- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
МЕТОДЫ И ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ
Статья опубликована в журнале за "Октябрь 2020"
Автор(ы) статьи: Жиленкова А.В.
PDF файл статьиУДК 37.013 Жиленкова Анастасия Викторовна учитель-дефектолог Детский сад № 5 комбинированного вида Россия, г. Горно-Алтайск e-mail: miss_zhilenkova@mail.ru МЕТОДЫ И ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ПСИХОЛОГО- ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ Аннотация: Материалы статьи содержат методы и технологии развития эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения в процессе психолого- педагогического сопровождения. Раскрывается понятие психолого-педагогического сопровождения. Статья предполагает повышение психолого-педагогической компетентности воспитателя. Рассказывается об эмоциональном опыте ребёнка, который он приобретает только в том случае, если организация игр и занятий строятся таким образом, чтобы дети почувствовали необходимость друг в друге, поняли значение взаимопомощи. Описывается целесообразность развития эмоциональной сферы детей посредством комплекса психогимнастических игр и упражнений. Ключевые слова: психолого-педагогическое сопровождение; дошкольники с нарушением зрения; методы и технологии; коррекция; эмоциональный интеллект; эмоциональный опыт; индивидуальная работа. Zhilenkova Anastasia Viktorovna teacher-defectologist Kindergarten number 5 combined type Russia, Gorno-Altaysk METHODS AND TECHNOLOGIES FOR DEVELOPING EMOTIONAL INTELLIGENCE OF PRESCHOOL CHILDREN WITH VISUAL IMPAIRMENT IN THE PROCESS OF PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT Abstract: the Materials of the article contain methods and technologies for developing emotional intelligence of children of senior preschool age with visual impairment in the process of psychological and pedagogical support. The concept of psychological and pedagogical support is revealed. The article suggests improving the psychological and pedagogical competence of the teacher. It tells about the emotional experience of the child, which he gets only if the organization of games and classes are Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 10/2020 http://tribune-scientists.ru 1 built in such a way that children feel the need for each other, understand the meaning of mutual assistance. The expediency of developing the emotional sphere of children through a complex of psychogymnastical games and exercises is described. Keywords: psychological and pedagogical support; preschool children with visual impairment; methods and technologies; correction; emotional intelligence; emotional experience; individual work. В наше время, прогрессивных изменений развитию эмоциональной сферы ребенка не всегда уделяется достаточное внимание в отличие его интеллектуального развития. Формирование эмоций, коррекция недостатков эмоциональной сферы должны рассматриваться в качестве одной из наиболее важных, приоритетных задач воспитания, особенно у детей с нарушением зрения. То, что писал Л.С. Выготский о феномене «засушенное сердце» (отсутствие чувства) не потеряло актуальности и в наше время, когда, помимо соответствующей направленности воспитания и обучения, «обесчувствованию» способствует технологизация жизни, в которой участвует ребенок [3]. Замыкаясь на телевизорах, компьютерах, дети стали меньше общаться с взрослыми и сверстниками, а ведь общение в значительной степени обогащает чувственную сферу. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других. Поэтому, работа, направленная на развитие эмоциональной сферы, очень актуальна и важна. Чтобы правильно работать в этом направлении необходимо знать методы и технологии развития эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения в процессе психолого- педагогического сопровождения. Для начала необходимо рассмотреть понятие: «сопровождение», «психолого-педагогическое сопровождение». В Толковом словаре русского языка С.И. Ожегова дается следующее определение слову «сопровождать»1) следовать вместе с кем-нибудь находясь рядом, ведя куда-нибудь, или идя за кем-нибудь; 2) производить одновременно с чем-нибудь, сопутствовать чему-нибудь; 3) служить приложением, дополнением к чему-нибудь [20, с 906]. 2 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 10/2020 http://tribune-scientists.ru Психолого-педагогическое сопровождение детей представлено в ряде научных исследований Е.И. Казаковой, Л.Г. Субботиной, Л.