- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧРЕЖДЕНИЙ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ, ОКАЗАВШИХСЯ В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ
Статья опубликована в журнале за "Октябрь 2020"
Автор(ы) статьи: Губарева Е.А.
PDF файл статьиУДК 364.6. Губарева Е.А., студентка 3 магистратуры, юридический факультет, Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России, Россия, г. Санкт-Петербург e-mail: shamshina96elena@mail.ru Научный руководитель: Громова О.Н., кандидат юридических наук, доцент кафедры экономики и права, доцент Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России, Россия, г. Санкт-Петербург ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧРЕЖДЕНИЙ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ, ОКАЗАВШИХСЯ В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ Аннотация: в данной статье автор анализирует деятельность учреждений социального обслуживания для временного пребывания несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Наиболее подробно рассматривается правовое регулирование деятельности социально- реабилитационных центров для несовершеннолетних: порядок поступления детей, сроки пребывания, деятельность по отношению к родителям несовершеннолетних. В данной работе указывается на некоторые аспекты, которые по мнению автора требуют дальнейшего усовершенствования. Ключевые слова: социальное сиротство; несовершеннолетние, находящиеся в трудной жизненной ситуации; социальная реабилитация; учреждения социального обслуживания; межведомственное взаимодействие; социальный статус ребенка. Gubareva E.A., 3rd year master student, Faculty of Law, St. Petersburg University of the State Fire Service of the Ministry of Emergency Situations of Russia, Russia, St. Petersburg Scientific adviser: Gromova O.N., candidate of legal sciences, associate professor of the department of economics and law, associate professor St. Petersburg University of the State Fire Service of the Ministry of Emergency Situations of Russia, 1 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 10/2020 http://tribune-scientists.ru Russia, St. Petersburg ACTIVITIES OF SOCIAL SERVICE INSTITUTIONS FOR MINORS IN DIFFICULT SITUATIONS Abstract: In this article, the author analyzes the activities of social service institutions for temporary stay of minors who find themselves in a difficult life situation, in accordance with the legislative regulations of the Russian Federation. The activities of social rehabilitation centers for minors are considered in more detail: the order of admission of children, the duration of stay, and activities in relation to the parents of minors. This paper points out some aspects that, in the author's opinion, need to be improved. Keywords: social orphanhood; minors in difficult situations; social rehabilitation; social service institutions; interdepartmental interaction; social status of the child. В 90-е годы, когда в стране отмечалось резкое ухудшение условий для физического, психологического, нравственного развития детей, а также роста числа несовершеннолетних, изувеченных социальным окружением, в стране осуществлялись меры, направленные на улучшение их положения. Принят ряд федеральных законов, введена программа «Дети России». В субъектах Российской Федерации активно разрабатывались законодательные акты и программы, направленные на защиту прав детей. Именно на этот период приходится создание учреждений для беспризорных и безнадзорных детей. Имевшиеся на тот момент способы и формы работы детских государственных учреждений оказались неэффективными в разрешении проблем «социального сиротства». Недостатки социально-педагогической работы в существующей системе интернатов и детских домов прослеживались в том, что большое количество их выпускников попадали в места лишения свободы, имели конфликты с правоохранительными органами. Многих из них в последствии лишают родительских прав и их дети также становятся социальными сиротами [20, c. 186]. Общественно-экономическая ситуация, условия жизни диктовали новые требования к социальной адаптации «трудного» ребенка, интеграции его в Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 10/2020 http://tribune-scientists.ru 2 обществе. Важно, чтоб он занял активную жизненную позицию, а не стал иждивенцем. В связи с этим возникла острая необходимость в модернизации системы оказания помощи детям, находящимся в трудной жизненной ситуации. Для решения проблемы различные министерства и ведомства начали создавать специализированные учреждения (государственные, общественные, частные), пытаясь разрозненно решить данную проблему. Понадобилось более десяти лет для осознания необходимости поиска новых путей, переосмысления целей, ценностей, эффективности средств и методов оказания помощи детям и семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию, то есть принципиально изменить всю систему. Это