- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОБУЧАЮЩИХ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
Статья опубликована в журнале за "Октябрь 2020"
Автор(ы) статьи: Боброва Т.М.
PDF файл статьиУДК 372.881.111.1 Боброва Татьяна Михайловна студентка 2 курса магистратуры, факультет иностранных языков Государственный Гуманитарно-Технологический Университет, Россия, г. Орехово-Зуево e-mail: elka2807@inbox.ru Научный руководитель: Юсупова Т.Г., кандидат педагогических наук, доцент кафедры методики преподавания иностранных языков Государственный Гуманитарно-Технологический Университет, Россия, г. Орехово-Зуево ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОБУЧАЮЩИХ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА Аннотация: В статье рассматриваются способы использования Интернет-ресурсов на уроках английского языка для формирования социокультурной компетенции учащихся. Ключевые слова: формирование социокультурной компетенции, лингвострановедческий и культуроведческий аспект языка, обучающие Интернет-ресурсы. Bobrova Tatiana Mikhailovna 2nd year master student, faculty of foreign languages State University of Humanities and Technology, Russia, Orekhovo-Zuevo Scientific adviser: Yusupova T.G., candidate of pedagogic sciences, associate professor of the department of methods of teaching foreign languages State University of Humanities and Technology, Russia, Orekhovo-Zuevo USING THE TEACHING INTERNET RESOURCES AT ENGLISH LESSONS Abstract: The article deals with the ways of using the teaching Internet resources at English lessons for formation of sociocultural competence of learners. Key words: formation of sociocultural competence, linguistic-cultural aspects of the English language, teaching Internet resources. 1 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 10/2020 http://tribune-scientists.ru Одна из целей преподавания иностранных языков в средней общеобразовательной школе - обучение языку как реальному средству общения (в пределах тем, обозначенных в образовательном стандарте). Реализация этой цели невозможна без «приобщения к культуре, традициям, реалиям стран/страны изучаемого языка (в рамках тем, сфер и ситуаций общения, отвечающих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся основной школы на разных ее этапах)» [6, с. 241]. Таким образом, поднимается вопрос о необходимости формирования у учащихся «умения выбирать коммуникативные варианты, обусловленные ситуативными, социальными либо другими внеязыковыми факторами». Сформированность данной компетенции обеспечивает дальнейшую успешную социализацию обучающихся в поликультурном мире. Исходя из этого, на уроке наряду с общеобразовательной, воспитательной и развивающей должна реализовываться и социокультурная цель урока. Школа должна познакомить с социокультурным портретом страны, ее символикой, культурным наследием, реалиями и традициями, всемирно известными достопримечательностями, выдающимися людьми, произведениями художественной литературы и искусства. Отсутствие культурологических знаний приводит к развитию культурного барьера, который, зачастую, преодолеть труднее, чем языковой [5, с. 100]. Формирование разбираемой компетенции должно проходить через применение различных технологий в педагогической деятельности (напр.: проектная деятельность, обучение в сотрудничестве, игровые технологии, технология развивающего обучения, технология критического мышления информационно-коммуникационная технология). Немаловажным аспектом является отбор учителем лингвострановедческого материала. Он должен быть информативно содержателен и актуален современной действительности, соответствовать уровню подготовки и знаний языка обучающихся, их возрасту, интересам и познавательным способностям [3, с. 67]. 2 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 10/2020 http://tribune-scientists.ru Аутентичные аудио- и видеоматериалы практикуют навыки аудирования в естественном контексте, навыки описания и пересказа, обогащают словарный запас, развивают умение обсуждать или дискутировать на конкретную тему. Здесь же будут уместны задания на установление межкультурных сопоставлений и расхождений. Однако учителю важно помнить, что необходимо продумывать систему опор, направляющих внимание обучающихся на вычленение, фиксирование и интерпретацию нужной информации до тех пор, пока умения идентифицировать и сопоставлять культуроведчески – маркированную информацию не будут сформированы. На занятии лучше использовать небольшие видеосюжеты, около 5 минут длительностью, и обязательно дополнять их упражнениями разного вида в зависимости от темы и целей занятия [2, с. 208]. Банком таких аутентичных современных видеосюжетов, текстов (статей, постов) являются Интернет-ресурсы. Эффективность использования интернет- ресурсов в процессе обучения иностранному языку очевидна, но нужно уметь правильно подбирать и проверять эти источники. Под учебными Интернет- ресурсами нами понимаются образовательные ресурсы сети Интернет, содержащие аутентичные текстовые и мультимедийные материалы, заранее отобранные учителем для определенного формата работы. В зарубежной и отечественной методической литературе выделяют пять видов учебных Интернет-ресурсов: 1) Hotlist (Хотлист) - список сайтов (ссылок) по изучаемой теме, которые содержать только текстовый материал. 2) Multimedia scrapbook (Мультимедиа скрэпбук) - список мультимедийных ресурсов (веб-сайты, картинки, карты, схемы, видео и т.