М. Шипициной и др. [26, 29]. Общим для вышеуказанных исследований, по мнению А. О. Куракиной, является подход к определению сопровождения как особого вида профессиональной деятельности взрослого, направленной на создание социально-психологических условий для успешного воспитания, обучения и развития ребёнка на каждом возрастном этапе с целью решения специфических проблем личности ребенка. Ребенок в при таком виде сопровождения выступает в роли субъекта самовоспитания и саморазвития. Объектом при этом выступают его качества, способы действия, условия его жизни [16]. Психолого-педагогическое сопровождение Е.И. Казакова рассматривает как особый вид помощи (или поддержки) ребенку, обеспечивающей его развитие в условиях образовательного процесса. Ей описан «субъектный четырехугольник», отражающий сущность процесса сопровождения, включающий ребенка, педагогов, родителей и ближайшее окружение, специалистов, находящихся во взаимодействии с ними [30]. Психолого-педагогическое сопровождение Л.Г. Субботина рассматривает с позиции целостного и непрерывного процесса изучения личности ребенка, ее формирования, создания условий для самореализации во всех сферах детской деятельности, адаптации в социуме, осуществляемой субъектами образовательного процесса в ситуациях взаимодействия. Ребенок в педагогическом взаимодействии выступает одновременно в роли и объекта и субъекта самовоспитания и саморазвития. При этом объектом является не сам ребенок, а его эмоции, чувственная сфера. По её мнению, значимым условием эффективности системы психолого-педагогического сопровождения детей является содержательное взаимодействие субъектов образовательного процесса [26]. Психолого-педагогическое сопровождение я рассматриваю как комплексную, согласованную деятельность специалистов дошкольной Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 10/2020 http://tribune-scientists.ru 3 образовательной организации, направленную на создание социально- психологических и педагогических условий для успешного развития эмоционального интеллекта у дошкольников с нарушением зрения. При описании принципов психолого-педагогического сопровождения ребенка А.О. Куракина выделяет следующие: приоритет интересов сопровождаемого («на стороне ребенка»): специалист системы сопровождения призван стремиться решить каждую проблемную ситуацию с максимальной пользой для ребенка; непрерывность сопровождения: специалисты службы сопровождения прекращают поддержку ребенка только тогда, когда проблема решена или подход к решению очевиден; мультидисциплинарность (комплексный подход) сопровождения: обеспечивается согласованной работой команды специалистов, включенных в единую организационную модель, владеющих единой системой методов [16]. Так как дети с нарушениями зрения ограничены в непосредственном зрительном восприятии окружающего мира: они плохо видят отдаленные объекты, поэтому Л.И. Плаксина при организации сопровождения советует соблюдать ряд рекомендаций: создавать соответствующие условия для зрительного восприятия; оптимально использовать наглядные пособия; применять специальные методы обучения и вести коррекционно- педагогическую работу с учетом особенностей нарушения зрения каждого ребенка; подходить к обучению индивидуально, учитывая психофизиологические особенности детей [21]. У детей с нарушением зрения часто наблюдается «невроз адаптации», характеризующийся плаксивостью, раздражительностью, повышенной утомляемостью, отмечает Е. А. Сергиенко. В этой связи необходимым условием развития эмоционального интеллекта детей с нарушением зрения должно стать 4 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 10/2020 http://tribune-scientists.ru органическое сочетание индивидуального и дифференцированного подхода к каждому ребёнку [24]. Учитывая то, что на протяжении дошкольного возраста происходят существенные изменения в эмоционально-чувственной сфере ребёнка, обусловленные складывающимися видами деятельности и характером взаимоотношений с окружающими людьми, важным условием развития эмоционального интеллекта, по мнению Е.П. Ильина, является опора на положительное в характере, в свойствах личности ребёнка, сочетающаяся с чуткостью и разумной требовательностью [10]. Поскольку в отечественной педагогике и психологии является общепринятой теория о ведущих видах деятельности, основным методом формирования эмоционального интеллекта становится игра, как ведущая деятельность дошкольника. Посредством игровых упражнений дети получают знания, учатся понимать и интерпретировать свои и чужие эмоции. Помимо игровых методов формирование компонентов эмоционального интеллекта осуществляется посредством чтения и обсуждения специально подобранной детской литературы, этических бесед, непрерывной образовательной деятельности, а также посредством арт-технологических методов [4]. Нарушение зрения оказывает влияние на сферу чувственного познания и отражение психических свойств у детей (восприятие, представление, мышление) тем самым, сужая их эмоциональную сферу, отмечает А.