- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
ПРОТИВОРЕЧИЯ В ПОНИМАНИИ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ 5-6 КЛАССОВ
Статья опубликована в журнале за "Октябрь 2020"
Автор(ы) статьи: Осипова И.О.
PDF файл статьиУДК 372.851 Осипова Ирина Олеговна студентка 2 курса магистратуры, факультет физики и математики Благовещенский государственный педагогический университет, Россия, г. Благовещенск e-mail: bikbova.irina2011@yandex.ru Научный руководитель: Днепровская О.А., кандидат педагогических наук, доцент Благовещенский государственный педагогический университет, Россия, г. Благовещенск ПРОТИВОРЕЧИЯ В ПОНИМАНИИ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ 5-6 КЛАССОВ Аннотация: В данной статье раскрываются противоречия в понимании вычислительной культуры школьников. Рассматриваются требования к математической подготовке обучающихся по ФГОС. Ключевые слова: вычислительная культура, начальное образование, сознательный анализ, интерпретация результатов, противоречия, потребности общественности, ценностные установки. Osipova Irina Olegovna 2nd year master student, Faculty of Physics and Mathematics Blagoveshchensk State Pedagogical University, Russia, Blagoveshchensk Scientific adviser: Dneprovskaya O.A., candidate of pedagogical sciences, associate professor Blagoveshchensk State Pedagogical University, Russia, Blagoveshchensk CONTRADICTIONS IN THE UNDERSTANDING OF COMPUTATIONAL CULTURE 5-6 CLASSES Abstract: This article reveals the contradictions in understanding the computational culture students. The requirements for the mathematical training of students according to the Federal State Educational Standard are considered. Key words: computational culture, primary education, conscious analysis, interpretation of results, contradictions, public needs, value attitudes. 1 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 10/2020 https://tribune-scientists.ru В настоящее время система школьного образования, также начального, связана с включением Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) начального общего образования, в котором достижение личностных и метапредметных результатов разбирается наравне с предметными. Считается, что добиться подобных результатов на вычислительном содержании вероятно лишь в парадигме вычислительной культуры, анализируемой с точки зрения междисциплинарного подхода [7]. С теоретической точки зрения в понимание вычислительной культуры основным считается понимание школьниками сущности понятий и их взаимосвязей, вероятность переноса в прочие ситуации, сознательный анализ и интерпретация результатов. В нынешнем начальном образовании можно выделить ряд противоречий, который связан с обучением вычислениям [1]. К первому противоречию относятся современные международные требованиями к математической подготовке обучающихся (изучения в рамках Международной программы PISA), с действительно наличествующими связями математики с остальными учебными предметами, с жизнью, с одной стороны, и недостаточным осуществлением межпредметных связей в обучении математике, неумением школьников использовать собственные знания и умения в нетрудных ситуациях, выходящих за рамки узко учебных, - с другой стороны [5]. Вторым противоречием являются потребности общественности, ценностными установками культуры, с одной стороны, и традицией, с другой стороны (рис.1). Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 10/2020 https://tribune-scientists.ru 2 важно формировать у школьников целостную картину мира, но при этом в школьной практике мало внимания уделяется установлению разнообразных связей, без которых целостность не может быть достигнута; важно развитие личности, в том числе ее мотивации, но этому при обучении вычислениям не уделяется должного внимания (в основном развиваются внешние мотивы); важно учить решать проблемы в неопределенных ситуациях, формировать исследовательскую позицию, но мало внимания уделялось включению детей в учебную исследовательскую деятельность на вычислительном содержании; школьник должен стать субъектом учебной деятельности, но при выполнении вычислений чаще находится в положении объекта педагогических воздействий; в информационном обществе ученику необходимо овладевать информационными умениями, школьным математическим языком, моделированием, но в практике работы школы на вычислительном содержании до последнего времени этому не уделялось достаточного внимания. Рисунок 1 - потребности общественности в формировании вычислительной культуры [5] К третьему противоречию относится фундаментальное значение линии числа в курсе математики 1–11 классов и тем, что усвоение числа в начальной школе не закладывает соответственную базу. Линия числа стала ведущей линией как начального курса математики, так и курса 5–6 классов. Например, расширения представления числа (из арифметики) Ю. М. Колягин полагал одной из главных идей школьного курса математики вместе с идеями предела и функциональной зависимости, а определение взаимосвязей между ними, считал нужным условием решения проблемы преемственности в обучении математике [4]. Помимо этого, представление «число» входит в перечень основных понятий школьного курса начал математического анализа наравне с представлениями «функция» и «непрерывность», содержащие его главный Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 10/2020 https://tribune-scientists.ru 3 гуманитарный потенциал и обладающих метапредметным характером (так как заложенные в них идеи сосредоточивают в себе обширную область знания и имеют существенное прикладное значение (Соколовский И. Ф.) [6]. К четвертому противоречию относится то, что вычислительная культура обучающихся не носит метапредметный характер, а определяется у обучающихся как сугубо предметный результат обучения. К пятому противоречию относится то, что первоначальная и главная по объему работа школьников с натуральными числами и нулем совершается в начальных классах, школа и общественность испытывают потребность в том, чтобы в 5 класс приходили «культурные вычислители», и тем, что проблема о вычислительной культуре обучающихся в явном виде не ставился и не решался [3]. При всем этом культура вычислений с натуральными числами и нулем является краеугольным камнем общей вычислительной культуры школьников (Ю. М. Колягин) [4]. Таким образом, можно сделать вывод, что первое, четвертое и частично второе противоречия связаны с отсутствием междисциплинарности в обучении вычислениям, а третье связано с недостаточным вниманием к внутрипредметным связям в курсе математики. Список литературы: 1. Дусавицкий А. К. Развитие личности в учебной деятельности. Харьков, 2008. 216 с. 2. Ивашова О. А. К вопросу о рационализации вычислений // Начальная школа. 1998. № 2. С. 86−90. 3. Ивашова О. А. Развитие математической культуры школьников на метаметодической основе: Учебно-метод. пособ. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена. 2006. 35 с. 4. Колягин Ю.М., Луканкин Г.Л. и др. Методика преподавания математики в средней школе. Частные методики. М.: Просвещение. 1977. 480 с. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 10/2020 https://tribune-scientists.ru 4 5. Снегурова В.И. Технология использования индивидуализированной системы задач как средство развития математической культуры учащихся: Дис. … канд. пед. наук. СПб., 1998. 156 с. 6. Соколовский И.Ф. Вычислительная культура как основа методики введения начал математического анализа в средней школе: Дис. … кан. пед. наук. Л., 1988. 198 с. 7. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки РФ (Стандарты второго поколения). М.: Просвещение, 2010. 32 с. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 10/2020 https://tribune-scientists.ru 5