- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
ВЛИЯНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА РАЗВИТИЕ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
Статья опубликована в журнале за "Октябрь 2020"
Автор(ы) статьи: Ермолаева И.Ю.
PDF файл статьиУДК 658.6 Ермолаева Иванна Юрьевна студентка 3 курса магистратуры, факультет сферы обслуживания и управления Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова Воронежский филиал, Россия, г. Воронеж e-mail: chudakova_lena@mail.ru Научный руководитель: Полянский К.К., доктор технических наук, профессор, профессор кафедры коммерции и товароведения Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова Воронежский филиал, Россия, г. Воронеж ВЛИЯНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА РАЗВИТИЕ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ Аннотация: Статья посвящена вопросам развития инновационных технологий в сфере торговли, развитию ИТ-инноваций в России. Определено, что развитие инновационных технологий является важным фактором, повышающим производительность труда в торговле, а их эффективность может быть разной для различных торговых предприятий и определяется сложным взаимодействием между информационными технологиями и рядом дополнительных факторов, наличием профессиональных менеджеров в сфере инновационных технологий, условиями ведения бизнеса, доступом к научно- техническим разработкам. Ключевые слова: инновации, инновационные технологии, информационные системы, цифровая экономика, информационно- коммуникационных технологий. Ermolaeva Ivanna Yurievna 3rd year master student, faculty service and management Plekhanov Russian University of Economics Voronezh branch, Russia, Voronezh Scientific adviser: Polyansky K.K., doctor of technical sciences, professor, professor of the department of commerce and commodity science Plekhanov Russian University of Economics Voronezh branch, Russia, Voronezh 1 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 10/2020 http://tribune-scientists.ru ENTERPRISE INFLUENCE OF INNOVATIVE TECHNOLOGIES ON THE DEVELOPMENT OF COMMERCIAL ACTIVITIES OF THE TRADING Abstract: The article is devoted to the development of innovative technologies in trade, the development of IT innovations in Russia. It has been determined that the development of innovative technologies is an important factor that increases labor productivity in trade, and their efficiency can be different for different trade enterprises and is determined by the complex interaction between information technologies and a number of additional factors, the presence of professional managers in the field of innovative technologies, business conditions, access to scientific and technical developments. Key words: innovation, innovative technologies, information systems, digital economy, information and communication technologies. Стремительное* развитие инновационных технологий за последнее время оказало колоссальное влияние на трансформацию экономических отношений. Такой ресурс, как информация, стало определять экономическое развитие и потенциал экономики в целом, а также и конкретных хозяйствующих субъектов. Признаками нового этапа стали заметное ускорение технического прогресса, автоматизация труда, увеличение спроса и предложения в сфере услуг и информационном секторе, появление нового типа используемых в производстве товаров и услуг ресурсов, воздействующих на производительность труда и издержки, увеличившаяся информационная емкость производимой продукции и/или услуги. Появление глобальной сети Интернет и развитие компьютерной техники способствовали возникновению новых экономических категорий. Электронная торговля, электронные деньги и другие новации прочно вошли в повседневную жизнь общества. Приобрела новые формы трудовая деятельность, возникли новые типы организаций (на месте традиционных, в достаточной степени изученных форм, таких как иерархия, стали появляться новые, сетевые организации), сформировались экономические институты, основанные на взаимодействии агентов по средствам информационно-коммуникационных технологий. Ряд авторов, исследуя роль инновационных ИТ-технологий в Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 10/2020 http://tribune-scientists.ru 2 современной коммерческой деятельности, отмечают важность этого фактора. Регулярный мониторинг процессов в сфере ИТ-инноваций и моделирование показателей, воздействующих на основные характеристики результативности этого сектора, позволяют сегодня получить информацию, необходимую для лиц, принимающих управленческие решения, а также для руководителей и предпринимателей различного уровня [1, с. 36]. Анализ развития ИТ-инноваций в России показал ряд проблем, ключевой из них называют цифровое неравенство между субъектами РФ. Ее решение не только лежит в технической плоскости, но и требует ряда социальных преобразований, готовности населения к приобретению знаний и навыков в информационно-коммуникационной сфере. Результатом исследования также является вывод о значительном вкладе современных информационных технологий в инновационное развитие коммерческой деятельности торговых предприятий. Развитие инновационных технологий является важным фактором, повышающим производительность труда в торговле. Их эффективность может быть разной для различных торговых предприятий и определяется сложным взаимодействием между информационными технологиями и рядом дополнительных факторов, наличием профессиональных менеджеров в сфере инновационных технологий, условиями ведения бизнеса, доступом к научно- техническим разработкам и т.