- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
ПРОФИЛАКТИКА ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ СРЕДИ ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
Статья опубликована в журнале за "Октябрь 2020"
Автор(ы) статьи: Тимербулатова А.Ф.
PDF файл статьиУДК 371.485 Тимербулатова Алина Файрузовна студентка 2 курса магистратуры, факультет психологии Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы, Россия, г. Уфа e-mail: 2716710@mail.ru Научный руководитель: Султанова Л.Ф., кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы, Россия, г. Уфа ПРОФИЛАКТИКА ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ СРЕДИ ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ Аннотация: В статье рассматривается актуальность проблемы формирования у подростков основ здорового образа жизни. Определяется значение здорового образа жизни для подростков, основные составляющие, понимание здоровья как основополагающей ценности, роли семьи в данном процессе. Рассмотрена модель организации процесса формирования представлений у подростков о здоровом образе жизни. Ключевые слова: здоровье, здоровый образ жизни, подростки, организационно-педагогические условия, образовательная среда. Timerbulatov Alina Fairuzova 2nd year master student, Department of psychology Bashkir state pedagogical University named after M. Akmulla, Russia, Ufa Scientific supervisor: Sultanova L.F., candidate of pedagogical sciences, associate professor of the Department of pedagogy and psychology Bashkir state pedagogical University named after M. Akmulla, Russia, Ufa PREVENTION OF A HEALTHY LIFESTYLE AMONG ADOLESCENTS IN THE SCHOOL EDUCATIONAL ENVIRONMENT 1 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 10/2020 http://tribune-scientists.ru Abstract: The article considers the relevance of the problem of forming the basics of a healthy lifestyle in adolescents. The importance of a healthy lifestyle for adolescents, the main components, understanding of health as a fundamental value, and the role of the family in this process are determined. The model of organization of the process of formation of ideas in adolescents about a healthy lifestyle is considered. Key words: health, healthy lifestyle, teenagers, organizational and pedagogical conditions, educational environment. Здоровье детей и подростков в любом обществе и при любых социально- экономических и политических ситуациях является актуальнейшей проблемой и предметом первоочередной важности. Проблема профилактики здорового образа жизни подростков приобретает особую остроту в условиях сложной современной действительности, так как постоянные стрессовые, социальные, экологические и психические загрузки оказывают негативное влияние на здоровье населения. Здоровье во многом зависит от образа жизни – характера повседневной жизни. Только разумное отношение к здоровью позволяет человеку на долгие годы сохранить бодрость, высокую работоспособность, социальную активность и достичь долголетия. С понятием здоровья тесно связано другое не менее значимое понятие - здоровый образ жизни. Здоровый образ жизни - это оптимальная система повседневного поведения, позволяющая человеку максимально полно реализовать свои духовные и физические качества для достижения душевного, физического и социального благополучия. Здоровый образ жизни создает наилучшие условия для нормального течения физиологических и психических процессов, что снижает вероятность различных заболеваний, увеличивает продолжительность жизни человека и его работоспособность [4, c. 17]. В понятие «здоровый образ жизни» входят следующие составляющие: - личная гигиена, умеренное закаливание; - рациональное питание; - режим труда и отдыха; - двигательная активность, физические нагрузки; - профилактика вредных привычек; 2 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 10/2020 http://tribune-scientists.ru - умение снимать напряжение, справляться с психологическими нагрузками. Соблюдение здорового образа жизни очень важно и необходимо, особенно среди подростков, поэтому необходимо формировать ценностное отношение к здоровому образу жизни, создавать все условия его поддержания. Вести здоровый образ жизни необходимо постоянно, но в период подросткового возраста нужно уделять большое внимание данному процессу. Школьные подростковые годы — это годы как физического, так и умственного роста. Как известно, навыки и привычки, усвоенные