В. Игнатьева. Чрезвычайное значение при этом имеет то, открыто ли ребёнок выражает свои чувства или же «уходит в себя», таит в себе скрытые желания [8]. Для целенаправленной системной работы с детьми по развитию эмоционального интеллекта наиболее приемлемой является классификация К. Изарда, которая основана на фундаментальных эмоциях: интерес, радость, удивление, горе, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд, вина. Остальные эмоции, согласно этой классификации, являются производными. Поэтому в коррекционную работу следует включать игры и упражнения на развитие базовых эмоций: «Я радуюсь, когда…»; «Зеркало», «Прогони злость», «Кубик Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 10/2020 http://tribune-scientists.ru 5 эмоций», «Угадай эмоцию», «Вулкан», «Я могу» и этюды на выражение эмоциональных состояний и др. [9]. Процесс восприятия окружающего мира у детей дошкольного возраста отмечает Л.И. Плаксина, начинает целенаправленно формироваться только при участии взрослых. Подражание ребенка поведению старших играет решающую роль в формировании высоких моральных, интеллектуальных и эстетических чувств [21]. По мнению И. А. Пазухиной, эмоциональный опыт ребёнок приобретает только в том случае, если организация игр и занятий строятся таким образом, чтобы дети почувствовали необходимость друг в друге, поняли значение взаимопомощи. Возможные конфликтные ситуации взрослые не должны считать чем-то отрицательным, неприятным. Их следует использовать конструктивно, в качестве упражнения для приобретения детьми умения решать подобные проблемы. Можно иногда «специально спровоцировать» конфликтную ситуацию для того, чтобы дети постарались сами найти выход из сложившейся ситуации. Важно поддерживать в них чувство общности, желание сотрудничать, стремиться, чтобы они играли не только с теми, кто им нравится и с кем они дружат. Педагогу необходимо постоянно поддерживать каждого ребёнка в различных ситуациях [5]. Поскольку вся деятельность дошкольника является эмоционально насыщенной, отмечает В.М. Минаева, то всё, во что включается ребёнок - игра, рисование, лепка, конструирование и т.д., должно иметь эмоциональную окраску, иначе деятельность не состоится или быстро разрушится. Важным моментом при организации игр является показ как положительных, так и отрицательных эмоций, связанных с поступками. Этот приём позволит детям в дальнейшем правильно ориентироваться в реальной действительности, которая изобилует отрицательными эмоциями [19]. Важно стараться объединить содержание игр, занятий с повседневным опытом детей и знакомым им ситуациями, искать новые формы для закрепления уже пройденного материала, продумать сюрпризы, включать в занятия 6 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 10/2020 http://tribune-scientists.ru небольшие паузы для разрядки: викторины, песенки, загадки, шутки, - указывает И.В. Ковалец. Одним из таких методов являются «Минуты вхождения в день». Такие встречи развивают у детей способность живо чувствовать окружающее. Педагог должен задавать детям вопросы осторожно, чтобы не перечеркнуть увиденного, не увести детей от их собственных впечатлений, не погасить в них восторг, а, чтобы понять увиденное и услышанное, надолго сохранить в памяти, чтобы выразить ощущение восторга в словах, в танце, в рисунке и тем самым помочь ребёнку заглянуть в себя. Самое главное условие эффективности таких средств – добровольное участие в них детей. Необходимо создавать условия для развития их чувств, заинтересовать, увлечь детей, серьёзно готовиться к каждой встрече [13]. Важным условием содержания развития эмоционального интеллекта детей с нарушением зрения, указывает С.И. Семенака является тесная связь с их реальной жизнью, их социальным опытом. Поэтому помимо специально организованных занятий, квалифицированный педагог должен использовать ситуативные беседы. Этой цели может служить и организация общих мероприятий на уровне всего дошкольного учреждения, таких как праздники, подготовка спектаклей, а также занятия в студиях, секциях, клубах по интересам, в том числе с привлечением родителей. Разнообразие организационных форм способствует существенному расширению спектра общения детей и взрослых, позволяет педагогам лучше понять чувства и переживания детей, поддержать их в разных ситуациях, способствовать их социализации [24]. Детей специально необходимо обучать позитивным, поддерживающим приёмам общения со сверстниками, отмечают Г.