- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ КИТАЙСКИХ СТУДЕНТОВ В РОССИЙСКИХ ВУЗАХ
Статья опубликована в журнале за "Октябрь 2020"
Автор(ы) статьи: Цзян Жонань
PDF файл статьиУДК 070:81'38 Цзян Жонань студент магистратуры, Новосибирский государственный университет экономики и управления Россия, г. Новосибирск e-mail: j1773667169@gmail.com ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ КИТАЙСКИХ СТУДЕНТОВ В РОССИЙСКИХ ВУЗАХ Аннотация: В статье рассматриваются особенности формирования межкультурной коммуникации как специфической формы взаимодействия субъектов в вузе в процессе обучения китайских студентов в России. Цель работы - показать специфику обучения китайских студентов в российском вузе. Автор показывают, что при обучении китайских студентов в российских вузах необходимо считаться с национальным менталитетом иностранных учащихся, который определяет условия формирования межкультурного общения в студенческой среде вуза. Особая роль в этой связи отводится преподавателям, деятельность которых должна способствовать формированию у китайских студентов навыков и умений межкультурной коммуникации. Ключевые слова: иностранные студенты, китайский контингент, предвузовский этап обучения, национальн ый мен талитет, адаптация, межкультур н ая коммун икация, фор мир ован ие межкультур н ой коммун икации. Jiang Zhonan master student, Novosibirsk State University of Economics and Management Russia, Novosibirsk FEATURES OF TRAINING CHINESE STUDENTS IN RUSSIAN UNIVERSITIES Abstract: The article examines the features of the formation of intercultural communication as a specific form of interaction between subjects at a university in the process of teaching Chinese students in Russia. The purpose of this work is to show the specifics of teaching Chinese students at a Russian university. The author shows that when teaching Chinese students in Russian universities, it is necessary to take into account the national mentality of foreign students, which determines the conditions for the formation of intercultural communication in the student environment of the university. In this regard, a special role is assigned to teachers, whose activities should contribute to the formation of skills and abilities of intercultural communication among Chinese students. 1 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 10/2020 http://tribune-scientists.ru Key words: foreign students, Chinese contingent, pre-university stage of education, national mentality, adaptation, intercultural communication, the formation of intercultural communication. В н астоящее вр емя обеспечен ие ин тер н ацион ализации вузов р ассматр ивается в качестве одн ого из пр иор итетов р азвития р оссийского высшего обр азован ия. Большин ство отечествен н ых вузов включен ы в кон кур ен тн ую бор ьбу н а междун ар одн ом р ын ке обр азовательн ых услуг. В н ашей стр ан е учатся пр едставители 150 стр ан . Мн огие н ачин ают обучен ие с пр едвузовского этапа, котор ый является пер иодом адаптации н е только к н овой стр ан е, н о и к ин тер н ацион альн ому окр ужен ию н а факультете, в учебн ой гр уппе, в общежитии. Скор ейшее вхожден ие ин остр ан н ых учащихся из стр ан Латин ской Амер ики, Ближн его Востока, Юго-Восточн ой Азии и Афр ики в р оссийское социокультур н ое и обр азовательн ое пр остр ан ство н евозможн о без фор мир ован ия у н их н авыков межкультур н ой коммун икации. Обучен ию ин остр ан н ых студен тов в кон тексте межкультур н ой коммун икации посвящен р яд диссер таций (О.Л. Кузн ецовой, С.В. Копытько, Г.Е. Куличен ко, Н .К. Маяцкой, С.Ю. Р одон овой, Л.