- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
ФОРМИРОВАНИЕ НАГЛЯДНО-ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗПР В ПРОЦЕССЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ
Статья опубликована в журнале за "Октябрь 2020"
Автор(ы) статьи: Бурцева Г.И.
PDF файл статьиУДК 37.04 Бурцева Галина Ивановна студентка 3 курса магистратуры, факультет педагогики и психологии Алтайский государственный педагогический университет, Россия, г. Барнаула e-mail: w.w.w.burceva@mail.ru Научный руководитель: Сурнина М.В., кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой специальной педагогики и психологии Алтайский государственный педагогический университет, Россия, г. Барнаула ФОРМИРОВАНИЕ НАГЛЯДНО-ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗПР В ПРОЦЕССЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ Аннотация: В статье рассматриваются особенности формирования наглядно-образного мышления у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР. Раскрываются возможности преодоления отставания развития мыслительных процессов у детей имеющих ЗПР в процессе психолого- педагогического сопровождения. Ключевые слова: мышление, наглядно-образное мышление, задержка психического развития, психолого-педагогическое сопровождение, коррекционная работа. Burtseva Galina Ivanovna 3rd year master's student, faculty of pedagogy and psychology Altai state pedagogical University, Barnaul, Russia Scientific supervisor: M. V. Surnina, candidate of pedagogical sciences, associate professor head of the department of special pedagogy and psychology Altai state pedagogical University, Barnaul, Russia FORMATION OF VISUAL-FIGURATIVE THINKING IN OLDER PRESCHOOL CHILDREN WITH MENTAL RETARDATION IN THE PROCESS OF PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT 1 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 10/2020 https://tribune-scientists.ru Abstract: The article discusses the features of the formation of visual-figurative thinking in older preschool children with mental retardation. The possibilities of overcoming the lag in the development of mental processes in children with mental retardation in the process of psychological and pedagogical support are revealed. Key words: thinking, visual-imaginative thinking, mental retardation, psychological and pedagogical support, correctional work. Умственное развитие ребенка является основой формирования его как личности, ориентировки в окружающей действительности, постоянно изменяющейся обстановки. В основном уровень развития ребенка определяет и уровень его интеллекта. Мышление является одной из основополагающих для развития личности высших психических функций. Формирование мышления происходит в онтогенезе. До трёх лет у ребёнка формируется наглядно- действенное мышление, затем до 7 лет – наглядно-образное и словесно- логическое. Несмотря на то, что формирование мышления происходит последовательно, все три его формы не исключают друг друга, а продолжают сосуществовать на протяжении жизни. Наглядно-образное мышление рассматривается, как возможность оперировать конкретными образами предметов при решении тех или иных задач. Наглядно-образное мышление непосредственно взаимосвязано со всеми видами мышления и является результатом усвоения социального опыта. Становление наглядно-образного мышления ребенка в дошкольном возрасте происходит через непосредственный контакт с окружающим миром. Дети дошкольного возраста взаимодействуют с предметами, окружающими их, непосредственно, через практическую деятельность, учатся сравнивать их, группировать, классифицировать. Наглядно-образное мышление реализуется за счёт оперирования в уме образами-представлениями о предметах или их изображениях. Как показывают результаты исследований, не у всех детей дошкольного возраста формирование наглядно-образного мышления происходит с одинаковой интенсивностью. Например, формирование наглядно-образного мышления старших дошкольников с задержкой психического развития, хотя в целом, подчиняется общим закономерностям, но при этом происходит с отставанием в среднем на Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 10/2020 https://tribune-scientists.ru 2 1-2 года. При этом отставание обусловлено степенью выраженности задержки психического развития. Мышление детей с ЗПР имеет ряд особенностей и характеризуется как несформированностью отдельных мыслительных операций, так и нарушением развития мыслительной деятельности в