оказалось возможным только при условии четкой координации и межведомственного взаимодействия организаций и ведомств, занимающихся данной проблематикой. Значительно возросла роль государства в организации социальной защиты прав и интересов беспризорных и безнадзорных детей, в усилении целенаправленной работы по их социальной реабилитации. Была создана сеть социозащитных учреждений, ориентированных на новый подход в решении проблем детей и их семей. Важным событием в создании эффективной защиты детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, послужило открытие социальных учреждений, которые свою деятельность базировали на воспитании детей, оставшихся без родителей. В основу такого воспитания был заложен принцип благотворительности. Такие учреждения получили название – приют. С течением времени количество учреждений, оказывающих социальную защиту, увеличивалось. Наиболее востребованными являлись социально- реабилитационные центры для несовершеннолетних. В статье 13 Федерального закона № 120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» указаны основные виды учреждений, деятельность которых направлена на социальную защиту наиболее уязвимых слоев населения – несовершеннолетних 3 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 10/2020 http://tribune-scientists.ru лиц, которые в связи с развитием различных жизненных обстоятельств остались без родителей, поэтому данной категории лиц так важна социальная реабилитация [8]. К таким учреждениям относятся: 1) социально-реабилитационные центры, работа которых направлена на оказание социальной помощи несовершеннолетним. При осуществлении деятельности данных учреждений перед ними стоит две основных задачи, первая – профилактика безнадзорности, вторая – реабилитация лиц, не достигших совершеннолетнего возраста, оказавшихся в трудной жизненной ситуации; 2) социальные приюты, основное направление деятельности которых – обеспечение нуждающихся несовершеннолетних лиц временным жильем. В таких приютах дети, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, получают помощь, которая выражается в социальной реабилитации. 3) центры помощи беспризорным несовершеннолетним. Такие дети попадают в социальные центры в том случае, если по какой-либо причине остаются без попечения родителей или законных представителей, а также если у них отсутствует место жительства или пребывания. Работники центров оказывают несовершеннолетним как социальную помощь, так и содействуют в трудоустройстве. Из вышеперечисленных социальных учреждений наиболее востребованными на данном этапе развития России являются Социально- реабилитационные центры для несовершеннолетних (далее – СРЦН). Эти центры занимают наиболее важную роль среди других учреждений подобного рода, осуществляющих профилактику безнадзорности среди лиц, не достигших совершеннолетнего возраста, а также выполняют функции, направленные на минимизацию подростковой преступности. Для более эффективной деятельности по профилактике и предупреждению безнадзорности и преступности несовершеннолетних лиц, СРЦН осуществляет взаимодействие с другими органами. Так, например, взаимодействие СРЦН с Комиссией по делам несовершеннолетних и защиты их 4 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 10/2020 http://tribune-scientists.ru прав заключается в совместной работе по выявлению неблагополучных семей для проведения профилактических мероприятий с целью недопущения попадания несовершеннолетнего в категорию беспризорных. Еще одним взаимодействием является сотрудничество государственных органов и социальных центров, направленное на проведение различного рода социальных мероприятий, таких как «Подросток», «Помоги ребенку». Цель данных мероприятий – выявить на начальном этапе несовершеннолетних, нуждающихся в поддержке, как социальной, так и моральной, материальной и проведение дальнейшей работы по осуществлению профилактики, направленной на предотвращение попадания детей в социально уязвимую категорию беспризорности и преступности. Также немаловажным взаимодействием с государственными органами является работа социальных центров с органами опеки и попечительства. Статья 34 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункт 2 статьи 121 Семейного кодекса Российской Федерации определяют, что органы опеки и попечительства входят в состав органов местного самоуправления [3, ст. 34; 5, ст. 121]. Можно выделить основные функции органов опеки и попечительства: - предупредительная функция, которая выражается в предупреждении возникновения таких явлений как безнадзорность и беспризорность, а также совершения несовершеннолетними правонарушений и преступлений; - защитная функция, призванная обеспечить соблюдение личных и неимущественных прав несовершеннолетних; - воспитательная и психологическая функции заключаются в осуществлении психологической поддержки несовершеннолетним, оказавшимся в социально опасной ситуации и