А. Бордовский, Н.В. Гороховская, помочь им понять, что дружба даёт радость общения и нужно уметь доставлять эту радость другому: вовремя поздравить с праздником или днём рождения, изготовить и преподнести другому подарок или просто проявить внимание, сказав хорошие добрые слова и т.д. [1]. Детям дошкольного возраста нужны сказки, воодушевляющие и эмоционально насыщенные. Через фантазийный мир книги развивается 7 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 10/2020 http://tribune-scientists.ru творческое воображение, значительно пополняется словарный запас, расширяется эмоционально-чувственный опыт. Национальные сказки помогают лучше понимать свои и чужие эмоции. Использовать сказки в развитии эмоциональной сферы рекомендуют И.В. Вачков, В. М. Минаева. Вспоминая основные события и переживания персонажей, дети с помощью педагога сопоставляют их с собственным личным примером. Это помогает им разобраться в некоторых жизненных ситуациях и основных эмоциональных состояниях [2, 19]. Для того чтобы научить детей правильно строить отношения с другими людьми, проявлять уважение к своим сверстникам О.Л. Князева рекомендует предложить детям проблемные ситуации, разрешение которых помогает им овладеть определёнными коммуникативными навыками [12]. Целесообразность развития эмоциональной сферы детей посредством комплекса психогимнастических игр и упражнений, описывает М.И. Чистякова. Очерёдность введения игр определяется принципами принятия ребёнком норм бесконфликтного общения, подбор которых осуществляется эмпирическим путём и базируется на многочисленном опыте работы с детьми [29]. Можно использовать коробочки эмоций, отмечает О.В. Хухлаева, в которых содержатся разные предметы, вызывающие определенный отклик, переживания, воспоминания или дать послушать звуки счастья, ощутить его запах или вкус. Пусть ребенок послушает, как поет соловей или звенит колокольчик; дайте ему возможность ощутить аромат цитрусовых плодов. Для ребенка более понятны его собственные ассоциации. Детям нравятся тактильные сказки. Не надо приобретать какие-то новые вещи, можно использовать предметы обстановки. Здесь важно, чтобы, слушая сказку, ребенок мог понюхать ароматические масла, прикоснутся к капелькам воды, или послушать звуки прекрасной музыки [28]. Дети любят необычные ситуации, новые приключения. В приключениях важным компонентом по мнению И.В. Вачковой, Е. Хлевной, являются моменты с позитивной окраской: важны приятные знакомства, интересные игровые Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 10/2020 http://tribune-scientists.ru 8 пространства. В такой атмосфере более успешно проходит социализация, развитие символического мышления, с помощью которого понимаются намерения и мотивация других людей [2, 27]. Самым простым и действенным способом знакомства с миром эмоций является слушание музыки, которая общается с ребёнком исключительно через чувства. Способность музыки захватывать своим ритмическим строем, стимулировать и регулировать движения человеческого тела делает ее незаменимым компонентом разных видов кинезитерапии. В связи с этим использование коррекционной ритмики в работе с дошкольниками с ОВЗ обеспечивает снятие эмоциональных зажимов. При этом ритмические движения выступают в роли средства невербального общения и разрядки эмоционального напряжения. Педагоги должны учитывать, указывает А.В. Игнатьева, что некоторые дети с нарушением зрения не могут четко дифференцировать цвет и его состояния. Поэтому на занятиях и в индивидуальной работе вне занятий следует использовать специальные игровые упражнения, которые помогут ребенку познать все многообразие эмоций, научиться осознавать и выражать словами свои и чужие чувства. Вот некоторые из них: «Игра с образом животных», «Игра с пиктограммами», «Волшебный мешочек» и др. [8]. Более подробно остановимся на таких интересных и эффективных технологиях и методиках: технология Рефлексивный круг Корнелли, очень подробно её описывает Н.