствие установило, что муниципальная служащая в течение двух лет (сентябрь 2017 года - октябрь 2019 года), используя служебные полномочия, требовала деньги и еду от бизнес-леди, которая торговала продуктами питания. По версии следствия, предприниматель за 2 года сдала официальную половину выручки. Сумма причиненного ущерба составила более 2 миллионов 300 тысяч рублей. Отсутствие четких границ ответственности местных органов власти сказывается на правотворчестве муниципалитетов. В области самоуправления местным сообществом наиболее эффективным средством борьбы с коррупцией следует признать открытость управленческой деятельности. Так, информация о процедуре и способах реализации управленческих полномочий должностными лицами и органами муниципального образования должна быть доведена до сведения местного сообщества. Кроме того, в открытом доступе должны содержаться сведения, характеризующие результаты реализации управленческих полномочий должностными лицами и органами местного самоуправления. Такая информация должна носить характеризоваться объективностью и доступностью. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 10/2020 http://tribune-scientists.ru 6 Так как законодательство о районном самоуправлении постоянно претерпевает различные изменения, появилась необходимость в высококвалифицированных юристах в процессе подготовки городских правовых актов. Низкий уровень подготовки кадров является ещё одной проблемой в нормотворчестве муниципалитетов. Прежде всего это связано с низким экономическим обеспечением муниципальных образований. Городские правовые акты носят подчиненный характер. Специалисты органов местного самоуправления должны знать все законы, входящих в круг их деятельности, а также следить за изменением и принятием нового законодательства. Опираясь на вышесказанное, можно сделать вывод, что юристы органов местного самоуправления должны обладать большим багажом знаний и иметь высокую юридическую квалификацию, как и на всяком другом уровне. Но, к сожалению, в реальности дела обстоят совсем по-другому. Несоблюдение правовой Техники ведет к ложному осознанию городского правового акта, неосознанно включенного в коррупционный момент, дублированию возможностей органов районного самоуправления. Нужно увеличить степень квалификации кадрового потенциала органов районного самоуправления. Обратим внимание на то, как прокуратура "Судогодского района" Владимирской области проводила проверку муниципальных правовых актов сельских поселений на территории района. Установлено, что решения Советов народных депутатов сельских поселений, полномочия по урегулированию вопросов местного значения, при осуществлении контроля за соблюдением Правил благоустройства на их территории, переданы муниципальному образованию "Судогодский район». Эти полномочия предусмотрены статьей 17.1 Федерального закона №131-ФЗ «О местном самоуправлении в Российской Федерации» и относятся к местным вопросам Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 10/2020 http://tribune-scientists.ru 7 поселения. Таким образом, контроль за соблюдением Правил благоустройства территории не мог быть передан администрациям Андреевского, Вяткинского, Мошокского, Муромцевского и Головинского сельского поселения муниципального образования «Судогодский район», поскольку принятие данного нормативного правового акта находится вне их компетенции. По результатам проверки прокуратурой области незаконные нормативные акты были оспорены. Решить проблему можно различными способами. Органы юстиции и прокуратуры могут организовать помощь органам местного самоуправления в правильном понимании, усвоении и реализации законодательства. Кроме того, необходимо создать благоприятные условия в небольших городах и селах бля привлечения высококвалифицированных юристов, которые могли бы изменить плачевное состояние муниципального законодательства. Также ставится вопрос о проведении общих совещаний представителей федеральных и областных организаций государственной власти, органов прокуратуры и руководителей городских образований по проблемам нормотворческой деятельности. В процессе городского нормотворчества необходимо привлекать общественность с помощью процедуры референдума и информировать о способе проведения социальной экспертизы. Таким образом, районные органы власти будут являться союзниками, собственно, что повысит их авторитет. Подводя итог, мы можем сказать, что муниципальные правовые акты являются основой для всякого муниципального образования. Эффективность нормативной работы муниципалитетов непосредственно зависит от взаимодействия органов районного самоуправления с органами государственной власти и общественность. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 10/2020 http://tribune-scientists.ru 8 Есть надежда, что в ближайшее время все проблемы будут преодолены, будет создана нормативная основа для нормотворчества в муниципалитетах в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Будет создано региональное нормотворчество по вопросам районного самоуправления. Приобретенный навык в области нормотворчества в муниципалитетах все же внесёт надлежащие коррективы в абстрактные положения и разработки, а еще несомненно поможет создать подходящие способы и формы нормотворчества в муниципалитетах. Список литературы: 1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7- ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 01.07.2020 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 01.07.2020. № 31, ст. 4398. 2. Российская Федерация. Законы. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации, 6 окт. 2003г., № 131- ФЗ. М.: Проспект, «Издательство «Омега-Л», 2009. 96 с. 3. Российская Федерация. Законы. О противодействии экстремистской деятельности, 25 июля 2002г., № 114. М.: Проспект, «Издательство «Омега-Л», 2007. 92 с. 4. Казанцева О.Л. Роль органов местного самоуправления в противодействии экстремизму. Барнаул: Си- пресс 2014. 450 с. 5.Российская Федерация. Законы. О противодействии коррупции, 25 декабря 2008г., № 273. М.: Проспект, «Издательство «Омега-Л», 2007. 87 с. 6. Казанцева О.Л. Проблемы правотворческой деятельности муниципальных образований Российской Федерации // Вестник Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 10/2020 http://tribune-scientists.ru 9 Новосибирского государственного университета. Серия «Право» 2013. C. 69-74. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 10/2020 http://tribune-scientists.ru 10