нуждающимся в психологической поддержке, а также воспитании. Взаимодействие социальных центров и органов опеки и попечительства заключается в выявлении несовершеннолетних, которые находятся тяжелой жизненной ситуации, не позволяющей обеспечить нормальную 5 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 10/2020 http://tribune-scientists.ru жизнедеятельность детей для их полноценного развития, с целью последующей подачи исков в судебные органы в их защиту. Нормативно-правовое регулирование деятельности социально- реабилитационных центров осуществляется в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2000 г. № 896 «Об утверждении примерных положений о специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации (с изменениями и дополнениями)» [13]. В указанном постановлении определены задачи для реализации которых существует СРЦН. Первая задача – профилактика безнадзорности и беспризорности, которая заключается в применении мер, направленных на выявление причин и условий, способствующих безнадзорности и преступности несовершеннолетних, и их устранению. Вторая задача – социальная адаптация и реабилитация. Реализация этих задач подразумевает проведение мероприятий с целью минимизации психологической травмы, перенесенной несовершеннолетним и возвращения его к положительным эмоциям. Центр создается из расчета – один на 5-10 тысяч детей. Структура центра образуется из нескольких отделений. Можно выделить некоторые из них: приемное отделение, социально-гостиное отделение, отделение социальной диагностики и реабилитации, отделение социально-правовой помощи и другие отделения. В этих отделениях сотрудники, оказывая различного рода помощь несовершеннолетним, реализуют следующие задачи: - предоставляют временное жилье несовершеннолетним; - выявляют причины и условия, способствующие появлению таких явлений как безнадзорность и беспризорность в целях их последующего устранения; - оказывают помощь несовершеннолетним в восстановлении утраченного социального статуса в различных сферах деятельности (трудовой, учебной и др.); Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 10/2020 http://tribune-scientists.ru 6 - разрабатывают различные социальные программы и реализуют их путем проведения мероприятий, направленных на реабилитацию несовершеннолетних, оказавшихся в социально опасной ситуации; - осуществляют деятельность, направленную на правовую защиту несовершеннолетних; - организовывают оказание медицинской и социальной помощи, а также проведение мероприятий, направленных на дальнейшее устройство несовершеннолетнего; - реализуют иные поставленные задач [19, стр. 123]. Специализированные учреждения, осуществляющие реабилитацию несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в своей деятельности руководствуются Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 29 марта 2002г. № 25 «Об утверждении рекомендаций по организации деятельности специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации» [14]. Этот нормативный акт устанавливает рекомендации по проведению социальной реабилитации несовершеннолетних. Согласно рекомендациям, процесс реабилитации формируется на основе различных программ, которые подразумевают как индивидуальную реабилитацию, при которой проводится восстановительная и профилактическая работа индивидуально с каждым несовершеннолетним с применением индивидуальных способов и методов решения возникших проблем, так и групповая, при которой реабилитация осуществляется на основе проведения коллективных тренингов и мероприятий с несовершеннолетними. Несмотря на то какая программа применяется, важно чтобы результатом данной программы было восстановление общения несовершеннолетнего с семьей, друзьями; восстановление социального статуса в рабочей и учебной сфере деятельности; устранение причин, способствующих созданию вокруг несовершеннолетнего психотравмирующей ситуации и другие (ст.12 Постановлении Министерства труда и социального развития Российской Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 10/2020 http://tribune-scientists.ru 7 Федерации от 29 марта 2002г. № 25 «Об утверждении рекомендаций по организации деятельности специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации»). Пункт 3 статьи 19 Федерального закона № 442 «О социальном обслуживании граждан в Российской Федерации» устанавливает основные варианты, при которых несовершеннолетний может попасть в социально- реабилитационные центры [11, ст.19]. К ним относится: заявление, поступившее от родителей несовершеннолетнего или его законных представителей; ходатайство, поданное в социальный центр государственными органами (Комиссией по делам несовершеннолетних и защиты прав, органами внутренних дел), общественными организациями, а также органами, в которых несовершеннолетний осуществляет свою образовательную деятельность; добровольное соглашение. Проведение медицинских обследований при поступлении