д.) 3) Treasure hunt (Трежа Хант) состоит из списка вопросов и списка ссылок, с помощью изучения которых учащиеся будут находить ответы на вопросы. 4) Subject sampler (Сабджект сэмпла) - список ссылок на текстовые и мультимедийные материалы сети Интернет и вопросов, составленных по содержанию используемых сайтов. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 10/2020 http://tribune-scientists.ru 3 5) Webquest (Вебквест) - список ссылок и вопросов по содержанию каждому материалу ссылок. Вопросы даются дискуссионного характера, и ответы на них требуют аргументации. Работа с данным Интернет- ресурсом предполагает проведение проекта с учащимися, работающими в группах [4, c. 38]. Одним из наиболее ярких использований сети интернет является использование аутентичных видеоматериалов. Подбор такого материала можно вести с помощью видеохостинга YouTube. Одним из образовательных каналов на данной платформе является дочерний сайт British Council – Learn English Teens (https://www.youtube.com/user/BCLearnEnglishTeens). Этот ресурс ориентирован на подростковую аудиторию, предлагает большое количество интерактивного языкового материала, включая видеоматериалы страноведческого характера. Ко многим видео прилагаются уже готовые задания для всех стадий работы. В формирование представлений о социальном и культурном образе страны изучаемого языка помогает видеосервис TED, где спикеры со всего мира выступают с разными актуальными мини-лекциями на английском языке. TED как платформа образовательного характера содержит большое количество обучающих видео по разным отраслям (Technology Entertainment Design). Видео подготовлены носителями языка, поэтому являются универсальным источником фоновых знаний, актуальной лексики и сленга. Но нужно также понимать, что сам просмотр видео или чтение текста (по сути, предъявление новых знаний) не является формированием социокультурной компетенции, необходимо выполнять задания для отработки новой лексики и грамматических конструкций, подбор и разработка которых лежит на плечах учителя (научиться применять эти знания, трансформировать их). Для того, чтобы занятие с применением сюжетных видео или аутентичным текстом было наиболее продуктивным, необходимо грамотно организовать работу обучающихся, чтобы упражнения к видео способствовали их активной деятельности. Далее Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 10/2020 http://tribune-scientists.ru 4 будут представлены Интернет-ресуры, направленные на помощь в техническом оформлении интерактивных упражнений по пройденной теме. Таким интернет-ресурсом является ресурс Edpuzzle (https://edpuzzle.com/). Он направлен на обучения английскому (как с учителем, так и самостоятельно). Учитель может создавать интерактивные упражнения для видеоматериалов (выбранных как из сети интернет, как и своих собственных), может пользоваться банком материалов, подготовленных другими учителями. LearningApps.org (https://learningapps.org/about.php) создан для поддержки обучения и преподавания с помощью общедоступных интерактивных модулей (упражнений). Данные упражнения создаются онлайн (самим учителем) и в дальнейшем могут быть использованы в образовательном процессе. Для создания таких упражнений на сайте предлагается несколько шаблонов (упражнения на классификацию, тесты с множественным выбором и т. д.). Данные упражнения не являются законченными учебными единицами, содержание упражнения всегда можно отредактировать под цели урока, уровень учащихся, иными словами упражнения должны быть интегрированы в сценарий обучения учителем. Список литературы 1. Латухина М.В. Понятие социокультурной компетенции в обучении английскому языку // Молодой ученый. 2014. № 20. С. 725-727. 2. Латухина М.В. Способы формирования социокультурной компетенции в основной школе // Теория и практика образования в современном мире: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). СПб.: Заневская площадь. 2014. С. 206-209. 3. Максимчик О.А. Социокультурная компетенция учителя иностранных языков // Поволжский педагогический вестник. 2016. № 3. С. 66-72. 4. Орехова Ю.М., Аверина М. Н. Модель формирования социокультурной компетенции обучающихся 7 - 9 классов средней общеобразовательной школы Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 10/2020 http://tribune-scientists.ru 5 через учебные Интернет-ресурсы // Казанский педагогический журнал. 2016. С. 35-39. 5. Сысоев П.В., Евстигнеев М.Н. Использование современных учебных Интернет-ресурсов в обучении иностранному языку и культуре // Язык и культура. (Теория и методика преподавания). 2014. № 2. С. 100-110. 6. Юсупова Т.Г. Задачи построения педагогического процесса // «Проблемы современного педагогического образования» Крымский Федеральный университет им. В.И. Вернадского, г. Ялта. 2017. Выпуск 54 (часть VI). С.241-246. 7. LearningApps.org. - создание интерактивных мультимедийных упражнений. [Электронный ресурс] // Режим доступа. URL: https://learningapps.org/ (дата обращения: 6.10.2020 г.). 8. Edpuzzle - бесплатный сервис для создания видеофрагментов (или полноценных уроков) с аудио и текстовыми заметками, вопросами, викторинами и заданиями к ним. [Электронный ресурс] // Режим доступа. URL: https://edpuzzle.com/ (дата обращения: 6.10.2020 г.) 9. British Council – Learn English Teens - образовательный канал YouTube. [Электронный ресурс] // Режим доступа. URL: https://www.youtube.com/user/BCLearnEnglishTeens (дата обращения: 6.10.2020 г.) Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 10/2020 http://tribune-scientists.ru 6