д. Как показывает мировой и отечественный опыт, резко увеличить качество и эффективность процессов в торговле возможно за счет внедрения в этот сегмент элементов цифровой экономики. Мировые тенденции, определяющие будущее сферы торговли, тесно связаны с информационными технологиями, которые предоставляют широкие возможности для развития (Рисунок 1). Торговля уже сейчас является одним из крупных потребителей информационных технологий, поскольку они позволяют решать важнейшие для торговых предприятий задачи: прогнозирование спроса, планирование закупок, управление запасами, анализ эффективности и т. п. Более того, торговля сегодня 3 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 10/2020 http://tribune-scientists.ru – одна из немногих отраслей российской экономики, способных инвестировать в новейшие разработки в сфере IT, которые находят оперативное применение в самых разных направлениях работы торговых компаний: для обработки данных и прогнозирования, в омниканальных решениях, различных сервисах. −беспроводные и мобильные технологии ТЕХНОЛОГИИ −дополненная и виртуальная реальность −распознавание изображений и лиц −искусственный интеллект −облачные технологии −машинное обучение −социальные сети −большие данные −многоканальное взаимодействие с покупателями −покупка товаров в реальном времени ВОЗМОЖНОСТИ −новый уровень автоматизации −индивидуализация товаров Рисунок 1. Мировые тенденции, определяющие будущее сферы торговли Современные информационные системы позволяют оптимизировать внутренние и внешние бизнес-процессы: оптимизировать управление запасами и ассортиментом товаров, создать механизмы гибкого ценообразования, автоматизировать взаимоотношения с клиентами. В конечном итоге вложения в инновации позволяют более четко контролировать торговые процессы и повысить финансовый результат. Все крупные розничные торговые сети уже достаточно давно автоматизировали свои основные бизнес-процессы [2, с. 171]. Согласно прогнозам консалтинговой компании Deloitte, в секторе розничной торговли наступило время радикальных преобразований. Благодаря инновационным технологиями, позволяющим всегда оставаться на связи и обеспечивающим беспрецедентно широкие возможности, потребители формируют новые тенденции в покупательском поведении. Основными трендами в сфере информатизации в торговле в РФ являются: управление данными; программы лояльности; системы товарно-финансового планирования; Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 10/2020 http://tribune-scientists.ru 4 технологии «оmni-channel»; автоматизация транспортной логистики; борьба с мошенничеством; маркетинг в социальных сетях; онлайн-инкассация; системы виртуальной и дополненной реальности. Повысить качество обслуживания покупателей и оптимизировать процессы продажи возможно за счет использования современного оборудования, такого как «умные» тележки, кассовая система самообслуживания, «умные» весы и др. Большая часть торговых предприятий пока не занимаются внедрением инновационных технологий или делают это недостаточно активно. Основными причинами такой тенденции являются низкая осведомленность, недостаток необходимых навыков и отсутствие ресурсов. Часто внедрение инноваций не является приоритетной целью для менеджмента компании (чаще малого и среднего формата), поскольку имеющиеся знания о возможностях современных технологий ограничены. Кроме того, у менеджмента компании могут отсутствовать практические навыки по запуску инноваций [3, с. 116]. Использование цифровых технологий значительно повышает качество обслуживания покупателей и оптимизирует процессы продажи товаров и оказания услуг. Для современного этапа развития экономики характерен высокий уровень конкурентной борьбы во всех сферах, а также усиление роли инноваций для достижения конкурентоспособности торговых предприятий. В настоящее время именно инновации диктуют условия на рынке. Таким образом, высокий уровень влияния на бизнес имеют прикладные инновационные решения, которые упрощают работу с отчетностью, ускоряют взаимодействие разных отделов – то есть автоматизируют корпоративные процессы. Сегодня также есть два принципиальных подхода к реализации взаимодействия с покупателем в торговых точках: сделать процесс покупки быстрым или сконцентрироваться на лояльности. Чтобы этого добиться, ритейлеры внедряют POS-решений, инфраструктурные проекты по обновлению устаревших мощностей, постоянно находят новые возможности для бизнеса. Дополнительно запускают мобильное приложение, используют новые способы Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 10/2020 http://tribune-scientists.ru 5 работы с покупателем в торговом зале, осуществляют поиск решений для самообслуживания, используют медиа для демонстрации товаров – все это в концепции «omnichanne». Цифровая трансформация коммерческой деятельности – действительно дает положительный результат. Cписок литературы: 1. Кобзева В.Е. Роль инноваций в развитии предпринимательства в условиях цифровизации экономики // В сборнике: Общество и экономическая мысль в XXI в.: пути развития и инновации материалы VII Международной научно-практической конференции. Редакционная коллегия: А.М. Сысоев, Е.Д. Соломатина, Е.И. Макаров, К.К. Полянский, Д.Н. Нечаев. 2019. С. 34-39. 2. Федюнин Д.В. Методология и методы управления инновациями в розничной торговле: монография / под общей редакцией д.э.н., проф. Лочана С.А. М.: КноРус. 2013. 209 с. 3. Лапидус Л.В. Цифровая экономика: управление электронным бизнесом и электронной коммерцией: монография. М.: ИНФРА-М, 2020. 381 с. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 10/2020 http://tribune-scientists.ru 6