- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
ТЕОРИЯ ЕСТЕСТВЕННОГО ПРАВА: ГЕНЕЗИС И ЭВОЛЮЦИЯ
Статья опубликована в журнале за "Июль 2019"
Автор(ы) статьи: Круглова С.В.
PDF файл статьиУДК 34.01 Круглова Софья Викторовна студентка 1 курса, юридический институт Томский государственный университет, Россия, г. Томск e-mail: sofyakruglova12@gmail.com Научный руководитель: Баранов А. В., канд. юрид. наук, доцент, доцент кафедры теории и истории государства и права, административного права Томский государственный университет, Россия, г. Томск ТЕОРИЯ ЕСТЕСТВЕННОГО ПРАВА: ГЕНЕЗИС И ЭВОЛЮЦИЯ Аннотация: В статье рассматривается концепция естественного права в своих ключевых моментах развития – от Античности до современных теорий. Прослеживается генезис естественного права как идеи прав и свобод, присущих человеку по его природе и неизменно сопровождающих его бытие. Показано, как данная идея эволюционировала в теорию естественного права с изменяющимся содержанием, зависящим от культурных, исторических и других особенностей отдельной общности, и ее экспликация необходима для дальнейшего демократического развития современного мира. Ключевые слова: естественное право, позитивное право, природа человека, идеалы свободы, равенства и справедливости. Kruglova Sophia Viktorovna. 1st year student, Institute of law Tomsk state University, Russia, Tomsk Supervisor: Baranov A.V., candidate of legal sciences, associate professor, associate professor of the department of theory and history of state and law, administrative law Tomsk state University, Russia, Tomsk THE THEORY OF NATURAL LAW: GENESIS AND EVOLUTION Abstract: The article deals with the concept of natural law in its key moments of development – from Antiquity to modern theories. The Genesis of natural law as the idea of rights and freedoms inherent in man by his nature and invariably accompanying his existence is traced. It is shown how this idea evolved into the theory of natural law with a changing content depending on the cultural, historical and other Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 7/2019 http://tribune-scientists.ru 1 features of a particular community, and its explication is necessary for the further democratic development of the modern world. Key words: natural law, positive law, human nature, ideals of freedom, equality and justice. Право – это совокупность правил (норм), задачей которых является регулирование взаимных отношений людей, живущих в обществе, путем установления правил поведения, поддерживаемых со стороны государственной или общественной власти принудительным воздействием. Право включает в себя формально определенные, письменно зафиксированные нормы, устанавливаемые и контролируемые государством (позитивное право), однако, по мнению многих юристов и философов, существует еще одна категория – естественное право. Если первое есть результат развития культуры и цивилизации, то второе является производным от человеческого бытия. Естественное право составляют права и свободы, происходящие от самой природы человека (в античности естественное право рассматривалось как проявление законов природы, в средневековье – как нечто, установленное Богом, в Новое время – как проявление человеческого разума). Они существуют независимо от признания этих прав властью и государством и являются воплощением человеческих идеалов равенства и справедливости. Нормы естественного права отличаются универсальностью, т.е. применимостью к любым общественным отношениям; наднациональным характером, т.к. нормы естественного права не ограничиваются государственными границами и существуют на любом этапе развития человеческого общества. Эти нормы во многом являются основой социальных отношений; они регулируют наиболее общие, а не только конкретные правоотношения: не имея жесткой иерархии, они могут быть выражены не только в нормативно-правовых актах, но и в каких-либо нормах морали, религии, этики и т.п. В основе теории естественного права лежит разграничение идеальных и действительных законов. Попытка разграничения прав на естественные и позитивные была предпринята еще в античности. Софисты утверждали, что Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 7/2019 http://tribune-scientists.ru 2 законы, хотя и обладают верховным значением, но имеют, в первую очередь, человеческое происхождение. Поэтому человек может постоянно их изменять, изменяя свои взгляды на мир [1, с. 404]. Сократ говорил о существовании двух видов прав: «законы божественные» и «законы человеческие» [2]. При этом человеческие законы должны согласовываться с неписанными божественными, постижение которых возможно с развитием человеческого сознания. Платон также говорил о некой божественной справедливости, на основе которой должно строиться государство и создаваться законы [3]. Он сформулировал некое идеальное государство, любые отклонения от которого, существующие в реальной жизни, считал извращенной формой. Речь вновь идет о неизменных принципах, лежащих в основе устройства общества, главный из которых – идеал справедливости. Мы видим, что в трудах древнегреческих мыслителей противопоставлялись друг другу идеал и действительность, совершенное и несовершенное. Теория естественного права не была сформулирована на тот момент, как таковая, но были положены основы для ее создания. Римские юристы по-своему развивали идею естественного права. У них речь шла не о противопоставлении естественного права и позитивного, а о существовании его наряду с гражданским правом и правом народов. Представления римлян основывались на учении стоиков о духовном равенстве всех людей. Так, философ-стоик, Сенека говорил о предоставлении всем жителям Рима равных прав, в чем видел истинное равенство [4]. Древнеримский юрист Ульпиан, утверждал, что «по естественному праву все люди равны» [5, с. 704], хотя и отмечал при этом, что в гражданском праве раб является абсолютно бесправным – вещью господина. Особого внимания заслуживает учение о естественном праве римского оратора Цицерона. По его мнению, законы должны основываться на установленном еще до образования государства божественном порядке: Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 7/2019 http://tribune-scientists.ru 3 Цицерон считал, что истинный закон, способный приказывать и воспрещать, есть прямой разум всевышнего Юпитера [6]. Право в Древнем Риме еще не отделено от нравственности. Римский философ, Цельс определял право как искусство добра и справедливости [7]; и от действующих в государстве законов ожидалось соответствие этим идеалам. В Средние века идея естественного права получила более четкое выражение. Особое место в ее развитии занимает учение Фомы Аквинского, однако еще до него в трудах англо-французского богослова XI в. Иоанна Солсберийского высказывается мысль, согласно которой монарх должен руководствоваться законами, основанными на справедливости [8, с. 81] (что перекликается с идеями Платона). Закон божественный ставится над законом человеческим, а светская власть должна быть подчинена церковной. Согласно учению Фомы Аквинского, существуют три вида законов: божественный, естественный и человеческий [9]. При этом на вершине всего стоит некий вечный закон – божественное Провидение, недоступное человеческому сознанию и понимаемое им лишь частично. Разумение добра и зла, должного и недопустимого в определенных принципах и составляют естественный закон. Человеческие законы устанавливаются людьми. В отличие от естественного закона человеческий закон подвержен изменениям, его содержание может меняться вместе с изменениями, происходящими в обществе. Божественный закон является частью вечного закона, он содержится в Библии. Средневековая концепция естественного права была тесно связана с религиозными представлениями. Одним из первых, кто «отделил» теорию естественного права от богословия был голландский мыслитель, Гуго Гроций. Гроций выделил две категории прав человека: естественные и волеустановительные [10]. Источником первых прав является разум (Гроций определял их как «предписание здравого ума»), вторую же группу Гроций разделил еще на три категории: установленные Богом, государством и народом. Таким образом, естественное право теперь не рассматривается как божественное Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 7/2019 http://tribune-scientists.ru 4 право или как его часть. По мысли Гроция это право заложено в человеческом разуме, стремящемуся к спокойному взаимодействию с окружающими людьми. В связи с этим Гроция нередко называют «отцом» рационалистической теории естественного права. В дальнейшем, опираясь на учение Г. Гроция, Шарль Луи Монтескье утверждал, что естественные права логично вытекают из человеческой природы [11]. Все имеет свои законы – и материальный, и нематериальный мир, и человек в том числе. Таким образом, естественное право – некие природные законы, управляющие человеком, вытекающие из самого устройства человеческого существа. Джон Локк писал о естественном состоянии человека – «состоянии полной свободы в отношении действий и распоряжения своим имуществом и личностью» [12]. Естественное состояние, по Локку, – это, прежде всего, состояние равенства людей друг перед другом, состояние мира и доброжелательности, стремление к которым заложено в природе человека. Еще один мыслитель эпохи Просвещения – Жан-Жак Руссо – в отличие от многих мыслителей того времени утверждал, что естественное право – это не только проявление человеческого разума; оно также основано на двух началах, предшествующих ему: себялюбии и сострадании [13, с. 647]. Себялюбие при этом – стремление к собственному благосостоянию, а сострадание – чувство неприятия страданий другого. Из взаимодействия этих двух начал рождаются принципы естественного права, и человек, по мысли Руссо, может следовать им даже вопреки воли государства, чтобы сохранить личную свободу. Теория естественного права XVII-XVIII вв. отличаются индивидуализмом. Речь в основном идет о естественном праве не как об объективном, а как о субъективном праве человека. Эта концепция сыграла большую роль во французской и американской революции, на ее основе были приняты такие важные документы как Декларация прав человека и гражданина 1789 г. [14], Билль о правах 1791 г. [15] и др. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 7/2019 http://tribune-scientists.ru 5 Во все рассмотренные периоды нормы естественного права понимались как нечто неизменное, данное Богом, или как нечто, исходящее из неизменной человеческой природы. Современный немецкий юрист и философ, Р. Штаммлер, ввел термин «естественного права с изменяющимся содержанием» [16, с. 510]. По мысли Штаммлера, не существует непоколебимых, абсолютных естественно- правовых предписаний. Содержание естественных прав различно в зависимости от культурных, исторических и других особенностей отдельной общности. Особого внимания заслуживает понимание естественного права Жака Маритена, который является одним из самых видных представителей неотомизма – современного модернизированного варианта философского учения Фомы Аквинского. Маритен считал, что право исходит от Бога, но в дальнейшем оно претерпевает изменения в соответствии с происходящими в обществе событиями [17, с. 550]: люди раскрывают естественное право не сразу – они достигают идеала по мере своего развития, приближения к Богу. Учение Маритена стало одной из идеологических основ Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 г. [18]. Сегодня поменялось и отношение к субъекту - носителю естественных прав. Если теория естественного права XVII-XVIII вв. выделяет в качестве такого субъекта только человека, то, начиная с XX в. субъектом естественного права может выступать народ, общественное объединение, политическая партия. Так, например, Ю. И. Гревцов выделяет в качестве естественного – право на добровольное объединение в союзы [19]; С. С. Алексеев – право наций на самоопределение [20]. Также, помимо личных прав к естественным стали относить и некоторые социально-экономические права, например, право на собственность, право на охрану здоровья, право на благоприятную окружающую среду. В современной теории поменялось отношение к государству, воля которого до этого противопоставлялась началам, лежащим в основе естественного права. Не идет речь о практическом первенстве естественного Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 7/2019 http://tribune-scientists.ru 6 права – оно рассматривается как идеальная модель, как постоянно изменяющиеся и развивающиеся представления о праве, о том, каким оно должно быть. Таким образом, естественное право стало восприниматься как некий критерий нравственного порядка, на основе которого вырабатывается право действительное, но которое правом в полном смысле этого слова назвать сложно. Теория естественного права не является устаревшей и отжившей. Она изменяется вместе с обществом, дополняется новыми положениями и принципами в соответствии с современными демократическими идеями и представлениями. Эта теория оказала огромное влияние на законодательства различных стран, в том числе на законодательство РФ, способствуя распространению гуманистических идей по всему миру, провозглашению идеалов свободы, равенства и справедливости. Список литературы: 1. Нерсесянц В. С. Философия права. Учебник для вузов. М: НОРМА- ИНФРА, 1997. 652 с. 2. Ксенофонт. Воспоминания о Сократе. М.: Наука, 1993. 383 с. 3. Платон. Государство. М.: Академический проект, 2015. 397 с. 4. Сапов В.В. Римские стоики: Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий. М.: Республика, 1995. 462 с. 5. Ульпиан // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 т. (82 т.). СПб., 1890-1907. 6. Марк Туллий Цицерон. Диалоги. М.: Наука, 1994. 222 с. 7. Ранович А. Б. Античные критики христианства. М.: ОГИЗ, 1934. 259 с. 8. Уваров П. Ю. Средние века. Вып. 69 (3). М.: Наука, 1942. 232 с. 9. Аквинский Ф. Сумма теологии. Ч. 1. М.: Элькор-МК, 2002. 336 с. 10. Гроций Г. О праве войны и мира. Три книги. Кн. 1. М.: Ладомир, 1994. 869 с. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 7/2019 http://tribune-scientists.ru 7 11. Монтескье Ш. Л. О духе законов. М.: Мысль, 1999. 672 с. 12. Локк Д. два трактата о правлении. М.: Канон+, 2009. 399 с. 13. Гусейнов А.А. История этических учений. Учебник. М.: Гардарики, 2003. 911 с. 14. Декларация прав и свобод человека и гражданина. М.: ИНФРА-М, 2016. 10 с. 15. Конституции зарубежных государств: Соединенные Штаты Америки. Великобритания. Франция. Германия. Италия. Япония. Канада. / сост. В.В. Маклаков. М.: БЕК, 1996. 406 с 16. История политических и правовых учений: учебник для вузов / под ред. О. Э. Лейста. М.: Зеркало-М., 2001. 677 c. 17. Маритен Ж. Права человека и естественный закон. М., 2000. 18. Всеобщая декларация прав человека. Организация Объединенных Наций [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/declhr.shtml, свободный, (дата обращения: 01.04.2019). 19. Гревцов Ю.И. Курс лекций. СПб.: Юридический центр Пресс, 2001. 310 с. 20. Алексеев С.С. Теория права. М.: БЕК, 1995. 317 с. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 7/2019 http://tribune-scientists.ru 8