несовершеннолетних в реабилитационные центры показывает, что почти все дети, имеют медицинские и психологические заболевания. Это связанно с их социальной деформацией, которая возникает тогда, когда родители не участвуют в формировании правильных социальных ценностей. А поскольку родители не принимают участие в развитии ребенка, а также не следят за состоянием его здоровья, у него возникают различные соматические заболевания. Вместе с тем, примерно у 40% детей, поступивших на воспитание в реабилитационные центры, наблюдается задержка в психическом развитии. Это связано с отсутствием психологической поддержки ребенка при возникновении различных негативных ситуаций, которые появляются как в кругу семьи несовершеннолетнего, так и за ее пределами. Еще одним частым психологическим состоянием детей в реабилитационных центрах являются эмоциональные расстройства. Такие расстройства могут выражаться в различных формах: невротические реакции, 8 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 10/2020 http://tribune-scientists.ru тревога, страх, агрессивное поведение, нарушение сна, низкая самооценка, отсутствие доверия к людям и другое. Социально-реабилитационные центры осуществляют деятельность по обследованию несовершеннолетнего с целью выявления различных медицинских и психологических отклонений, для оказания помощи в восстановлении здоровья и психологического состояния детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Кроме того, один из органов реабилитационного центра, а именно социально-правовая служба, осуществляет деятельность по защите и восстановлению нарушенных прав несовершеннолетнего, который в результате жизненных обстоятельств остался без попечения родителей [16, c. 25]. Определение социального статуса ребенка - важная задача учреждения. Не ограничиваясь сбором и анализом информации, полученной из разных источников, сотрудники службы в случаях, требующих лишения родительских прав или отобрания ребенка, участвуют в судебном разбирательстве в качестве свидетелей. Они информируют суд, в каком состоянии ребенок поступил в центр (имелись ли, в частности, факты жестокого обращения), посещали ли его родители, каков характер их взаимоотношений во время свиданий. После того как сделаны все необходимые запросы, получена исчерпывающая информация о социальном статусе ребенка, его социальном окружении, родственных связях, подготовлены документы для личного дела, проведена коррекционно-реабилитационная работа, центр содействует дальнейшему жизнеустройству воспитанника. Прежде всего рассматривается вариант возвращения ребёнка в кровную семью или к родственникам. Второй по значимости путь – его определение в замещающую семью. Третий – помещение ребенка в интернатное учреждение. Разностороннюю воспитательную работу с детьми ведут специалисты педагогической службы учреждения. Это воспитатели, социальные педагоги, инструкторы по труду и т.д. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 10/2020 http://tribune-scientists.ru 9 Одним из наиболее важных принципов, которого должны придерживаться специалисты психологической службы социально- реабилитационного центра, является принцип психологического сопровождения несовершеннолетнего. Он проявляется в непрерывном наблюдении за ребенком, который находится в реабилитационном центре, с целью оказания немедленной социальной поддержки в случае возникновения трудной жизненной ситуации в различных сферах деятельности несовершеннолетнего. На каждого ребенка заводится медицинская карта, куда вносятся данные анамнеза и медицинского осмотра, результаты обследования, рекомендации специалистов. Центр оказывает содействие в подборе кандидатов в приемные родители, жизнеустройстве детей, оставшихся без попечения родителей. Статья ст. 14 Федерального Закона № 442 от 28.12.2013 «О социальном обслуживании граждан в Российской Федерации» устанавливает бесплатное предоставление социальных услуг, связанных с социальной реабилитацией несовершеннолетнего. Несовершеннолетний, нуждающийся в данной реабилитации, а также его родители и законные представители могут обратиться в реабилитационный центр лично с письменным заявлением или направить заявление в электронном виде. Форма заявления о предоставлении социального обслуживания утверждена приказом Минтруда и соцзащиты Российской Федерации от 28.03.2014 № 59-н. Заявление может быть подано в Министерство социального развития региона, Отдел социальной защиты, а также в социально-реабилитационный центр. Кроме того, обратиться в реабилитационный центр могут органы, осуществляющие деятельность в области профилактики безнадзорности и правонарушений лиц, не достигших совершеннолетнего возраста, с целью защиты прав и интересов несовершеннолетних. Обращение осуществляется в форме ходатайства (п.3 ст.13 ФЗ № 120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»). 