- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ И ПСИХОЛОГОВ ПО РАБОТЕ С АКЦЕНТУИРОВАННЫМИ ПОДРОСТКАМИ
Статья опубликована в журнале за "Октябрь 2020"
Автор(ы) статьи: Карпова К.И.
PDF файл статьиУДК 159.99 Карпова Кристина Игоревна студентка 3 курса магистратуры, факультет психологии Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого Россия, г. Тула e-mail: leshkova.kris@mail.ru РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ И ПСИХОЛОГОВ ПО РАБОТЕ С АКЦЕНТУИРОВАННЫМИ ПОДРОСТКАМИ Аннотация: В данной статье предлагаются рекомендации по психолого- педагогическому сопровождению подростков с акцентуациями характера. Приводятся правила и принципы, соблюдение которых позволит педагогам и психологам спрогнозировать поведение подростков и поможет выстроить оптимальное взаимодействие с каждым учеником. Ключевые слова: характер, акцентуации характера, психотип, подростковый возраст. Karpova Kristina Igorevna 3rd year master student, psychology faculty Tula State Pedagogical University named after L.N. Tolstoy Russia, Tula RECOMMENDATIONS FOR TEACHERS AND PSYCHOLOGISTS ON WORK WITH ACCENTUATED TEENAGERS Abstract: This article offers recommendations for psychological and pedagogical support of adolescents with accentuations of character. There are rules and principles that will allow teachers and psychologists to predict the behavior of teenagers and help build optimal interaction with each student. Key words: character, accentuations of character, psychotype, adolescence. Характер – это некая совокупность устойчивых психических характеристик человека, определяющих его типичные, индивидуальные способы поведения в конкретных условиях и жизненных ситуациях. Иногда отдельные черты характера становятся настолько сильными, что могут стать его слабым звеном. Такие крайние варианты называют акцентуациями. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 10/2020 http://tribune-scientists.ru 1 Так как подростковый возраст является периодом становления характера, то в этом возрасте акцентуации проявляют себя наиболее ярко [1]. Знание психотипа подростка позволит педагогам спрогнозировать его поведение и поможет выстроить оптимальное взаимодействие, не нарушая при этом естественного природного начала в каждом ученике [2]. 1. Гипертимный тип. Для подростка этого типа необходимо создать такие условия, в которых он может проявить свою активность. Поэтому основной задачей педагога является направление сил и энергии подростка в правильное русло, т.е. нужно идти не по пути ограничения активности, а по пути ее продуктивного использования. Целесообразно доверить подростку руководящую роль в организации дел, требующих скорости и смекалки. Навязчивая опека, постоянные нравоучения и наставления, сказанные на виду у других, могут только усилить борьбу за независимость, неповиновение и сознательное нарушение правил. Беседы лучше вести в живом и быстром темпе, не задерживаясь долго на одной теме, чаще передавая инициативу в разговоре самому подростку. 2. Истероидный (демонстративный) тип. Чтобы наладить контакт с таким подростком, нужно дать ему почувствовать, что он вам интересен как личность. Взаимодействие с подростком должно быть плавным, спокойным, по делу, без особого давления. Педагог должен исключить атмосферу похвалы, неоправданного признания. Положительные оценки и награды следует давать только за реальные достижения и навыки [3]. 3. Психастенический тип. Педагогическая помощь такому подростку направлена на преодоление чувства нерешительности, иногда даже неполноценности, закомплексованности. Необходимо помочь ученику избавиться от необоснованных сомнений и страхов, которые сильно осложняют его жизнь. Поэтому при общении не следует обращаться к его чувству ответственности, Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 10/2020 http://tribune-scientists.ru 2 необходимо поддерживать любые положительные результаты и ни в коем случае не подавлять инициативу подростка. Сравнивайте его только с самим собой и хвалите за улучшение результатов. Благоприятной для подростка является заранее регламентированная работа, когда нет необходимости самостоятельно принимать ответственные решения. 4. Эпилептоидный тип. Во взаимодействии с таким подростком важно установить контакт и взаимопонимание. Обстоятельность и неторопливость, чуткость и тактичность – вот что требуется от педагога. Такой стиль общения позволяет подростку сформировать модель социально приемлемого поведения. Наиболее эффективно вступать в контакт с подростком вне периодов эмоционального стресса, поощряя его «высказаться» в начале разговора на одну из тем, которые им наиболее интересны. Такому подростку важно найти подходящее дело, которое отвлекает его от отрицательных эмоций, снимает напряжение, спорт придется как нельзя кстати. Также хорошо помогает доброжелательное авансирование его будущих успехов, поощрение его реальных достижений, которые помогают подростку самоутвердиться. Ученику можно поручать руководство небольшими группами. Так как у подростка эпилептоидного типа затруднено переключение с одного занятия на другое, вхождение в любую новую деятельность – выделите ему достаточное количество времени для включения в работу, не торопите. 