А. Матвиенко. Технология направлена на сплочение детского коллектива, формирование умения слушать и понимать друг друга, развития умения выражать свои чувства и переживания, умения анализировать и делать выводы [17]. Кинезитерапия - в занятие включаются различные упражнения, способствующие снятию психоэмоционального напряжения, обеспечивающие релаксацию, регуляцию эмоциональных состояний, коррекцию моторной сферы. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 10/2020 http://tribune-scientists.ru 9 Темы занятий: «Путешествие за синей птицей», «В гостях у морского царя», «Бал насекомых» и др. Камнетерапия - это доступный и эффективный способ психотерапевтического воздействия на эмоциональную сферу ребенка. Она позволяет научиться передавать свои чувства, развивать положительные эмоции. В процессе работы с камнями дети непроизвольно получают возможность выразить свои чувства и эмоции. Знаково-символическое кодирование и декодирование (пиктограммы с изображением эмоций, жесты-знаки, например, во время проведения игры «Пойми меня», символы и др. [5,18]. Социально-ориентированные игры [11]. Игры-драматизации [14]. Незаконченные предложения «Вместе веселее» [22]. Сочинение историй и сказок [2]. Обводки, прорисовки, шаблоны, трафареты для графического запоминания различных эмоций. Для изучения жестов и поз можно использовать игры со схематическим изображением поз человека и «шарнирного человечка». В этом случае эффективен прием «сопряженных действий», рекомендуемый В. З. Денискиной, который помогает детям принять нужную позу [6, 15]. Методы арт-терапии, позволяющие выразить свое состояние через рисунок, сказку, пластилиновую и каменную фигурку, игру [13]. Мимическая гимнастика [23]. Сказкотерапия [2]. Психогимнастические упражнения являются одним из эффективных средств развития эмоционального интеллекта дошкольников, направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики как познавательной, так и эмоционально-личностной сферы ребенка, помогают детям общаться со сверстниками, проявлять свои чувства и понимать чувства других [29]. Экспрессивный этюд. Это вид психогимнастики, направленный на развитие у ребёнка умения понимать эмоции других людей и умения управлять Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 10/2020 http://tribune-scientists.ru 10 собственными эмоциями, активно используя личные экспрессивные средства. Педагог, обращаясь к воспитанникам, просит изобразить телодвижением какой- либо персонаж прочитанного произведения: как он говорит, как действует, что чувствует в определенной ситуации. Таким образом, педагог создает условия для развития средств экспрессии: мимики, пантомимики, жестов и интонации. Одни воспитанники показывают, другие смотрят. Благодаря такому подходу у наблюдающих детей расширяется багаж образного восприятия экспрессии, происходит обогащение понимания эмоций других людей по их экспрессивному выражению. Кроме того, существуют техники развития EQ для детей: коробочка эмоций, банка счастья, язык эмоций, эмоциональный фотоальбом – путешествие, компас эмоций и др. Благодаря системе переживаний и впечатлений, отмечает Л.И. Солнцева, которую осваивает ребенок в процессе жизни, и которая воспринимается им как приобретенный опыт и сохраняется в долговременной памяти, он становится способным к формированию направленности личности, к проявлению интереса, призвания, склонности или способности в различных конкретных формах деятельности. Таким образом, у ребенка создается единая индивидуальная психологическая система, включающая как познавательную сферу, так и сферу эмоций и действий, благодаря которой он избегает нивелирующего влияния среды и создает свою собственную, осмысленную линию поведения [25]. Таким образом, анализ психолого-педагогической литературы дошкольников с нарушением зрения позволяет сделать вывод о необходимости развития эмоционального интеллекта у детей с нарушением зрения в процессе психолого-педагогического сопровождения. Понимание и учет особенностей развития эмоционального интеллекта детей с нарушениями зрения поможет тифлопедагогам, воспитателям специализированных групп, а также родителям подобрать адекватные методы и приемы, позволяющие предупредить или скорректировать негативные 11 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 10/2020 http://tribune-scientists.ru проявления в развитии эмоционального интеллекта ребенка с нарушением зрения. Комплексное использование представленных форм, методов и приёмов поможет ребёнку повысить уверенность в своих силах, получить положительные эмоциональные переживания, обучиться конструктивным навыкам общения и эффективным моделям поведения и выражения своих чувств и эмоций, пониманию настроения собеседника, владению элементарными навыками саморегуляции, более уверенно общаются со сверстниками и взрослыми. Список литературы: 1. Бордовский Г.