10 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 10/2020 http://tribune-scientists.ru При обращении несовершеннолетнего или кого-либо из родителей в одну из организаций социального обслуживания, заявление незамедлительно направляется в МСР региона для принятия решения о признании несовершеннолетнего нуждающимся в социальном обслуживании, либо об отказе в социальном обслуживании. В соответствии с Федеральным законом № 442 решение принимается в течении 5 рабочих дней с даты подачи заявления Согласно ст. 16 Федерального закона от 28.12.2013 № 442, независимо от того, каким субъектом профилактики подготовлено и направлено ходатайство о помещении ребенка в социально-реабилитационный центр, законному представителю несовершеннолетнего (родителям или органам опеки и попечительства) в 10-дневный срок с даты подачи заявления направляются: 1. Ответ на заявление или ходатайство; 2. Решение о признании несовершеннолетнего, нуждающимся социальных услугах; 3. Один экземпляр утвержденной программы предоставления социальных услуг вручается законному представителю ребенка (ст. 16 ФЗ № 442). Законный представитель в соответствии со ст. 17 Федеральный закон от 28.12.2013 № 442, имея на руках утвержденную индивидуальную программу реабилитации, обращается к поставщику социальных услуг для заключения в течение суток с даты предоставления индивидуальной программы договора о предоставлении социальных услуг. В соответствии с постановлением Минтруда России от 30 января 1997 г. № 4 при приеме в специализированное учреждение производится медицинский осмотр несовершеннолетнего [12]. Зачисление несовершеннолетнего в реабилитационное учреждение происходит следующим образом. Директор учреждения издает приказ, в котором содержится указание на зачисление лица, не достигшего совершеннолетнего возраста, оказавшегося в трудной жизненной ситуации, в реабилитационный центр. Кроме того, при зачислении несовершеннолетних в такие реабилитационные центры, на каждого ребенка заводится личное дело. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 10/2020 http://tribune-scientists.ru 11 При поступлении детей в социальные учреждения им автоматически предоставляется полноценное государственное обеспечение. Семейный кодекс Российской Федерации устанавливает одну из наиболее важных обязанностей для директора социального учреждения – сообщение в орган опеки и попечительства о поступлении несовершенного лица в реабилитационный центр. Несовершеннолетний может покинуть социально-реабилитационное учреждение при наличии следующих оснований: - издание и принятие государственным органом (органом опеки и попечительства) следующих распоряжений и решений: об усыновлении (удочерении) приемной семьей, о переводе несовершеннолетнего в учреждение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; - поступление заявления от родителей или законных представителей о намерении забрать ребенка из учреждения. Нормативно-правовая база деятельности социальных реабилитационных центров определена в Федеральном законе от 24,06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних». Данный закон является фундаментом для регулирования деятельности в области профилактики безнадзорности несовершеннолетних, а также предупреждения совершения правонарушений. Кроме того, указанный нормативный акт является правовой основой для применения комплекса мер, направленных на защиту и восстановление нарушенных прав несовершеннолетних, другими словами применение ювенальных технологий. На основе и с учетом установленных норм Федерального закона разрабатывается законодательство на уровне регионов, а также осуществляют деятельность правоохранительные органы исполнительной власти на местах, в том числе социально-реабилитационные центры. Кроме того, разработка механизмов защиты прав несовершеннолетних, которые действуют на региональном уровне, основана на вышеуказанном нормативном акте. В настоящее время действуют различные подзаконные нормативные акты — это Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 10/2020 http://tribune-scientists.ru 12 ведомственные документы. Например, рекомендации регионам от Министерства Образования и Науки Российской Федерации «Об организации субъектов РФ работы по профилактике жестокого обращения с детьми» (при письме Минобрнауки от 10.03.2009 года номер 06-224). В нашей стране под термином «нормативно-правовая защита» в социальной деятельности принято понимать систему законодательно установленных государством социальных гарантий, мероприятий и учреждений, которые обеспечивают предоставление оптимальных жизненных условий, поддержку в обеспечении и деятельности существования ребенка в современных условиях жизни для более полного и гармоничного психического и физического развития. Для характеристики нормативно-правовой базы учреждений социального обслуживания семьи и детей, необходимо обращать внимание на ряд действующих федеральных законов о социальном обслуживании, которые укрепили правовую базу развития социальных