Ф. Свойки-н ой и др .). Под межкультур н ой коммун икацией ин остр ан н ых студен тов мы пон имаем их способн ость к адекватн ому общен ию с пр едставителями р азн ых культур , к пр ин ятию жизн ен н о важн ых цен н остей и пр ин ципов н овой для н их социокультур н ой ср еды [1]. В мир е обучается пр имер н о 260 тысяч китайских студен тов, из н их мен ее 20 тысяч - в Р оссии. В 1990-е годы в Китае н аметилась тен ден ция сн ижен ия ин тер еса к обучен ию и пр еподаван ию р усского языка, и в н астоящее вр емя в ср едн их школах он пр актически н е пр еподается, а в вузах количество пр еподавателей и студен тов сокр атилось в пять р аз. Кон ечн о, есть Ин тер н ет, р адио н а р усском языке, жур н алы, н о в целом учить язык соседей н епр естижн о. В осн овн ом это связан о с пр облемой тр удоустр ойства: только один из десяти филологов н аходит р аботу по специальн ости. К тому же в Китае шир окое Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 10/2020 http://tribune-scientists.ru 2 р аспр остр ан ен ие получил ан глийский язык. По дан н ым китайских исследователей, его изучают 90% школьн иков и студен тов. После сн ятия огр ан ичен ий н а учебу за гр ан ицей 1988 г. в ан глоязычн ые стр ан ы уехало мн ого китайских студен тов (только в США - около 120 тысяч). За тот же пер иод число китайских студен тов в Р оссии выр осло почти в 10 р аз (в 1996 г. - 2 тыс., 2006 г. -19 тыс.). Китайские и р оссийские исследователи н азывают пр ичин ы, по котор ым китайские студен ты едут н а обучен ие в Р оссию: н едор огое, высокого качества обр азован ие, дефицит специалистов- р усистов, ин тер ес к р усской культур е [2]. Пр еподаватель должен понимать, что студен ты из Китая являются (и ощущают себя) пр едставителями великой стр ан ы с др евн ей культур ой н асчитывающей, по р азн ым оцен кам, от пяти до семи тысяч лет. Н ацион альн ый хар актер , н ацион альн ое самосозн ан ие, н ацион альн ое мир овоспр иятие, мен талитет н ации пр имен ительн о к китайцам - это н е пустые слова. За этими категор иями стоят такие качества хар актер а, как вер н ость обычаям и тр адициям, почитан ие стар ших и уважен ие р одителей, патр иотизм, чувство н ацион альн ого достоин ства, упор ство, взаимопомощь, воспитан н ость, тер пеливость, выдер жка, дисциплин ир ован н ость. Следует, одн ако, вместе с этими пр екр асн ыми качествами н азвать и такие «совр емен н ые » чер ты хар актер а, как чр езмер н ый пр агматизм, завышен н ая самооцен ка, н едовер ие и н ер едко пр езр ен ие к «чужим ». Согласимся с мн ен ием, что под влиян ием западн ой культур ы у молодежи появились соответствующие цен н ости: ин дивидуализм, стр емлен ие к собствен н ому благосостоян ию и достижен ию личн ого успеха и др [3]. Китайское мышлен ие тр адицион н о ор иен тир ован о н е н а личн ость, как у евр опейских н ар одов, а н а семью. Пр ивязан н ость к р одн ым и близким - это, безусловн о, положительн ое качество. Н о в р езультате государ ствен н ой политики по огр ан ичен ию р ождаемости в сегодн яшн ем Китае н аблюдается чр езмер н ая р одительская опека, котор ая н ер едко пр иводит к воспитан ию эгоистичн ых, н епр испособлен н ых к тр уду молодых людей. Считается, что Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 10/2020 http://tribune-scientists.ru 3 китайские учащиеся н е пр иучен ы к самостоятельн ости, н е умеют ор ган изовать свой быт и свое вр емя без опеки и кон тр оля р одителей. Н еумен ие пр осн уться вовр емя, плохая посещаемость, а зн ачит, и успеваемость - таковы н егативн ые последствия н екон тр олир уемой свободы вчер ашн их китайских школьн иков. Он и готовы подчин иться жестким, автор итар н ым методам пр еподавателя, н о тер яются, столкн увшись с демокр атическим стилем педагогического общен ия. Известн ый р оссийский дипломат И.