А. Социально-эмоциональное развитие ребенка в дошкольном периоде. СПб.: Изд-во РГПУ им. Герцена, 1999. 154 с. 2. Вачков И.В. Введение в сказкотерапию или Избушка, избушка, повернись ко мне передом. М.: Генезис, 2011. 288 с. 3. Выготский Л.С. Собр. Сочинений. В 6 т. Т. 4: Детская психология. М.: Педагогика,1984. 386 с. 4. Гаспарова, Е. Эмоции ребенка раннего возраста в игре // Дошкольное воспитание. 1981. № 10. С. 61-64. 5. Пазухина И.А. Давайте познакомимся! Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 4–6 лет. Санкт-Петербург: ДЕТСВО-ПРЕСС, 2004. 272 с. 6. Данилина Т.А. В мире детских эмоций. М.: Айрис-пресс, 2014. 160 с. 7. Денискина В.З. Формирование неречевых средств общения у детей с нарушением зрения. Верхняя Пышма, 1997. 22 с. 8. Игнатьева А.В. Эмоциональная сфера детей с нарушениями зрения // Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья: Материалы Международной научно-практической конференции (24-25 мая 2012 года, г. Уфа). 9. Изард К.Э. Эмоции человека. М.: МГУ, 2000. 281 с. 10. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. Санкт-Петербург: Питер, 2011. 752 с. 12 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 10/2020 http://tribune-scientists.ru 11. Ильина М.В. Чувствуем – познаем – размышляем. Комплексные занятия для развития восприятия и эмоционально-волевой сферы у детей 5-6 лет. М.: АРКТИ, 2004. 240 с. 12. Князева О.Л. Особенности поисковой деятельности дошкольников при решении наглядно-действенных задач // Вопросы психологии. 1987. № 4. С. 86- 93. 13. Ковалец И.В. Азбука эмоций. Практическое пособие для работы с детьми, имеющими отклонения в психофизическом развитии и эмоциональной сфере. М.: Владос, 2013. 136 c. 14. Корнилова И.Г. Коррекция недостатков развития коммуникативных качеств старших дошкольников с нарушениями зрения в креативной игре- драматизации // Дефектология. 1998. № 6. С. 50-58. 15. Краснощекова Н.В. Диагностика и развитие личностной сферы детей старшего дошкольного возраста. Тесты. Игры. Упражнения. Ростов на Дону: Феникс, 2006. 299 с. 16. Куракина А.О. Модель психолого-педагогического сопровождения развития эмоционального интеллекта дошкольников // Педагогические науки. 2013. № 11. С. 546–550. 17. Матвиенко Н.А. Методы и технологии формирования эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста // Вопросы дошкольной педагогики. 2020. № 1(28). С. 1–3. 18. Меремьянина О.Р. Что я знаю о себе? Учебно-методическое пособие. Барнаул: Учитель, 2004. 118 с. 19. Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры. М.: АРКТИ, 2003. 48 с. 20. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка / 72500 слов и 7500 фразеологических выражений. М.: Азъ, 1994. 907 с. 21. Плаксина Л.И. Теоретические основы коррекционной работы в детском саду для детей с нарушением зрения. М.: Город, 1998. 350 с. 13 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 10/2020 http://tribune-scientists.ru 22. Рылеева Е.В. Вместе веселее! Дидактические игры для развития навыков сотрудничества у детей 4–6 лет. МоскваАйрис-Пресс, 2003. 160 с. 23. Селезнева Е.И Коррекционная направленность занятий по формированию представлений о себе у дошкольников с нарушениями зрения. автореф. … дис. канд. пед. наук. М., 1995. 18 с. 24. Семенака С.И. Уроки добра: Коррекционно-развивающая программа для детей 5-7 лет. М.: Издательство АРКТИ, 2013. 80 с. 25. Солнцева Л.И. Некоторые особенности психического развития детей с нарушениями зрения в современных условиях // Дефектология. 2000. № 4. С. 3– 8. 26. Субботина Л.Г. Психолого-педагогическое сопровождение развития личности учащихся в образовательном процессе. Томск: Изд-во Томского гос. пед. ун-та, 2008. 150 с. 27. Хухлаева О.В. Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет. Психологические игры, упражнения, сказки. М.: Генезис, 2006. 176 с. 28. Чистякова М.И. Психогимнастика. Москва: ВЛАДОС, 2015. 314 с. 29. Шипицына Л.М., Казакова Е.И. Психолого-педагогическое консультирование и сопровождение развития ребенка: Пособие для учителя- дефектолога. М.: ВЛАДОС, 2003. 528 с. 30. Эльконин Д.Б. Развитие личности ребенка дошкольного возраста // Психология личности и деятельности школьника. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://psychlib.ru/mgppu/EPr-1997/EPR-1011.htm#$p101 (дата обращения: 26.10.2020 г.). Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 10/2020 http://tribune-scientists.ru 14