целом. Отмечается поверхностность мышления, его направленность на случайные, единичные признаки, инертность, малоподвижность мыслительных процессов, склонность к копированию, подражательности. Отставание в развитии мышления выступает в качестве одной из основных черт, отличающих детей с ЗПР от нормально развивающихся сверстников. В теории и практике современной дефектологии доказано, что задержка психического развития у детей дошкольного возраста в целом, и недостатки развития мышления в частности, могут быть компенсированы за счёт организации целенаправленной коррекционной работы. Для того чтобы преодолеть отставание в развитии наглядно-образного мышления старших дошкольников с ЗПР требуется проведение целенаправленной коррекционно- развивающей работы. В последние годы, учителя-дефектологи дошкольных образовательных организаций всё чаще в работе с детьми, имеющими дефекты развития, используют возможностям психолого-педагогического сопровождения. Такое внимание обусловлено тем, что психолого- педагогическое сопровождение позволяет объединить силы всех участников образовательно-воспитательного процесса и сделать коррекционно- развивающую работу непрерывной и адресной. Ю. А. Афонькина, И. И. Усанова и О. В. Филатова под «психолого- педагогическим сопровождением», понимают целостную систему, в процессе деятельности которой создаются социально-психологические и педагогические условия для успешного развития и обучения каждого обучающегося в процессе обучения [1]. Проблема организации психолого-педагогического сопровождения дошкольников с ЗПР рассматривается в работах Т. В. Ахутиной, Н. Ю. Боряковой, Т. А. Власовой, Н. Я. Семаго, М. М. Семаго, У. В. Ульенковой. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 10/2020 https://tribune-scientists.ru 3 Психолого-педагогическое сопровождение развития ребенка с ЗПР строится на следующих принципах: рекомендательный характер советов; первостепенная важность детских интересов; непрерывность сопровождения; мультидисциплинарность сопровождения [5]. Сопровождение детей с ЗПР педагогом-дефектологом реализуется в следующих направлениях: диагностическое направление, в рамках которого проводится работа направленная на определение уровня актуального развития ребенка, выявление причин и механизмов трудностей в обучении, а также определение мер коррекционного воздействия; коррекционное направление предполагающее определение содержания и форм коррекционно-развивающей работы, а также непосредственно проведение комплекса мер по преодолению недостатков и трудностей в обучении; консультативно-просветительское направление, нацеленное на обеспечение сотрудничества и взаимодействия между всеми участниками коррекционного и воспитательно-образовательного процесса; аналитическое направление, в рамках которого проводится анализ процесса коррекционного воздействия на развитие детей и оценку его эффективности, а также анализ и оценка взаимодействия специалистов. Таким образом, психолого-педагогическое сопровождение предоставляет учителю-дефектологу ДОО организовать целенаправленную систематическую коррекционную работу с детьми и привлечь к ней всех участников образовательного процесса для обеспечения её комплексности и непрерывности. Такая организация работы позволяет добиваться значительных успехов в деле формирования наглядно-образного мышления у старших дошкольников с ЗПР. Cписок литературы: 1. Афонькина Ю.А. Технологии комплексного сопровождения детей: учебное пособие. Волгоград: Изд-во «Учитель», 2016. 67 с. 4 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 10/2020 https://tribune-scientists.ru 2. Деревянкина Н.А. Психологические особенности дошкольников с задержкой психического развития: учебное пособие. Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К.Д.Ушинского, 2003. 77 с. 3. Джапарова С.Ш. Нарушения наглядно-образного мышления детей с задержкой психического развития // Профессиональная подготовка педагогов к работе в условиях инклюзивного образования: материалы научно-практической конференции. Семфирополь, 2017. С. 81-83. 4. Шепилова Е.Д. Особенности развития мышления у детей дошкольного возраста с ЗПР // Новая наука: От идеи к результату. 2016. № 6-1. С. 104-106. 5. Юрловская И.А. Индивидуальный маршрут сопровождения ребенка с проблемами в развитии // Экономические и гуманитарные исследования регионов. 2018. № 4. С. 69-76. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 10/2020 https://tribune-scientists.ru 5