А. Малевич в кн иге о Китае пр иводит ин тер есн ое н аблюден ие о н овом поколен ии китайских студен тов. Выр осло поколен ие «мален ьких импер атор ов», как их н азывают в Китае. Это по большей части мальчики. Он и р осли в окр ужен ии большой семьи р одствен н иков в обстан овке почитан ия и закар мливан ия. Он и кр айн е эгоистичн ы и почти н е огр ан ичен ы в своих желан иях. К н ам в Р оссию он и пр иезжают получать пр естижн ое обр азован ие, стоимость котор ого для н их н е так уж высока по ср авн ен ию с др угими западн ыми стр ан ами. Автор полагает, что в их ср еде н аблюдается н екое вн утр ен н ее пр отивор ечие между вседозволен н остью, с одн ой стор он ы, и потер ей своего места в жизн и - с др угой. Им н е хватает чувства ответствен н ости и мор альн ой опор ы, тр адицион н ая осн ова котор ой - самоогр ан ичен ие. С подобн ой оцен кой согласятся мн огие вузовские пр еподаватели, котор ые н ер едко отмечают у китайских студен тов отсутствие дисциплин ы и плохое зн ан ие р усского языка даже после длительн ого пер иода обучен ия [4]. В н екотор ой степен и это обусловлен о и зн ачительн ым р азличием двух языков: р усская письмен н ость отн осится к фон етическому типу, а китайская - к идеогр афическому (иер оглифическому), когда зн аки служат для записи р ечевых един иц без пр ямой связи с их звучан ием. Отсюда психологические тр удн ости у китайских студен тов пр и записи и чтен ии слов. Пр актика показала, что китайские студен ты более успешн о овладевают такими видами р ечевой деятельн ости, как письмо и чтен ие, и испытывают большие тр удн ости пр и обучен ии аудир ован ию и говор ен ию. Важн о отметить и р азличия в системах пр еподаван ия: китайская система пр еподаван ия является фор мальн ой Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 10/2020 http://tribune-scientists.ru 4 системн о-гр амматической, поэтому н авыки коммун икации усваиваются студен тами очен ь тяжело. Студен ты обычн о заучивают текст н аизусть, н е умеют выделять важн ую ин фор мацию и тр ан сфор мир овать текст. Им сложн о поставить хор ошую р усскую фон етику; даже чер ез н есколько лет изучен ия р усского языка у н их н аблюдаются зн ачительн ые отклон ен ия в пр оизн ошен ии. Пр и этом н ельзя н е отметить, что мн огие китайские учащиеся очен ь исполн ительн ы, дисциплин ир ован н ы и р аботоспособн ы, что помогает им усваивать большой по объему лексический и гр амматический матер иал [5]. В р оссийских вузах китайские студен ты чаще всего выбир ают экон омические и филологические специальн ости. Н о у мн огих из н их н ет цели р аботать по специальн ости, так как впоследствии он и, как пр авило, собир аются участвовать в совместн ых бизн ес-пр оектах. Дир ектор Цен тр а азиатских исследован ий Р УДН А.Г. Юр кевич говор ит о н изкой мотивации китайских студен тов к изучен ию р усского языка: н аличие в Р оссии отн осительн о мн огочислен н ой и хор ошо ор ган изован н ой китайской диаспор ы позволяет удовлетвор ять потр ебн ости студен тов в социальн ой коммун икации за счет общен ия с соотечествен н иками и делает возможн ым зн ан ие ими р усского языка в том объеме, котор ый достаточен для кон тактов с админ истр ативн ыми ор ган ами [6]. Н едостаточн ое зн ан ие р усского языка и н изкая академическая мотивир ован н ость обусловливают слабую н ачитан н ость китайских студен тов в р усскоязычн ой н аучн ой литер атур е, что создает сложн ости в пр еподаван ии языка специальн ости. Пр и обучен ии китайских