5. Лабильный тип. Так как у таких подростков ярко выражена потребность в сопереживании, то желательно соответствующее эмпатичное поведение педагога. Как правило, это помогает добиться результатов, которых иначе невозможно получить. Однако необходимо учитывать крайнюю эмоциональную чувствительность лабильного подростка, а значит, и высокую изменчивость настроения [3]. Обычно после эмоциональной реакции наступает психическое расслабление, в этом состоянии подросток становится доступным для Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 10/2020 http://tribune-scientists.ru 3 продуктивного контакта. Лабильный подросток легко выходит из подавленного состояния при ободрении, утешении и появлении приятной перспективы (пусть не всегда реальной). 6. Сензитивный тип. Основной целью педагогической помощи подросткам с сензитивным типом акцентуации характера является постепенное повышение самооценки, преодоление чувства собственной неполноценности. Такие ученики сложны для установления контакта, но естественная потребность поделиться своими затаенными переживаниями у них бывает достаточно сильна. Поэтому необходимо проводить многократные беседы с детальным разбором и анализом ситуаций, помогающие подросткам осознать свою мнительность и ложное чувство неполноценности. Важно создавать ситуации самоутверждения не только в тех сферах деятельности, где подросток может проявить себя наиболее полно и естественно, но вместе с тем и в тех сферах, где ученик чувствует себя наиболее слабым. Создавать ситуации, стимулирующие убежденность подростка в том, что он нужен другим. Необходимо дозировать нагрузки, поскольку дети с этим складом личности подвержены астенизации. Желательно оберегать от чрезмерно сильных впечатлений. При общении с такими подростками противопоказаны чрезмерная опека и мелочный контроль за каждым шагом [3]. 7. Неустойчивый тип. Оказание педагогической помощи подростку неустойчивого типа требует большого терпения, такта, систематичности и настойчивости. Ученика нельзя оставлять без внимания, он должен быть на постоянном контроле педагога. Ему необходим жестко регламентированный режим. Нельзя позволять уклонятся от выполнения порученного дела. Необходимо наказывать за безделье. При организации воспитания целесообразно согласовывать усилия педагогов и родителей. Положительный результат может быть достигнут только при последовательных и скоординированных усилиях. 4 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 10/2020 http://tribune-scientists.ru Слабоволие является одной из основных черт неустойчивых подростков. Когда за ними непрерывно следят, не позволяют отлынивать от работы, когда безделье грозит суровым наказанием, а ускользнуть некуда, да и вокруг все работают – они на время смиряются. Но как только опека начинает ослабевать, они немедленно устремляются в ближайшую «подходящую компанию». Слабое место таких подростков – безнадзорность, обстановка попустительства, открывающая просторы для праздности и безделья. 8. Циклоидный тип При установлении контакта важно понять, что ребенок сейчас чувствует, как относится к себе и окружающим в данный момент. Только после этого можно начинать содержательную часть беседы. Если подросток находится в фазе спада, то целесообразнее просто оказать ему поддержку, помочь справиться с упадком сил; не стоит в это время пытаться повлиять на него. Если же он находится в стадии подъема, то можно и нужно поговорить с ним о том, что ему следует делать, чтобы понимать свои особенности и больше контролировать себя. 9. Астеноневротический тип. Основной целью педагогической помощи является создание ситуаций, в которых подросток может проявить уверенность, твердость, смелость. Маленькие успехи должны быть замечены. Иногда может быть оправданной и немного завышенная самооценка в целях повышения уверенности в себе. Такие подростки нуждаются в похвале. Особенно важна спокойная обстановка, доброжелательное отношение, режим работы и отдыха, разумное чередование нагрузок, чтобы ребенок не переутомлялся, имел возможность побыть одному. Возможны аффективные всплески в конкурентной среде, когда подросток понимает, что ему не стать победителем. Следовательно, не следует создавать или провоцировать соревновательные ситуации [3]. 10. Шизоидный тип. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 10/2020 http://tribune-scientists.ru 5 Установление контакта с таким подростком представляет значительную трудность: он часто совершенно не выносит попыток «залезть в душу». Поэтому при установлении контакта следует избегать излишней настойчивости и напористости. В начале беседы целесообразно использовать прием «анонимного обсуждения», когда выбирается факт из жизни класса и обсуждается с ребенком, чтобы выяснить и уточнить основные жизненные позиции педагога и подростка. Главный признак установления контакта – ребенок начинает говорить по собственной инициативе, подчеркивая свою точку зрения на ту или иную проблему. Не стоит останавливать его в этот момент, потому что чем больше раскрывает свой внутренний мир, тем легче направить остальную часть разговора в нужное русло. 11. Конформный тип Подростки конформного типа — это люди своей среды. Их жизненное кредо – быть «как все». Реакция эмансипации ярко проявляется только в том случае, если старшие отрывают подростка от привычной ему среды сверстников, противодействуют его желанию быть «как все» его ровесники, перенять распространение в его группе моды, увлечения, манеры, намерения [3]. Список литературы: 1. Волков Б.С. Психология подросткового возраста: учебник. М.: КНОРУС, 2020. 266 с. 2. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Психология развития и возрастная психология. Полный жизненный цикл развития человека: [учебное пособие для вузов]. М.: Академический проект, 2018. 420 с. 3. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. СПб.: Питер, 2019. 304 с. 6 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 10/2020 http://tribune-scientists.ru