- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР
Статья опубликована в журнале за "Октябрь 2020"
Автор(ы) статьи: Черкашиной Т.Р.
PDF файл статьиУДК 13.00.02 Черкашина Танзиля Равильевна студентка 3 курса магистратуры, факультет психологии специального образования Самарский государственный социально-педагогический университет Россия, г. Самара e-mail: bagautdinova-1983@mail.ru Научный руководитель: Нестерова Т.В., доцент, кафедра логопедии, специальной педагогики и специальной психологии Самарский государственный социально-педагогический университет Россия, г. Самара ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР Аннотация: В статье показаны результаты экспериментальной работы по выявлению актуального уровня сформированности диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста. Определены критерии (когнитивно- содержательный, потребностно-мотивационный, деятельностно-речевой), показатели и уровни сформированности навыков диалогической речи у детей младшего дошкольного возраста, подобран и адаптирован диагностический инструментарий. Представлены результаты работы на констатирующем этапе исследования. Ключевые слова: дети дошкольного возраста., диалогическое общение, диагностика, критерии, показатели, уровни сформированности диалогической речи. Cherkashina Tanzilya ravilyevna 3rd year master student, faculty of psychology and special education Samara state social and pedagogical University Russia, Samara Research supervisor: Nesterova T. V. associate Professor, Department of speech therapy, special pedagogy and special psychology Samara state socio-pedagogical University Russia, Samara EXPERIMENTAL STUDY OF DIALOGIC SPEECH OF PRESCHOOL CHILDREN WITH ONR 1 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 10/2020 http://tribune-scientists.ru Abstract: The article shows the results of experimental work to identify the current level of formation of Dialogic speech in older preschool children. Criteria (cognitive-content, need-motivation, activity-speech), indicators and levels of formation of Dialogic speech skills in children of early preschool age were determined, diagnostic tools were selected and adapted. The results of the work at the ascertaining stage of the study are presented. Keywords: preschool children, Dialogic communication, diagnostics, criteria, indicators, levels of Dialogic speech formation. Многие исследователи при изучении детей с речевыми нарушениями отмечают особенности не только в их речевом развитии, но и в развитии таких психических процессов, как восприятие, внимание, память, мышление (Б.М. Гриншпун, Г.В. Гуровец, С.И. Маевская, Е.М. Мастюкова, Е.Ф. Соботович, Л.С. Цветкова и др.). Анализ литературы по специальной психологии и педагогике, данных экспериментального изучения проблемы речевого и общего развития ребенка позволяет отметить следующие основные условия полноценного, гармоничного развития детей: благоприятное сочетание биологических и социальных факторов; эмоциональное общение и сотрудничество с окружающими взрослыми; ранняя организация предметно-практической и игровой деятельности ребенка; своевременное включение речевой деятельности в процесс общения и познания. Разностороннее влияние театрализованной деятельности на личность ребенка позволяет использовать их как активное, но ненавязчивое педагогическое средство. Так, участвуя в театрализованной деятельности, дети глубже познают окружающий мир, становятся участниками событий из жизни животных, растений и людей, совершенствуют навык воплощать в игре определенные переживания. Одновременно театрализованная деятельность прививает ребенку устойчивый интерес к родной культуре, литературе, театру как виду искусства. Как известно, театрализованная деятельность пользуются у детей неизменной любовью. Именно в игре ребёнок чувствует себя более раскованно, Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 10/2020 http://tribune-scientists.ru 2 свободно и естественно. Все дети обладают одаренностью, которая обнаруживается в игре и проявляется и в наблюдательности, и в зорком схватывании ими сходства и характерных черт, и в необыкновенно развитом инстинкте подражания. В процессе анализа результатов констатирующего эксперимента была получена развернутая характеристика количественных и качественных особенностей формирования диалогической речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. 0 низкий 100% 35% 40% уровень 65% 60% средний 0% 0% уровень КГЭГ Рис. 1 Уровень развития диалогической речи у детей дошкольного возраста (констатирующий этап эксперимента) Изучение показало, что у детей с общим недоразвитием речи сформированы в основном ситуативно-деловая (70%) и внеситуативно- познавательная (30%) формы общения (см. рис. 2). У дошкольников с нормами в речевом развитии ситуативно – деловая (15%) внеситуативно – познавательная (55%) и ситуативно – личностная (30%) формы общения 0% 100% 30%30% внеситуативно- личностная 50% 70%55% форма общения 15% 0% КГЭГ Рис. 2 Ведущая форма общения у детей дошкольного возраста по методике М.