в подростковом возрасте, самые прочные. Подростковый возраст является тем периодом, когда особенно необходимо проведение профилактических мероприятий по формированию представлений о здоровом образе жизни [1, c. 43]. Таблица 1. Структура и показатели здорового образа жизни Структура здорового образа жизни Социальное Физическое Психическое Духовно-нравственное здоровье здоровье здоровье здоровье Показатели формирования здорового образа жизни Когнитивные: Аффективные: Индивидуально- результативные - овладение знаниями о - развитие (деятельностные): положительного состоянии собственного здоровья и способах его отношения к процессу - самостоятельное сохранения и развития; формирования укрепление и развитие здоровья; здоровьесберегающей - осознание ценности - самостоятельность и здоровья. компетентности. ответственность выбора. Основой решения проблемы формирования и сохранение здоровья школьников является организация учебной деятельности в школе, в которой создается личная установка каждого школьника на здоровье, уверенность в себе и своих возможностях. От того, какие условия для образования и развития подростка созданы в школе, в первую очередь зависят здоровье и формирование Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 10/2020 http://tribune-scientists.ru 3 здорового образа жизни развивающегося человека. Основными условиями формирования здорового образа жизни у школьников, выделенными на основе понимания ЗОЖ как основного фактора здоровьесберегающего поведения школьников, и создаваемыми в образовательном процессе являются: - формирование представлений и знаний подростков о здоровье, о здоровом образе жизни, о вредных привычках растущего человека, о нормальном нравственном и отклоняющемся поведении подростков; - организованная двигательная активность школьников в условиях использования специально разработанных методик и технологий формирования здорового образа жизни; - формирование ценностного отношения подростков к здоровью, здоровому образу жизни; - формирование здоровых навыков и привычек школьников [1, c. 89]. Данные условия позволяют реализовать целевую установку, принципы, структурные компоненты и критерии эффективности формирования здорового образа жизни у подростков 13-14 лет. Наиболее адекватная реализация организационно-педагогических условий формирования здорового образа жизни школьников возможна посредством построения модели организации процесса. Данная модель включает в себя цель, принципы, педагогические условия, которые направлены на формирование здорового образа жизни, методики и технологии формирования ЗОЖ, формы физкультурной деятельности, ожидаемые результаты. Она концептуально объединяет все содержательные характеристики формирования у подростков представлений о здоровом образе жизни. Важную роль в формировании здорового образа жизни подростков играет семья. Все родители хотят видеть своих детей здоровыми, веселыми, физически и интеллектуально развитыми. Поэтому необходимо в семье создать условия для реализации у подростков потребности в активных движениях, которые повышают устойчивость к заболеваниям, мобилизуют защитные силы растущего Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 10/2020 http://tribune-scientists.ru 4 организма. Дети полностью усваивают образ жизни родителей, их привычки, отношение к жизни. Положительный пример родителей существенно влияет на формирование у подростка здорового образа жизни [5, c. 32]. Таким образом, проблема здоровья и здорового образа жизни подрастающего поколения заключается в необходимости комплексного подхода к изучению и поиску новых средств и мероприятий, формирующих установки на здоровый образ жизни подростка, определить наиболее благоприятные условия повышения эффективности процесса, так как в подростковом возрасте нарушенное здоровье еще обратимо и поддается коррекции. Список литературы: 1. Воронова Е.А. Здоровый образ жизни в современной школе. Программы, мероприятия, игры. М.: Феникс, 2015. 179 c. 2. Куценко Г.И. Книга о здоровом образе жизни. М.: Профиздат, 2015. 256 c. 3. Марков В.В. Основ здорового образа жизни и профилактика болезней. М.: Академия, 2011. 320 с. 4. Назарова Е.Н. Здоровый образ жизни и его составляющие. М.: Академия, 2016. 256 c. 5. Туманян Г.С. Здоровый образ жизни и физическое совершенствование. М.: Академия, 2009. 336 с. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 10/2020 http://tribune-scientists.ru 5