- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ВРЕМЕНИ У ДОШКОЛЬНИКОВ
Статья опубликована в журнале за "Июль 2019"
Автор(ы) статьи: Оразбаева Н.С.
PDF файл статьиУДК 373.2 Оразбаева Наркес Серикбаевна PhD, преподаватель кафедры социальной и возрастной педагогики, Кокшетауский государственный университет им. Ш.Уалиханова, Казахстан, г. Кокшетау e-mail: narkes_orazbaeva@mail.ru ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ВРЕМЕНИ У ДОШКОЛЬНИКОВ Аннотация: В данной статье рассматриваются этапы формирования у дошкольников представления о времени. Предлагаются игры, визуальные, аудио- и видео материалы, способствующие наиболее эффективному запоминанию месяцев и дней недели, а также усвоению информации о способах измерения времени. Ключевые слова: дошкольное образование, время, игровой подход, дни недели, способы измерения времени. Narkes Orazbayeva PhD, teacher of the Department of Social and Age Pedagogy, Sh. Ualikhanov Kokshetau State University, Kazakhstan, Kokshetau FORMATION OF THE IDEA OF TIME AMONG PRESCHOOLERS Abstract: This article presents stages of formation of the idea of time among preschoolers. Games, visual, audio and video materials offered in the paper contribute to the most effective memorizing months and days of the week, as well as acquiring of information about methods of measuring time. Key words: preschool education, time, game approach, days of the week, methods of measuring time. Первые представления о времени дети получают в самом раннем возрасте, развивая чувство порядка посредством повторяющихся процедур. Пробуждение, умывание, прием пищи, прогулки обычно четко связаны со временем суток: утро, день, вечер, ночь. Участие в знакомой последовательности процедур повышает осведомленность ребенка о настоящем, прошлом и будущем. При этом время является некой абстрактной концепцией для маленьких детей. Они могут наблюдать символы времени, например, свечи на торте, которые показывают возраст и помогают понять, что с прошлого дня рождения Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 7/2019 http://tribune-scientists.ru 1 прошел год. Но само понимание года, часа и других временных промежутков, названия дней недели, месяцев трудно воспринимаются детьми, например, в таких фразах: «Мама вернется через час», «День рождения бывает раз в году». Временные понятия исходя из своего распорядка дня и графика всей семьи усваиваются детьми, в первую очередь, благодаря словам «до/перед – после» («Нужно мыть руки перед обедом», «Почитаем сказку перед сном», «Мама придет после прогулки»), «сначала – потом» («Сначала поиграйте дома, потом на улице»), «вчера – сегодня – завтра» («Вчера мы ходили к бабушке»). Хотя дети дошкольного возраста часто еще не могут пользоваться абстрактными помощниками, измеряющими время (часы и календари), они знают, для чего эти инструменты. Описание разных подходов, способствующих обучению детей этим навыкам, и является целью данной статьи. Опираясь на В.П. Беспалько, обозначим этапы усвоения информации, которые помогают педагогу выстраивать процесс обучения: понимание, узнавание, воспроизведение, применение и творчество [1, с. 300]. Этап понимания связан с информацией о времени, которой уже обладает группа дошкольного учреждения. Например, изучение дней недели начинается с вопросов: «Какие дни недели вы знаете?». Изучение промежутков времени сопровождается вопросами: «Вы знаете, что больше – час или секунда / час или день?». Таким образом, дети понимают тематическую направленностью урока, и, кроме того, воспитатель сводит к общему знаменателю знания целой группы. Обычно они основаны на знании времени суток, выходных (так как родители отдыхают в субботу и воскресенье), сезонов («летом мы ездили в деревню»). Этап узнавания – это непосредственно обучение детей представлению о времени, основой которого являются игры и аудио- и видеоматериалы. Например, большую эффективность при изучении названий дней недели демонстрирует развивающий мультфильм на YouTube-канале «Tim-Tim TV» [2], в котором два персонажа поют простую песню, перечисляя дни недели с быстро запоминающейся мелодией. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 7/2019 http://tribune-scientists.ru 2 Визуальные материалы включают показ часов, где сегменты циферблата окрашены в разные цвета, которые можно соотнести с распорядком дня детей. Затем цвет сегмента связывается с определенным временем, вызывая ассоциации. Похожий окрашенный круг может быть использован и при изучении месяцев, где зимние месяцы традиционно обозначены голубым цветом, весенние – зеленым, летние и осенние – желтым, красным или оранжевым. Сравнительный метод может быть использован для понимания прошлого, настоящего и будущего. Например, можно обсудить способы передвижения людей. К способам прошлого относится езда на лошадях, а к способам настоящего – ездить или летать на транспорте. Также детям интересно представлять, какие способы передвижения будут использовать люди в будущем. Этапы воспроизведения и применения связаны с повторением информации и практическими заданиями. Мультфильм, рассмотренный выше, содержит и практическую часть, где персонажи просят детей пропевать дни недели с ними, при этом темп песни с каждым разом ускоряется. Хорошей и простой игрой для детей являются карточки с названиями дней недели, которые по одной раздаются детям. Детей просят встать в правильном порядке с карточками в руке. Если дети не обладают навыками чтения на достаточном уровне, можно предложить им «стать» днями недели и построиться правильно в ряд. Так же можно проверить и усвоение названий месяцев. Этап творчества относится к продуктивному уровню усвоения информации. На этом этапе следует давать задания, которые в игровой форме помогают провести контроль знаний. Например, детям может быть предложено структурировать день, самостоятельно соотнеся цвета секторов со своим распорядком, и год, где сезоны и месяцы связываются с событиями, такими как Новый год или день рождения. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 7/2019 http://tribune-scientists.ru 3 Предложенные игры и материалы систематизируют имеющиеся у дошкольников разрозненные знания о времени, и способствуют полноценному формированию у детей представления о времени. Список литературы: 1. Мандель Б.Р. Современная педагогическая психология. Полный курс. М.-Берлин: Директ-Медиа, 2015. 828 с. 2. Дни недели для детей. Детский мульт-блог Tim-Tim TV [Электронный ресурс] // URL: https://www.youtube.com/watch?v=6AaR86kxZDE. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 7/2019 http://tribune-scientists.ru 4