услуг: это Федеральный закон Российской Федерации от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан Российской Федерации», Федеральный закон от 24.06.1999 № 120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». Помимо этого, учреждения социального обслуживания для несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, являются серьезным субъектом виктимологической деятельности. Профилактика безнадзорности и беспризорности определяет пути противодействия преступности несовершеннолетних [22, с. 40-46]. Список литературы: 1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ, от Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 10/2020 http://tribune-scientists.ru 13 14.03.2020 № 1-ФКЗ) // Российская газета. 25.12.1993. № 237; Российская газета. 04.07.2020. № 144. 2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 31.07.2020) // Собрание законодательства РФ. 07.01.2002. № 1 (ч.1). Ст. 1. 3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 31.07.2020) // Собрание законодательства РФ. 05.12.1994. № 32. Ст. 3301. 4. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 27.12.2019) // Собрание законодательства РФ. 29.01.1996. № 5. Ст. 410. 5. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ (ред. от 06.02.2020) // Собрание законодательства РФ. 01.01.1996. № 1. Ст. 16. 6. Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ (ред. от 03.08.2018) «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» // Собрание законодательства РФ. 23.12.1996. № 52. Ст. 5880. 7. Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (ред. от 31.07.2020) // Собрание законодательства РФ. 03.08.1998. № 31. Ст. 3802. 8. Федеральный закон № 120 от 24.06.1999 (ред. от 24.04.2020) «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» // Собрание законодательства РФ. 28.06.1999. № 26. Ст. 3177. 9.Федеральный закон от 16.04.2001 № 44-ФЗ (ред. от 02.08.2019) «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей» // Собрание законодательства РФ. 23.04.2001. № 17. Ст. 1643. 10. Федеральный закон от 29.12.2006 № 256-ФЗ (ред. от 13.07.2020) «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» // Собрание законодательства РФ. 01.01.2007. № 1 (ч.1). Ст. 19. 14 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 10/2020 http://tribune-scientists.ru 11. Федеральный закон Российской Федерации от 28.12 2013 № 442-ФЗ (ред. от 13.07.2020) «Об основах социального обслуживания граждан Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 30.12.2013. № 52 (ч.1). Ст. 7007. 12. Постановление Минтруда РФ от 30.01.1997 г. № 4 «Об утверждении Порядка приема, содержания и выпуска лиц, находящихся в специализированном учреждении для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации» // Российские вести. 27.03.1997. № 57. 13. Постановление Правительства РФ от 27.11.2000 г. № 896 (ред. от 10.03.2009) «Об утверждении примерных положений о специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации» // Собрание законодательства РФ. 04.12.2000 № 49. Ст. 4822. 14. Постановление Министерства Труда и социального развития от 29.03.2002 г. № 25 (ред. от 23.01.2004) «Об утверждении рекомендаций об организации деятельности специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся с социальной реабилитации» // Бюллетень Министерства труда и социального развития Российской Федерации. 2002. № 5. 15. Антология социальной работы. Т.1. История социальной помощи в России, М.: Сварогъ: НВФ СПТ, 1994. 278 с. 16. Мишина В.В., Никитская Е.А. Детская безнадзорность как социальное явление // Научное обозрение. Педагогические науки. 2019. № 3-1. С. 91-93. 17. Мустаева Ф.А. Социальная педагогика. Учеб. для вузов. М.: Академический Проект: Деловая книга, 2003. 528 с. 18. Панов А.М. Организация взаимодействия специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, с негосударственными организациями по профилактики детской безнадзорности. М.: ГосНИИ семьи и воспитания, 2002. 94 с. 19. Коршунов И.С. Оптимальные модели организации деятельности центов социальной помощи семье и детям: учеб-метод. пос. М.: Ин-т соц. работы, 2003. 190 с. 15 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 10/2020 http://tribune-scientists.ru 20. Холостова Е.И. Социальная работа: учебное пособие. М.: Дашков и Ко, 2010. 798 с. 21. Могилевская Г.И., Чернявская В.В. Детская беспризорность в контексте проблемы национальной безопасности России // Молодой ученый. 2017. №11. С. 411-413. 22. Рыжова Н.И., Громова О.Н. Актуальность виктимологической деятельности субъектов учебно-воспитательного процесса как составляющая обеспечения безопасности жизнедеятельности детей в современном социуме // Организационно-правовое регулирование безопасности жизнедеятельности в современном мире: материалы II Международной научно-практической конференции. СПб., 2018. С. 40-46. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 10/2020 http://tribune-scientists.ru 16