И. Лисиной (констатирующий этап эксперимента) Таким образом, у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи немного снижена потребность в общении как со взрослыми, так и со сверстниками. Обращение к взрослому как к партнеру по деятельности Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 10/2020 http://tribune-scientists.ru 3 отмечалось редко. Невелико было количество контактов, обусловленных познавательным отношением к объектам деятельности, относительно редко наблюдались личностные контакты со взрослым. Предпочтительным видом коммуникации являлось совместное чтение и обсуждение книг. У детей отмечалась содержательная бедность, структурная неполнота используемой речевой продукции. Преобладавшее число контактов детей носило ситуативный характер. Выявился средний уровень личностной активности. Во время эксперимента дети использовали коммуникативные трудности. Несформированность мотивационного компонента общения определила низкий уровень развития речевых средств: снижение речевой активности, низкий уровень переработки словесной информации, ситуативность речи и других особенностей коммуникативных умений, малоразговорчивость, малоинициативность, снижение активности общения. Таким образом, анализ проведенного экспериментального исследования свидетельствует: старшие дошкольники с общим недоразвитием речи значительно отстают от сверстников с нормами речевого развития в овладении навыками связной диалогической речи. Результаты констатирующего этапа эксперимента показали необходимость проведения целенаправленной работы по развитию диалогической речи у детей дошкольного возраста с ОНР. Наиболее эффективным, по нашему мнению, является использование в данной работе театрализованной деятельности. Анализ результатов экспериментального исследования уровня сформированности диалогической речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи предопределил необходимость проведения формирующего этапа исследования Опираясь на работы Антипиной А.Е., Артемовой Л.В., Вакуленко Ю.А., Тумановой Т.В., Филичевой Т.Б. нами был разработан цикл мероприятий, направленных на развитие диалогической речи детей с ОНР. В период с мая 2020 г. по октябрь 2020 г. работа проводилась фронтально, подгруппами и Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 10/2020 http://tribune-scientists.ru 4 индивидуально как на занятиях, так и в свободное время. Театральная пятница проводилась в виде мероприятия в течении 30 – 40 минут. За данный период было проведено 28 театральных пятниц. Начиная работу, свою цель мы видели в том, чтобы создать максимально благоприятные условия для формирования диалогической речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. При этом мы учитывали то, что через театральную деятельность дети осваивают основные творческие позиции: во-первых, это позиция автора, во-вторых, позиция исполнителя (актера), в-третьих, слушателя (зрителя). Список литературы: 1. Алексеева М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. М.: Просвещение, 2005. 400 с. 2. Антипина А.Е. Театрализованная деятельность в детском саду. М.: Сфера, 2006. 194 с. 3. Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников. М.: ВЛАДОС. 2007. 136 с. 4. Аханькова Е.В. Учим детей с общим недоразвитием речи творческому рассказыванию // Дошкольное воспитание. 2002. № 12. С. 33-40. 5. Ахманова О. С. Словарь лингвистических терминов. М.: Либроком, 2010. 559 с. 6. Ахутина Т.В. Порождение речи: Нейролингвистический анализ синтаксиса. М.: Изд-во МГУ. 1989. 213 с. 7. Ахутина Т.В. Преодоление трудностей учения: нейропсихологический подход. СПб.: Питер. 2008. 320 с. 8. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения. М.: Педагогика, 1997. 254 с. 9. Бабина Г.В. Особенности понимания и репродуцирования текстов младшими школьниками с общим недоразвитием речи // Актуальные проблемы развития речи и лингвистического образования детей. Орел, 2002. С. 197-199. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 10/2020 http://tribune-scientists.ru 5 10. Вакуленко Ю.А. Театрализованные инсценировки сказок в детском саду. Волгоград, 2007. 93 с. 11. Вершина О.М. Особенности общения у детей с общим недоразвитие речи. М.: Просвещение, 2003. 246 с. 12. Волкова Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. СПб.: Детство-пресс, 2007. 144 с. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 10/2020 http://tribune-scientists.ru 6