студен тов в р оссийском вузе учебн ый пр оцесс включает тр и составляющие: обучен ие, воспитан ие и аккультур ацию. Исследователи давн о пр ишли к выводу о н еобходимости соизучен ия языка и культур ы, ин аче межкультур н ая коммун икация н е может состояться. Р усский язык как ин остр ан н ый является для китайскихстуден тов одн овр емен н о и целью подготовки к межкультур н ой коммун икации, и ин стр умен том общен ия, а также - главн ым ср едством фор мир ован ия пр офессион альн ой компетен тн ости. Таким обр азом, он и обучаются н е только лин гвистической, н о и коммун икативн ой, и Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 10/2020 http://tribune-scientists.ru 5 стр атегической компетен ции. Н аличие р азвитой коммун икативн ой компетен ции особен н о тр ебуется в ин жен ер н о-техн ической сфер е для р азвития экон омического сотр удн ичества между Р оссией и Китаем. Актуальн о и р азвитие способн ости р аботать в коман де с пр едставителями др угих культур , стр оить долгоср очн ые отн ошен иями с н ими, то есть р азвивать стр атегическую компетен цию [7]. Поскольку китайские студен ты испытывают сер ьезн ые пр облемы в общен ии с р оссийскими студен тами, плохо входят в социум и ин тегр ир уются в студен ческое сообщество, н еобходимо обучать их н евер бальн ым ср едствам общен ия, особен н остям р усской культур ы и н ашим тр адициям. Пр и этом важн о пон имать особен н ости китайского мен талитета. Н апр имер , желан ие китайских студен тов иметь более высокий статус ведет к скр ытой кон кур ен ции в гр уппе. Или: следуя кон фуциан ским тр адициям, китайцы стар аются избегать н епр иятн остей, кон фликтов и пр облем. Самое стр ашн ое для н их - это «потер ять лицо», то есть р епутацию. Поэтому китайские студен ты очен ь болезн ен н о р еагир уют н а пр илюдн ые замечан ия преподавателя, тем более на повышение голоса. Межкультурное общение открывает новое коммуникативное пространство для личности китайского студента, помогает ему адаптироваться к жизни в новой стране и к учебе в российском вузе. Список литературы: 1. Арефьев А.Л., Шереги Ф.Э. Обучение иностранных граждан в высших учебных заведениях Российской Федерации: Стат. сб.Вып. 10. М.: Центр социологических исследований, 2013. 139 с. 2. Филимонова Н.Ю., Романюк Е.С. Организация профессионально- педагогического общения при формировании основ межкультурной коммуникации в условиях российского вуза: монография. Волгоград: ВолгГТУ, 2009. 190 с. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 10/2020 http://tribune-scientists.ru 6 3. Рыкова С.А., Киришева И.Е. Социально-культурные и личностные особенности социализации иностранных студентов (на примере китайских студентов Владивостокского государственного университета экономики и сервиса) // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 1. 402 c. 4. Филимонова Н.Ю., Романюк Е.С, Тулупникова Т.Ю., Щукина Н.В. Особенности работы со студентами-иностранцами из стран Африки, Азии, Ближнего Востока, Латинской Америки (довузовский этап): учеб. пособие. Волгоград: ВолгГТУ, 2008. 80 с. 5. Малевич И.А. Внимание, Китай. Мн.: Харвест; М.: АСТ, 2001. 320 с. 6. Юркевич А.Г. Проблемы обучения китайских студентов в России. [Электронный ресурс] // Режим доступа: URL: www.rutao.ru/index.php?topic=526.0 (дата обращения: 23.10.2020 г.). 7. Филимонова Н.Ю., Романюк Е.С. Формирование межкультурного общения в группах китайских студентов // Китайские, вьетнамские, монгольские мигранты в академической среде. Томск: Изд-во Томского политехн. ун-та, 2013. 418 с. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 10/2020 http://tribune-scientists.ru 7